Младенцы Вифлеемские

Школа православия

Евангелие от Матфея сохранило для нас рассказ о трагедии, случившейся в Вифлееме в те дни, когда родился Христос. Святые мученики, невинные младенцы Вифлеемские – четырнадцать тысяч новорожденных, казненных в Вифлееме по приказу царя Ирода. Столь жестокий поступок был совершен потому, что Ирод боялся исполнения пророчества – рождения от Пресвятой Девы Марии Сына Божьего, Который станет Царем Иудейским. Так как царь не имел ни малейшего представления, где искать ребенка, он приказал убить всех только что рожденных мальчиков, а также детей возрастом до двух лет в городе и прилегающих к нему территориях. Убиенные младенцы явились для Церкви первыми мучениками во имя Христа. В Евангелии не указывается точное число погибших, но церковное предание говорит о четырнадцати тысячах младенцев, маленьких детей, убитых по приказу жестокого царя.

Празднование в честь невинно убиенных младенцев совершается раз в год – 11 января (29 декабря по старому стилю) – день, когда, согласно Евангелию от Матфея, произошло в Вифлееме убиение младенцев по приказу царя Ирода.

Первое изображение святых мучеников, невинных младенцев Вифлеемских, датируется пятым веком. Это была не икона, а мозаика в римской церкви Санта Мария Маджоре, на которой мы видим царя Ирода, отдающего приказ своим воинам об убиении новорожденных. Ирод, сидящий на троне, изображен в нимбе, это знак царского величия. Рядом – толпа женщин с распущенными, в знак печали, волосами, которые держат на руках детей. На этой мозаике нет кровавой сцены убийства, лишь намек на него. Начиная с эпохи Возрождения, художники старались показать именно весь драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона, либо с трона, установленного на возвышении, что также символизирует величие. Жестокий сюжет чаще можно было увидеть на картинах и фресках.

В иконах же, наоборот, больше внимания уделяется именно младенцам. Их изображают в белых одеяниях – знак невинности и чистоты. В руках они могу держать красные крестики, символ мученичества за Христа. Сюжет убиения и плачущих матерей уходит на дальний план. Невинных младенцев изображают на фоне «горки» (это изображение гор на православных иконах) или пещеры, так как самым известным местом поклонения святым мученикам является пещера, что находится около храма Рождества Христова в Иерусалиме. Также младенцев изображают на верхней части иконы в облаках с Иисусом Христом или на покрове, который держат ангелы. Это символизирует, что ныне они пребывают в Царствии Небесном, рядом с Тем, за Кого претерпели невинные страдания. Погибшие младенцы изображаются с нимбами и почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Рядом часто мы видим Самого Иисуса Христа, нередко в юношеском или младенческом возрасте, поскольку на тот момент Он и Сам был Младенцем.

На изображениях, фресках и иконах иногда присутствует праведная Елисавета, спасающая маленького Иоанна Крестителя, или Сама Богородица с Младенцем Иисусом Христом.

Могут быть также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества. Нередко встречается икона с красным фоном, символом мученичества и страдания, ведь ранее этот день считался одним из самых несчастных дней в году.

Перед иконой «Вифлеемские младенцы» обычно молятся об умерших некрещеных младенцах, об убиенных во чреве и о умерших во чреве или при родах младенцах.

Мария ПОНОМАРЕВА

Рейтинг статьи
Православный Симбирск