Усердная Заступница Елизаровых

Люди и судьбы

Я вошла в квартиру со скромным и уютным интерьером, ее хозяйка меня ждала: о встрече договорились накануне. «Проходи, располагайся, где будет удобно! – приветливо сказала она. – Хочешь, присаживайся за стол». Включила большую настольную лампу и добавила: «За ней в войну работал митрополит Сергий – впоследствии Патриарх Московский и всея Руси».

Она родилась в 1947 году. Отец – коренной ульяновец, в юности закончил Гнесинское училище в Москве, работал дирижером. В Великую Отечественную войну служил в оркестре Дунаевского. Родственники по маминой линии – из старинного петербургского рода Меншиковых. Дед был военным, и однажды семья героини моего сегодняшнего рассказа – Натальи Васильевны Силаевой – оказалась в Ульяновске.

«Мое детство, юность мы жили на улице Ульянова, – вспоминает Наталья Васильевна. – По соседству с нами жила семья Елизаровых: Наталья Михайловна с четырьмя сыновьями. Они были очень скромными, отзывчивыми и трудолюбивыми людьми».

В 1969 году из-за строительства Ленинского мемориала жителей этого дома стали расселять. Наталье Михайловне дали комнату с подселением на улице Пушкарева. Она переехала одна, дети уже жили со своими семьями. А Силаевы перебрались на Гафурова.
«С Натальей Михайловной я часто встречалась в Неопалимовском храме. Однажды после службы она подошла ко мне и рассказала, что ее сын Валентин овдовел, попросила мой адрес, – вспоминает Наталья Васильевна. – Я не возражала: мы очень давно не виделись, а в детстве были друзьями, он всегда ласково называл меня «сестренкой». Встретились с ним и больше не расставались.

У Натальи Михайловны хранилась фотокарточка – на ней был запечатлен дом моей прабабушки. На снимке я узнала будущих патриархов Сергия, Алексия I, протопресвитера Николая Колчицкого и молодую Наталью Михайловну – в центре. Начала расспрашивать ее. Она рассказала, что в начале войны проводила мужа на фронт и осталась с ребятишками в общежитии на улице Водников. Там работала уборщицей при «московских» священниках, пока они находились в эвакуации».

В октябре 1941 года, когда фронт подходил к Москве, советскими властями было принято решение об эвакуации Московской Патриархии в город Чкалов (современный Оренбург). По дороге на станции Рузаевка митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) почувствовал себя плохо. В Москву от его имени послали телеграмму с просьбой отправить поезд в более близкий город – Ульяновск, куда он и прибыл спустя две недели.

С приездом московского духовенства выяснилось, что для эвакуированных мест нет. Город был переполнен различными предприятиями и организациями. Германовский собор, в котором находился архив, и Ильинская церковь – тогда красильный цех фабрики имени КИМ – были изуродованы до такой степени, что привести их в достойный вид в условиях военного времени было невозможно.

Вскоре нашлось подходящее здание на улице Водников (сейчас на этом месте стоит многоэтажный дом № 17 по улице Корюкина). Перед войной там располагалось общежитие завода имени Володарского. На совещании в горсовете было принято решение: общежитских переселить в бараки за реку Свиягу, а здание отдать для размещения Патриархии.

Наталья Михайловна очень переживала: с детьми, без работы, неизвестно куда! Но к ней подошел один батюшка и сказал: «Нам нужна женщина, чтобы прибиралась». Посмотрел на нее, увидел крестик и добавил: «Я вижу, вы верующая!». Именно ей и предложил эту работу. Елизаровы стали жить на первом этаже в комнате с печкой. И пока «московские» жили рядом, голода и нужды они не знали.

С приездом церковных иерархов в Ульяновске началось возрождение духовной жизни. Стал действовать кафедральный собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. «У него были удивительной красоты окна – из разноцветного стекла. Когда светило солнце, этот витраж необычайно переливался! − вспоминает Наталья Васильевна. – Говорят, на улице всегда стояла старушка и ребятне грозила указательным пальцем: «Тише! Здесь патриарх!»».

В эвакуации митрополит Сергий внимательно следил за ходом событий на фронте и очень много работал. Все время обращался к пастве с призывом укреплять свою веру в победу, к приходским общинам − с просьбой жертвовать средства в фонд обороны и помочь действующей армии. На собранные деньги выпускались танки и самолеты. Не считая драгоценностей, вещей, продуктов, для фронта верующие передали более 300 миллионов рублей.

В минуты отдыха митрополит любил гулять по Старому Венцу. Вместе с ним в эвакуации находились архиепископы Иоанн (Соколов), Сергий (Гришин), управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий, протоиерей Александр Смирнов, протодиакон Георгий Антоненко, келейник митрополита Сергия иеродиакон Иоанн (Разумов). В Ульяновск часто приезжали митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) – будущий Патриарх Алексий I, митрополит Николай (Ярушевич), управлявший Московской епархией и многие другие. «Это были образованные, высокой культуры люди, − рассказывает Наталья Васильевна. – К Наталье Михайловне они относились с большим уважением и ласково называли ее «Наташенька»».

Сыновья Натальи Михайловны Валентин и Александр алтарничали в Казанском соборе, пели в детском хоре. На Рождество им дарили по десять рублей и мальчишки отдавали их маме.

В кругу семьи Наталья Михайловна о «московских» вспоминала с большой любовью. Говорила, что в войну выжили благодаря их заботе. Когда на кухне пекли пироги, всегда приносили Елизаровым. До сих пор в доме стоит стол, за которым в то время готовили обеды священству.

В июле 1943 года состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию Патриархом Московским и всея Руси. В августе, перед отъездом в Москву, батюшки напоследок решили сфотографироваться. Наталья Михайловна, как обычно, мыла полы. Ее позвали и поставили в самый центр.

Митрополит Сергий наказал ульяновским священникам, чтобы семье Елизаровых всегда помогали. Наталья Михайловна с детьми жила при Казанском соборе. Впоследствии Валентин рассказывал жене, что подростком, с 1947 по 1952 годы, он носил посох архиерея – епископа Серафима (Шарапова). «Владыка помогал Вале с уроками, вместе они решали задачи по арифметике. Всю жизнь мой муж молился за него», − вспоминает Наталья Васильевна.

К сожалению, в 1959 году местные власти закрыли Казанский собор. Посчитали, что верующим в городе будет достаточно двух церквей – Неопалимовской и на старом кладбище.

В 2006 году ушла в вечность Наталья Михайловна Елизарова, в 2019 году – супруг Натальи Васильевны Валентин. Как были Елизаровы всю жизнь под покровом Богородицы, так и в последний путь Валентина проводили именно из Казанского храма – первым его отпевали в новой церкви.

«Освящение храма в честь нашей любимой иконы рядом с домом – большое счастье для меня, – говорит Наталья Васильевна. – Владычица Небесная хранила нас и помогала всегда!».

Ирина Каткова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск