VI Вселенский Собор: православные против монофелитов

Школа православия

Листая февральские страницы церковного календаря, мы можем увидеть, что 5 числа, помимо имен святых, упомянут VI Вселенский Собор. Чему он был посвящен? И что на нем происходило?

Зачем нужны Вселенские Соборы?

Вселенский Собор – это высшая инстанция в Православной Церкви, пребывающей на земле. Вселенские Соборы созывались для авторитетного изложения догматов и опровержения ересей: фактически лишь в критические моменты истории Церкви, когда какая­-либо ересь становилась настолько сильной, что угрожала бесповоротно исказить православное вероучение. Все Вселенские Соборы, в принципе, были посвящены выработке взвешенных ответов на различные грани одного вопроса: Кто пришел к нам на землю, родившись от Девы Марии в Вифлееме? Кем был Христос? Конечно, эта тема касается самой сути христианства! Считается, что Вселенские Соборы находятся под прямым водительством Святого Духа. Вселенский Собор – это преимущественно собрание епископов или их полномочных представителей (в случае, если какой­-либо епископ прибыть не смог). Не существует канонических правил, регламентирующих процедуру подготовки и созыва такого Собора. История знает случаи, когда еретический собор, имевший много представителей и пользовавшийся поддержкой имперской государственной власти, позиционировал себя как вселенский, но позднее все-­таки созывался именно православный Собор, который отвергал и самопровозглашенную авторитетность такого собора, и еретическое учение, на нем утвержденное. Как известно, в течение уже более 1200 лет Вселенские Соборы не собирались. Церковная история знает семь Вселенских Соборов. Все они проходили на территории Византийской империи в период с 4 по 8 век. Все Вселенские Соборы были созваны византийскими императорами, но из этого, конечно, не стоит делать вывод, что раз нет теперь ни Византии, ни ее императора, то и созыв такого Собора невозможен. Святой Дух в Церкви будет пребывать всегда, поэтому, несомненно, в случае необходимости Бог организует земных иерархов и состоится Восьмой.

VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 года в Трулльской палате императорского дворца в Константинополе при византийском императоре Константине IV и был посвящен смуте, которую произвела в Церкви ересь монофелитства.

От монофизитов к монофелитам

Со времени появления ереси монофизитства византийскую власть волновал вопрос о том, как объединить ее многочисленных последователей и православных, потому что наличие такого разделения угрожало стабильности империи, но различные попытки создать унию с монофизитами мира не приносили. Очередную попытку примирить монофизитов и православных предпринял император Ираклий. В его царствование возникло учение монофелитства (моноэнергизма), которое император положил в основу этого нового проекта унии. Суть его заключалась в том, что во Христе есть только одно действие (энергия) и одна воля. Лучшие православные богословы согласиться с таким представлением не могли, потому что, если во Христе во всей полноте есть две природы, Божественная и человеческая, то каждая из этих природ будет проявлять свойственные ей действия. Кроме того, православная сторона считала волю во Христе принадлежащей природе (естеству), а не Личности Сына Божия, как монофелиты, поэтому получалось, что Христос имел две естественных воли. Православное учение состоит в том, что Христос как Бог хотел Божественного и как Человек хотел человеческого. Таким образом, утверждая, что во Христе есть только одно Божественное действие и одна воля, монофелитство предполагало, что человеческое естество Христа было пассивным, бездейственным, поглощенным Божеством, а значит каким­-то неполноценным, урезанным. А об этом как раз и говорили монофизиты. Иными словами, монофелитство подразумевало, что Христос не был человеком во всей полноте.

Знаковыми фигурами, защищавшими православие в период монофелитских споров, предшествовавших VI Вселенскому Собору, были: Иерусалимский Патриарх Софроний, преподобный Максим Исповедник, Папа Римский Мартин V.

Как был созван VI Вселенский Собор?

В 70­х годах VII века отношения Константинопольской, монофелитствующей, и Римской Церкви, категорически отвергшей монофелитство, оставались напряженными. Желая церковного мира, император Константин IV в 678 году написал письмо Папе Римскому Домну с просьбой прислать в Константинополь делегатов для обсуждения догматических вопросов. Императорское письмо получил уже преемник Папы Домна Папа Агафон, который воспринял его весьма серьезно. На Пасху 680 года в Риме состоялся Собор, в котором приняли участие 125 епископов из Италии, Галлии и Британии. Собор сформировал посольство в Константинополь, снабдив его посланием папы Агафона и посланием отцов Собора. 10 сентября 680 года, в день прибытия делегатов Римской Церкви в Константинополь, византийский император издал постановление о созыве Вселенского Собора.

Как проходил собор?

Итак, Шестой Вселенский Собор проходил с 7 ноября 680 по 16 сентября 681 года и имел 18 заседаний. На Соборе председательствовал император, который присутствовал на заседаниях с 1­го по 11­ое и 18­ом, а с 12­ое по 17­ое находились его уполномоченные. На 1­м заседании было 43 епископа, под 18­м подписались 174. По левую сторону от императора сидели викарии Папы, пресвитеры Феодор, Георгий и диакон Иоанн, делегаты Римского Собора, местоблюститель Иерусалимского престола, по правую – сановники и прочие участники Собора.

Отцам Собора, православным и монофелитам, императорская власть предоставила полную свободу слова. Дискуссии велись на основе учения Вселенских Соборов и патристических текстов, сохраненных в лучших рукописях Константинопольской патриархии.

Главными защитниками монофелитства были Макарий, титулярный Патриарх Антиохийский, и его ученик монах Стефан. Их поддерживали Петр, епископ Никомидийский, и Соломон, епископ Кланейский, которые, однако, примкнули к православным. Георгий, Патриарх Константинопольский, сочувствовал монофелитству, но был настроен примирительно.

Низложение и анафема еретиков

Когда были прочитаны деяния пяти Вселенских Соборов, отцы не могли согласиться с Макарием, что в них содержится учение о едином действии и единой воле во Христе. Затем римские легаты (посланники императора) представили свидетельства в защиту двух воль и действий. Константинопольский Патриарх Георгий примкнул к православным, а Макарий Антиохийский – остался при своем мнении. Последний зачитал свое монофелитское исповедание и в доказательство привел тенденциозную подборку святоотеческих цитат. После этого Макарий Антиохийский был низложен Собором.

Софрония, Патриарха Иерусалимского, Собор признал православным. Видные сторонники монофелитства, которые жили в прошлом, были преданы анафеме. Среди них: Сергий, Патриарх Константинопольский, с которого и берет начало эта ересь, запутанный им Папа Римский Гонорий, поддержавший монофелитство, Пирр, с которым спорил в свое время Максим Исповедник, и другие. Были преданы анафеме и монофелиты, современники Собора. Примечателен среди них престарелый иеромонах Полихроний, который смущал слушателей рассказами о сверхъестественном видении ему светлых мужей, повелевших защищать монофелитство.

Монофелит «воскрешает» мертвеца

На 15­м заседании 26 апреля 681 года Полихрония допросили, и он повторил рассказ о своем видении, а в доказательство истинности монофелитского учения обещал совершить чудо – воскресить мертвеца. Так как Собор хотел, чтобы Бог наглядно явил истину всем, включая простой народ, то Полихронию разрешили проделать странный опыт. На широком дворе при епископах, государственных чиновниках и большом стечении народа был положен на носилках покойник. Полихроний положил ему на грудь запись своего еретического исповедания и стал что­то шептать в уши. Так прошло несколько часов. Наконец сам чудотворец признался, что не в силах воскресить мертвого. Несмотря на увещания отцов Собора, Полихроний так и не отказался от ереси, за что и был предан анафеме.

Итоги VI Вселенского Собора

Собор изложил православное учение о двух волях и двух действиях в Иисусе Христе в словах, которые в переводе В.В. Болотова, знаменитого отечественного церковного историка, звучат так: «Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположны (одно другому), как говорили нечестивые еретики – да не будет! – но Его человеческое хотение не противоречит (не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (не противится преднамеренно), а следует или – лучше сказать – подчиняется Его Божественному и всемощному хотению».

После Шестого Вселенского Собора монофелитство не имело решительных сторонников и постепенно сошло на нет.

Иерей Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск