Духовная акварель Прислонихи

Симбирский край

В 60 километрах от Ульяновска, на отрезке трассы, которая следует в Саранск, находится живописное место − русское село Прислониха. Его украшением, жемчужиной Ульяновской области является Богоявленский храм – объект культурного наследия, который объединил в творчестве и духовности несколько поколений одной семьи. Церковь, посвященная двунадесятому празднику Крещения Господня, отметила 19 января свой престольный праздник. Удивительным совпадением является тот факт, что в этот день Ульяновская область отпраздновала свой 77-й день рождения.

Аркадий Пластов
Аркадий Пластов

Многие гости нашего региона думают, что он достаточно молодой и образован усилиями советской власти. Однако это не так. Прислониха была основана в середине XVII века: местная земля была пожалована симбирским солдатам после победы над сподвижниками Степана Разина в годы крестьянского восстания. Стоит отметить, что ранее село носило название Богоявленское. Современный топоним появился в конце XVIII века благодаря особенностям местности – село, расположенное у подножия невысоких холмов, будто «прислонилось» к ним. Вместе с образованием нового населенного пункта была возведена и первая деревянная церковь Богоявления Господня, сведения о которой, к сожалению, не дошли до наших дней.

В разное время землями в Прислонихе владели дед, бабушка и отец поэта Николая Михайловича Языкова, а также брат писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – Аркадий и сын симбирского воеводы Петр Афанасьевич Бекетов. Клировые ведомости сообщают, что в 1722 году помещик Александр Белавкин построил посреди села еще один храм. Изучая сохранившиеся архивные документы, можно узнать примечательный факт о церковном причте: с 1875 года послушание псаломщика нес Григорий Гаврилович Пластов, дед известного русского художника и нашего земляка – Аркадия Александровича Пластова. С этого момента прослеживается неразрывная связь храма и великого русского живописца. Однако в 1878 году церковь разобрали «за ветхостью и по тесноте помещения».

В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: “Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов”

В этом же году началось строительство третьего по счету Богоявленского храма Прислонихи, позже ставшего объектом культурного наследия Ульяновской области. Его было решено создать на месте старого, конечно же, увеличив площадь, и установить каменный фундамент. Возведенная церковь имела в своей основе архитектурный тип «корабль»: три его части – храм с четырехгранным алтарем, трапезная и трехъярусная колокольня располагались в одну линию с востока на запад. Сосновый сруб был обшит тесом и выкрашен в белый цвет, а железная кровля – в зеленый. Купола на храме и колокольне были выполнены из белой жести, их венчали позолоченные кованые кресты. На колокольне разместились пять медных куполов, самый большой весом в 72 пуда – а это больше тонны. Церковь имела два престола – главный в память о Богоявлении Господа, другой – в честь Казанской иконы Божией Матери. Изнутри стены были обтянуты холстом, расписанным библейскими сюжетами. Иконостас, который украшала причудливая резьба, насчитывал более тридцати образов.

Аркадий Пластов в своем дневнике писал: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: “Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов”. Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом». Листая записи нашего прославленного земляка можно узнать, что не только мужчины семьи Пластовых несли службу в Богоявленском храме. Воспитывая младших братьев и сестру Аркадия, Ольга Ивановна – его мать – выпекала просфоры для сельской церкви.

В начале прошлого века, собирая статистику церквей и монастырей Симбирской епархии, статский советник, исследователь Николай Баженов в своем труде «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» докладывает, что в Прислонихе насчитывалось 213 дворов, число же прихожан сельской церкви составляло 1422 человека, из которых «663 души мужского пола и 759 душ женского».

Больше полувека храм принимал людей: здесь крестили младенцев, венчали новые семьи, отпевали почивших, молились и прибегали к таинствам верующие. В начале 30-х годов Аркадий Пластов, будто предчувствуя разрушение церкви, запечатлевал ее на своих холстах. А весной 1936-го храм закрыли. Местного священника Григория Порфирьевича Травина арестовали. Сын художника, Николай, вспоминал, как мальчиком лет шести вместе с бабушкой стоял в толпе перед распахнутыми воротами церковной ограды. Им под ноги летели иконы, ризы, богослужебные книги, фрагменты иконостаса, паникадил, полотен с библейскими сюжетами, нещадно сорванные со стен храма. Святые образы, словно первых христианских мучеников, отправляли в огонь. Жители Прислонихи рассказывают, что однажды воз, нагруженный иконами, остановился возле пекарни. Работник, увидевший, что за «дрова» ему привезли, заявил: «Что хотите со мной делайте, хоть в тюрьму сажайте, а жечь не буду». Чудом от поругания удалось спасти лишь несколько частей холста с росписями и не более десятка образов.

20 лет стоял разоренный храм, оставаясь кровоточащей раной на теле села. В середине 50-х богоборцы обезглавили его: снесли купола и колокольню. Вот как описывал этот страшный эпизод ульяновский журналист Игорь Хрусталев, ставший невольным свидетелем трагедии: «Наш потрепанный “газик” выскочил на площадь перед церковью, и мы, глядя на разворачивающуюся картину, остолбенели. Подергавшись на месте, трактор рванулся вперед, и окутанная тросами маковка с крестом рухнула наземь. Десятка два старушек подхватили крест и под звуки духовных песен поволокли его к дальним улицам». В дальнейшем церковь стала складом зерна. Никакие мольбы Аркадия Александровича, которого к тому времени знало уже полмира, не могли изменить приговор, вынесенный храму. Николай Аркадьевич позже писал: «Этого горя отцу хватило до конца жизни».

Богоявленская церковь с. Прислониха
Богоявленская церковь с. Прислониха

Вспомнили о храме в 1987 году, когда был разработан проект об охране мемориальной зоны − усадьбы Аркадия Пластова, к тому времени отошедшего в мир иной и упокоенного на сельском кладбище. В эту зону, охраняемую государством, помимо прочих объектов, была включена и церковь со сторожкой. В 1989 году начались реставрационные работы. Активное участие в воссоздании интерьера принимал Николай Аркадьевич, который пошел по стопам своего знаменитого отца. Сутками он пропадал в холодной церкви, выполняя все столярные работы. Необходимые на реставрацию деньги собирали всем миром не только в Прислонихе, но и в соседних селах. Воссоздать первоначальный облик храма удалось благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова. Спустя 60 лет забвения в Богоявленском храме вновь зазвучала молитва.

5 мая 2016 года Ульяновск облетело страшное известие – ночью в Прислонихе дотла сгорела Богоявленская церковь. Хрампамятник, соединивший поколения Пластовых, переживший разорение и закрытие в советское лихолетье, вспыхнул, словно спичка. Жителю близлежащего дома удалось вытащить из огня старинные колокола и икону Божией Матери. Причина возгорания – поджог. В УМВД России по Ульяновской области сообщили, что это дело рук 18-летнего жителя села. Череда совещаний и встреч, урегулирование сложных вопросов, касающихся восстановления храма, организация сбора пожертвований и прочие напряженные хлопоты легли на плечи глав региона и митрополии. Готовясь к написанию этой статьи, просматривая десятки репортажей и читая немалое количество прочих новостных материалов, раз за разом я встречалась с теплыми словами, обращенными к губернатору Сергею Морозову. Жители села Прислониха, внук Аркадия Пластова – Николай Николаевич, верующие региона были рады выразить благодарность главе региона за мгновенный отклик, оперативность в решении проблем во время строительства и личный вклад в воссоздание церкви. Такова история Богоявленских храмов села Прислониха. История со счастливым концом: церковь усилиями многих людей возрождена. Ее снова можно увидеть из окна автомобиля или автобуса и нет больше того устрашающего пустыря, покрытого черным пеплом. Приезжайте в Прислониху, чтобы встретить «живые холсты» Аркадия Пластова и прикоснуться к Казанской иконе Божией Матери – единственной святыне, выжившей после всепоглощающего огня. Кстати, автобус ходит каждый день.

Подготовила Анна Фролова Фото Антона Шабалкина и Влада Фролова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск