КТО БОЛЕЛ В БИБЛИИ?

Школа православия

9 августа Церковь чтит память великомученика и целителя Пантелеимона. Пламенный христианин, который пошел на мученический подвиг. Врач, искусно исцелявший человеческие недуги. Вспоминая житие святого, невольно начинаешь задумываться о религиозном измерении болезни. Какие связи, скрытые от поверхностного взгляда, возникают в пространстве Бог-человек-болезнь? Поищем ответ в Священном Писании, ведь тексты Ветхого и Нового Заветов есть слово Божие: вечно живое, всегда актуальное, адресованное каждому человеку.

С момента изгнания Адама и Евы из Эдемского сада, на заре человеческой истории, боль, страдание и смерть поселяются в мире людей. В результате отпадения от Бога существование первого человека, а вслед за ним и всех его потомков, подчиняется известным биологическим законам. Мы болеем, стареем и умираем.

Христианское богословие, осознавая всю трагичность подобного положения, говорит о том, что Творец, по любви к падшему человеку, попускает тление и гибель как необходимые барьеры, останавливающие распространение греха. Болезни и смерть смиряют человеческую гордость. Без преград нравственная деградация (или иначе совершенствование во зле) устремилась бы к бесконечности, и, вероятно, физически здоровые, бессмертные, но обезбоженные люди сделались похожими на демонов. В.Н. Лосский, известный богослов XX века, так передает эту мысль: «Для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви. Но сохраняемая таким образом вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место смерти, остается порядком катастрофическим…» Эта катастрофичность будет окончательно преодолена только в ожидаемой нами жизни будущего века.

Болезнь как наказание за грех

В Пятикнижии Моисея подчеркивается мысль о воспитательном значении болезней и эпидемий. Основная идея такова: если люди верны Богу, соблюдают Его заповеди, то они будут в безопасности. Путешествуя по пустыне, еврейский народ, бежавший из египетского рабства, стал роптать на Бога и Моисея: «Зачем вывели нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Чис. 21:5). Господь послал в стан ядовитых змей, чьи укусы были смертельны. Многие роптавшие умерли, но остальные покаялись и просили Моисея помолиться, чтобы Бог избавил от напасти. Господь повелел изготовить медного змея и прикрепить его на столб, чтобы, когда ядовитая тварь ужалит человека, он, взирая на медную статую, остался жив.

Как свидетельствует Ветхий Завет, если избранный народ, войдя в землю обетованную, сохранит и исполнит законы Господни, то Бог будет хранить завет и милость к Своему народу: «Не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя» (Втор. 7:12–15). И напротив, если народ пренебрежет Заветом Господним, то придут на него проклятия: «Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь» (Втор. 28:15, 21–22).

Могущественный вавилонский царь Навуходоносор II прогневал Бога своей непомерной гордостью и был осужден на семилетнее пребывание среди животных до тех пор, пока не осознал, что Господь есть истинный Владыка народов и царей. Однажды, когда царь восхищался величием и красотой Вавилона, наказание Божие исполнилось на нем – Навуходоносор обезумел и стал воображать, что он вол, подражая образу жизни животного. Царь был отделен от людей, он жил с полевыми зверями, ел траву, его тело поливал дождь, волосы превратились в львиную гриву, а ногти стали когтями. Во время болезни Навуходоносора государством мудро управляла его жена Никотрида. Когда прошло семь лет, разум вернулся к царю. Он возвел свои глаза к небу и благословил Всевышнего. Царь возгласил: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:31).

Болезнь как испытание

Другой взгляд на болезнь мы встречаем в книге Иова. Здесь болезнь не является следствием личных грехов, но служит испытанием, которое посылается праведнику для подтверждения веры и посрамления диавола. В этом смысле книга Иова противостоит традиционной мудрости: «Благословение всегда есть плод праведности, страдание – следствие греха».

Важную роль в повествовании играет пролог, показывающий замысел автора. В земле Уц жил богобоязненный, справедливый человек по имени Иов. Он был богат, знаменит и имел большую семью.

Господь, хваля праведника, указывает сатане на непорочность Иова. Сатана отвечает, что причина праведности Иова в том, что благословение Божие охраняет его от скорбей, он живет в мире, радости и сытости, но, если отнять все эти блага, то Иов не благословит Господа. Бог разрешает сатане лишить праведника богатства, но его самого повелевает не трогать. В один момент Иов теряет все свои огромные стада, которые захватывают враги, от несчастного случая умирают его дети. Сердце праведника разрывается от скорби, но он не хулит Бога: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Священный автор дает оценку реакции Иова на постигшие его бедствия: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов 1:22).

Далее описывается вторая встреча сатаны с Богом. Господь по-прежнему хвалит праведность Иова, говоря нечистому, что Иов «доселе тверд в своей непорочности» (Иов 2:3). Но враг предлагает Богу другое объяснение стойкости этого человека: он потерял все, кроме здоровья. Тогда Господь, чтобы посрамить диавола, разрешает поразить тело праведника проказой, но запрещает убивать.

Иов был поражен болезнью и стал изгоем. Жена начала искушать его, говоря: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри». Иов упрекает ее: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И снова автор подчеркивает стойкость праведника: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10).

Друзья библейского героя считают, что страдания постигли его за грехи, но Иов осознает свою невиновность – он не сделал ничего, что заслуживало бы такого наказания. Главный спор у Иова происходит с Богом, но Он молчит. Праведник не понимает смысла своих страданий. Друзья не могут помочь найти ответ. Спор заходит в тупик – необходим ответ Бога. В конце книги Сам Господь говорит с Иовом из бури, но не открывает ему произошедшего на небесах. Смысл ответа, который дает Господь, состоит в том, что Бог мудрее человека, поэтому человек должен смиряться перед Божественным Промыслом.

Болезнь как путь к вере

Нееман, военачальник сирийского царя, славился при дворе храбростью и воинскими заслугами, но он болел проказой. Пленная еврейская девочка, которая служила жене Неемана, сказала ей, что в Израиле есть пророк, способный исцелять болезни. Нееман отправился в Израильское царство с богатыми дарами. Пророк Елисей пригласил знатного сирийца приехать к нему домой, однако сам даже не вышел к гостю. Пророк поручил слуге пересказать Нееману «инструкцию» о том, что нужно сделать для выздоровления. Чтобы очиститься от проказы, военачальник должен был семь раз омыться в реке Иордан. Услышав этот простой рецепт, Нееман разгневался, ведь он ожидал чего-то более впечатляющего: наложения рук на язвы, проникновенной молитвы пророка. Он проделал этот путь, чтобы всего-навсего искупаться в еврейской реке! Но слуги смогли убедить господина поступить по слову пророка. Нееман пошел на Иордан, омылся семь раз, и его тело стало чистым, как у младенца.

Видя совершенное над ним чудо, Нееман признал Яхве единственным Истинным Богом и обещал Елисею, что больше не будет приносить жертвы другим богам. Он хотел, чтобы человек Божий принял от него ценные дары, но Елисей категорически отказался.

Слуга же пророка, Гиезий, решил догнать сириянина и взять у него «что-нибудь». Гиезий обманул Неемана, сказав, что его послал Елисей взять один талант серебра и две перемены одежды. Военачальник дал два таланта серебра и две перемены одежды. Когда Елисей спросил слугу, куда тот ходил, то Гиезий ответил, что никуда не ходил. Но Господь открыл пророку все сделанное слугой. В наказание за ложь и сребролюбие проказа Неемана перешла на слугу пророка (см. 4 Цар. 5:14–27).

Знак прощения грехов

В Евангелии от Матфея (9:1–8) видимым знаком прощения грехов является исцеление болезни. Христос говорит расслабленному, которого принесли к Нему неравнодушные люди, что по их вере ему прощаются грехи. За это фарисеи стали обвинять Спасителя в богохульстве, на что Христос ответил делом – расслабленный снова смог ходить.

«Чтобы явились дела Божии»

В Новом Завете в рассказе об исцелении Господом слепорожденного мы встречаем мысль о том, что болезнь не всегда есть следствие греха. В Иерусалиме Христос встречает человека, слепого от рождения. Ученики спрашивают Учителя, чей грех является причиной его слепоты. Понятно, что в голове у апостолов срабатывает устойчивая для библейского мировосприятия связь: грех – болезнь. Но Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Согласно толкованию святого Иоанна Златоуста, Христос, отвечая так, в принципе отвергает как идею о наказании детей за грехи родителей, так и возможность согрешить прежде рождения. В этом конкретном случае причина слепоты не грех. Христос делом являет Свое могущество и славу Творца мира, исцеляя слепорожденного земной пылью – тем, из чего был сотворен человек. Господь сделал «брение из плюновения», помазал слепому глаза и повелел пойти умыться в Силоамской купели. Слепой поступил так, как ему сказали, и обрел зрение (см. Ин. 9:1–7).

Чтобы явились дела человеческие

В притче о Страшном Суде Спаситель основным критерием оправдания перед Богом ставит добрые дела по отношению к ближним. Всякое человеческое несчастье – это испытание нашего внутреннего мира на отзывчивость. Христос, перечисляя всевозможные беды, мимо которых человек не должен проходить, называет и болезнь: «Болен был, и вы посетили Меня» (Мф. 25:36). Болезнь ближнего – это повод для других людей явить свою любовь. Повод оказать посильную помощь.

В Капернауме ко Христу подошел сотник и просил исцелить своего слугу, который не мог ходить, лежал дома и жестоко страдал. Сотник – это римский военачальник, язычник, представитель римской власти в чужой стране. Почему сотник просит исцелить какого-то слугу? Почему сам пришел ко Христу? Когда Господь выражает желание прийти в дом сотника и исполнить его просьбу, военачальник, осознавая свое недостоинство перед еврейским пророком, просит Христа исцелить слугу на расстоянии, словом повелев болезни отступить. Господь хвалит веру сотника-язычника, а вместе с ней, как можно предположить, любовь и человечность, и ставит этого ненавистного евреям человека в пример, достойный подражания. «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:5-13).

В Капернауме четыре человека принесли расслабленного к дому, в котором был Христос, но из-за большого количества людей не смогли попасть внутрь. Желая исцеления товарищу, они решились на отчаянный шаг: забрались на крышу дома и, сделав в ней большую дыру (благо, бетонных перекрытий на Востоке тогда еще не было), опустили больного человека к ногам Спасителя. И Господь, видя веру этих четырех людей и их труды, предпринятые ради товарища, исцелил расслабленного. (см. Мк. 2:1–12).

Через болезнь к благодарности

Опыт болезни и выздоровления (или исцеления) помимо всего прочего должен научить человека быть благодарным. Врачи, родственники, друзья помогали ему в его борьбе с недугом: обследовали, приносили лекарства, подбадривали и шутили, готовили еду. Сам Бог явил милосердие и угасил огонь болезни. Христос обращает внимание на умение человека благодарить.

Между Самарией и Галилеей, по дороге в Иерусалим, Христа встретили десять прокаженных, которые просили у Иисуса исцеления. Господь послал их показаться священникам, которые определяли, чист человек от этой болезни или нет. Во время пути проказа оставила их, но только один из десяти вернулся назад поблагодарить Спасителя. И Христос отмечает этот факт, спрашивая у вернувшегося: где же другие девять исцеленных? Почему они не возвратились воздать славу Богу? (см. Лк. 17:11–19).

Болезнь как следствие злой воли других

Если одни помогают пережить болезнь, то другие, наоборот, помогают болезни появиться. В своем предельном проявлении болезнь превращается в смерть. В Евангелии мы встречаем несколько эпизодов, в которых одни люди причиняют другим боль, страдания и смерть. Паранойя Ирода убила младенцев в Вифлееме и причинила страшные душевные муки их матерям. Злая воля властолюбивой и похотливой Иродиады сначала заточила в темницу Иоанна Крестителя, а затем и обезглавила его. Однако высшей точкой, показавшей, на что способны люди, в евангельском повествовании является рассказ об аресте, страданиях и казни Христа. Удары по лицу, биение тростью по голове, на которую был надет венец с острыми шипами, издевательства и плевки в лицо, распятие на кресте под палящим солнцем – все эти невыразимые страдания, которые претерпел Богочеловек, есть следствие злой воли фарисеев и книжников, видевших во Христе угрозу своей власти.

Подготовил иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск