К сожалению, не всегда человек, который ходит в храм, пусть даже и давно, с полным правом может сказать о себе, что хорошо знает собственную духовную традицию. Люди усваивают какие-то внешние правила благочестия, не стремясь уяснить сути веры. Поэтому особую значимость имеет работа катехизатора, призванного просвещать людей — и тех, кто только только переступил порог храма, и тех, кто уже долгое время старается жить церковной жизнью. Сегодня наш разговор — о проблемах и спорных вопросах катехизации, о кадрах и главном принципе воцерковления — с главным катехизатором Симбирской епархии иереем Андреем Кирюшкиным.
— В 1990е годы стояла задача дать людям элементарные знания о вере, о Церкви. Какие задачи стоят перед катехизаторами сейчас?
— За четверть века многое поменялось в обществе, но немногое — в самих людях. По-прежнему одной из основных задач катехизаторов (тех, кто наставляет в вероучении) является объяснение основных непреложных и, к сожалению, все так же малоизвестных для подавляющей части народа основ Православия. Многие люди называют себя верующими и даже православными, но вера в Бога, которую несут в себе приходящие в храм, зачастую имеет посторонние примеси язычества, слухов и домыслов. Такой человек знает, что Церковь — это некое благо. Но для него лично это благо абстрактно и отдаленно. Задача катехизаторов — познакомить с тем, чему действительно учит Христос и что предполагает христианская жизнь.
— Можно ли научить вере? Или вера уже должна быть у человека в сердце, а катехизация призвана направить ее в правильное русло?
— Привить человеку чувство веры в Бытие Бога невозможно с помощью каких бы то ни было рациональных схем. Процесс катехизации призван направить человека по определенному пути воцерковления, помочь сориентироваться, поставить верные цели пребывания в Церкви.
— Нуждается ли в катехизации человек, уже давно переступивший церковный порог?
— Отсутствие в прихожанах фундаментальных знаний о Православии делает подчас бесплодным многолетнее пребывание некоторых в Церкви, омертвляет и истощает в таковых веру. Поэтому дефицит оглашения (катехизации) тех, кто давно уже ходит в храм, хорошо бы восполнять в воскресных школах для взрослых. Ведь даже тот, кто прекрасно знает правила церковного этикета, всех прихожан и батюшек в городе, не мог бы называться православным христианином только по одному этому набору знаний… Необходимы знания, которые ведут нас ко спасению.
— Какие ошибки могут быть при воцерковлении?
— Каждому человеку от Бога дана свободная воля. Принуждение в вопросах веры недопустимо. Достаточно распространенная ошибка — хвататься за все и сразу, вталкивать в людей то, что они пока вместить не могут. Главный принцип воцерковления — лествица. Все должно быть постепенно.
— Как реализуется катехизация в нашей епархии?
— В большинстве приходов такую деятельность ведут священнослужители, им помогают и миряне, получившие на такую деятельность благословение. Любой приход может помочь в вопросе научения основам Православной веры, если сам человек будет в этом заинтересован. Кроме предкрещальных бесед, существуют и воскресные школы для взрослых, и просветительская литература, которая бесплатно распространяется. В настоящее время мы, конечно, сталкиваемся с проблемой кадров, которые бы занялись массовой просветительской деятельностью на приходах. Этот вопрос Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации планирует решить, в частности, с помощью катехизаторских курсов.
— В этом году духовно-просветительский центр «Апостол» объявил набор слушателей на такие курсы. Набралась довольно большая группа, около 40 человек. Где они смогут найти применение полученным знаниям?
— На различных приходах, где настоятели нуждаются в таких людях.
— Любой ли христианин призван быть катехизатором? Или для этого надо обязательно получать образование? Какими качествами должен обладать катехизатор?
— Почти каждый воцерковленный христианин сталкивается с тем, что ему подчас приходится вести настоящую миссионерскую деятельность среди своих родных, соседей, коллег и т.д. И зачастую действуют не громкие слова и пространные речи, а личный пример благочестия. Поэтому у катехизатора, кроме образования, должен быть духовный опыт. И, конечно, горение к этому делу. Ведь именно этим мы выражаем свою любовь к Богу.
— В некоторых епархиях нашей страны есть практика так называемой «длительной катехизации», когда она проходит не просто в форме двух трех бесед перед Крещением. В течение года людям разъясняются основы вероучения, их знакомят с богослужением, историей Церкви. Как вы думаете, полезно ли такое начинание?
— На мой взгляд, необходимый минимум знаний для принятия Крещения — Символ веры с раскрытием содержания и смысла каждого члена. Если человек согласен с тем, что изложено в Символе веры, имеет намерение исправить свою жизнь, освободить ее от греха через покаяние, не стоило бы выстраивать стены из тех знаний, которые он пока не в силах воспринять. Получение большого объема информации в течение года не заменит очищающей благодати, данной Богом при Крещении, и силы, даруемой в Миропомазании для укрепления в духовной жизни. Поэтому ответы на некоторые вопросы человек может получить только при помощи Божией, которая и ниспосылается в этих Таинствах.
Ксения МАНЯКОВА