ИСТОРИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Школа православия

По иудейской традиции рожденного в мир Мессию обрезали на восьмой день и нарекли имя Иисус. Некогда Аврааму Бог повелел именно так поступать с каждым младенцем мужского пола. Это делалось во свидетельство принадлежности ребенка к избранному Богом народу. Мария и Иосиф исполняют все обязанности по Закону Моисееву и, кроме того, что обрезывают младенца, приносят жертву за него «две горлицы или двух птенцов голубиных». Существовал обязательный для всех животных и людей в Ветхом Завете закон: каждый перворожденный мужского пола посвящался Господу. Однако, чтобы род не прекращался, можно было «выкупить» младенца, вот поэтому и приносилась жертва, равная примерно 70 граммам серебра, в храм. Каждая женщина после родов мальчика считалась в течение 40 дней нечистой, а затем должна была принести в храм жертву «за грех» – агнца или молодого голубя. Если средств на агнца у нее не было, то она приносила в жертву второго голубя, что и сделала Мария и из чего мы понимаем, что их семья была бедной.

В храме, как мы знаем, произошло то событие, которое вошло в наш годичный круг праздников как Сретение, или по-­русски «встреча». Праведный Симеон и пророчица Анна, находящиеся в Храме Иерусалимском, встретили святое семейство и в связи с этим произнесли ряд пророчеств. Так, в особенности обращает на себя внимание пророчество Симеона о том, что Иисус, сын Марии, станет Спасителем всех народов, тогда как иудеи, а именно из них был Симеон, веровали в то, что Мессия только для них, их Спаситель. Тем удивительнее слова праведного! И уже с первых лет существования Церкви в ней укрепилась идея универсальности спасения (см. слова апостола Павла о том, что во Христе не имеет силы «ни обрезание, ни необрезание»). Об этом должны помнить и все мы: Христос пришел для каждого человека – жившего, или живущего, или будущего жить на земле, вне зависимости от его национальности. У нас часто думают, что только русские наследуют вечное блаженство, но это не так, ведь наследует спасение всякий, кто покорится Христу. Об этом также говорил Симеон, когда произнес, что Иисус пришел на падение и на возвышение многих. Так и до сегодняшнего дня: человек встречается со Христом и не может остаться равнодушным, тогда либо он покоряется и обретает через то свободу, либо, наоборот, в призрачной свободе этого века обретает вечное порабощение демоническими силами.

После обрезания и сретения велением ангела святое семейство бежит в Египет. С одной стороны, таким образом исполнится пророчество «от Египта воззвал Я Сына Своего», с другой – Младенец Иисус избавляется от того ужасного события, которое последовало за невозвращением волхвов к Ироду. Этот исторический персонаж был весьма кровожаден, но еще более имел паранойю в отношение собственной власти. Это породило массу кровавых событий и массовых убийств, он не жалел даже собственных чад. В истории сохранилась горькая шутка о том, что «лучше быть свиньей в доме Ирода, чем его сыном». Так вот, именно он, выведав примерные сведения о рождении будущего, со слов волхвов, царя, приказал умертвить всех детей до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. В истории, как это очень часто бывает, событие избиения младенцев крайне преувеличено. Говорят о 14, а иногда и 144 тысячах младенцев. Это, конечно, не так, ведь само население Вифлеема было в районе 500 человек. Однако это нисколько не оправдывает поступок злого царя.

Дальнейшая евангельская история очень скупо повествует о возвращении из Египта Иосифа, Марии и Иисуса и их дальнейшей жизни. Знаем только, что Христос был плотником, помогал отцу делать орудия труда для соседей по городу, которые занимались сельским хозяйством в большинстве своем. Также знаем о том, что семья Иисуса была благочестива и ходила на праздники в Храм. Напомню, что сходить в Храм в то время – это вовсе не то же самое, что сейчас. Это означает, что все жители стекались в Иерусалимский Храм, ибо это было единственное место на земле, где принималась жертва Богу.

Наиболее важным событием, разделившим историю земной жизни Мессии, стало Его крещение, которое мы торжественно празднуем даже до сего дня.

Три евангелиста рассказывают нам об этом событии. Практически все они идентичны в воспроизведении свидетельств крещения. Иисус приходит к Иоанну Предтече и просит крестить Его. Эта просьба вызывает у Иоанна противоречие. Он искренне считает, что сам должен креститься у Иисуса, ибо видит в последнем Сына Божия, но Христос отвечает Крестителю: надлежит исполнить правду Божию. Предтеча соглашается и погружает (а именно так дословно переводится привычное нам «крестит» с древнегреческого) Иисуса. И тотчас – как написано в Евангелии от Марка – увидел Иоанн разверзающиеся Небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Стоит об этой строке дать некоторые комментарии.

Во-­первых, само по себе слово «тотчас» у Марка – сигнал к тому, что сейчас произойдет нечто чудесное, этакий маркер. Во-­вторых, кто увидел? В нашем синодальном переводе Иоанн, но Иоанн написан курсивом, если вы присмотритесь. Это так называемая конъектура, то есть то слово, которое вставили переводчики (а в оригинале оно отсутствует), чтобы пояснить смысл. К сожалению, они не всегда бывают точны и некоторые конъектуры не точно передают текст. В данном случае точнее сказать, что увидел Тот, Кто крестился, то есть Сам Господь. В-­третьих, что увидел? Небеса были словно прорезаны, они разрывающиеся. Стоит сказать, что, по поверьям иудеев, со времен последнего пророка Небеса закрылись и более не открывались людям. А они верили, что Небеса закрывают Бога от них. Также иудеи верили, что когда придет Мессия, то Небеса вновь откроются и люди будут свидетелями Откровения Божия, то есть конца мира прошлого, тленного и начатков будущего века. Согласно такому представлению, мы все с вами живем в апокалиптическое (именно так слово откровение звучит в греческом оригинальном тексте) время. Ну и, наконец, схождение голубя. В нашем синодальном переводе мы читаем о Духе, в виде голубя «сходящего на» Иисуса, а вот в греческом тексте скорее «сходящего в» Иисуса. И не голубь, а горлица. Это связано с тем, что Дух (руах) по-­еврейски женского рода, поэтому и голубица тоже женского. Здесь мы видим, что отныне по человечеству Своему Иисус всегда действует в Духе Святом, Он ведет Его. Кстати, у того же апостола Марка вскоре мы сможем прочитать, как «Дух ведет» Иисуса в пустыню. Так вот, в оригинальном греческом тексте Дух не «ведет», а «выталкивает» Иисуса. Марк хотел подчеркнуть то, что Дух определял все действия Иисуса. Это было важно для того, чтобы подчеркнуть пророческое служение Христа.

Далее, когда Небеса открылись, был глас с Небес. Здесь еще одно важное замечание. Когда иудеи говорят Небеса, то они говорят о Боге, это, можно сказать, слово­заменитель Бога, так как многие из них, ригористично понимая заповедь о непроизнесении имени Божьего, не произносили и само слово Бог. Мы увидим это у Матфея, когда он часто будет говорить не Царство Божие, но Царство Небесное. Так что же сказал Бог? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это не просто красивая фраза, это аллюзия на хорошо известные иудеям места из Писания. Сын Мой возлюбленный – это из интронизационного второго псалма Давидова, царского псалма, чаще всего относящегося именно к грядущему Царю Мессии. Таким образом Бог дает всем понять, Кто крестился – настоящий Христос. Но что дальше? «В Котором Мое благоволение». А это из другого места, не менее важного – пророчества Исаии. Того самого пророчества, которое говорит о «страждущем отроке». Итак, иудеи ждали царя, который пойдет против римлян и освободит всех, сделает их свободными и сильными над всеми прочими народами, но Бог посылает им такого Царя, такого Мессию, Который даст совсем иную свободу – свободу от греха, и не путем борьбы или войны, но путем собственных страданий за все человечество.

Вот что кроется за всего лишь несколькими фразами Писания. Слушателям текста – современникам евангелистов из иудеев – эти намеки были ясны, нам же требуются пояснения или комментарии, чем мы, собственно, и занимаемся на страницах нашей газеты. Поэтому читайте Писание, узнавайте его, ищите в нем Бога, а Господь, видя ищущего, всегда придет навстречу.

Иеромонах Филарет (Кузьмин)

Рейтинг статьи
Православный Симбирск