Облачение, платок или императорская одежда?

Покров Божией Матери Богослужение

«Покрой нас чудесным Твоим омофором» – такова поэтичная просьба праздничного светильна Покрову Божией Матери. За богослужением, посвященным великому празднику, слово «омофор» мы услышим неоднократно. Что обозначается этим термином в церковной среде и какие варианты происхождения термина встречаются в трудах святых отцов и церковных историков?

Письменные свидетельства древности

Самое раннее описание омофора принадлежит Исидору Пелусиоту (436 г.). Он указывает на символическое значение омофора и на материал, из которого он изготавливался: «Омофор епископа, сделанный из волны (шерсти), а не из льна, означает заблудшую овцу, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои (Лк. 15:4–5). Ибо епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю, будучи поставлен нести на себе немощи паствы». Иоанн Диакон в биографии святителя Григория Великого (VI в.) описывает его паллий. Паллий – это элемент священной одежды западных епископов, соответствующий омофору восточных. Паллий епископа Григория представлял собой длинную полосу материи (современный диаконский орарь), которая оборачивалась вокруг шеи так, что один ее конец спускался через левое плечо спереди, а другой сзади.

Омофор (греч. «омофорион» – от «омос – плечо, «феро» – ношу») – облачение, носимое на плечах. В Православной Церкви является отличительной особенностью богослужебного облачения архиерея.

Свидетельства церковного искусства

В Равеннской базилике святого Аполлинария (538 г.) сохранилось изображение епископа Аполлинария (рис. 1). Он одет в широкую тунику, филонь и омофор. Примечательно, что омофор не плотно обвит вокруг шеи, но низко спадает на грудь. Конец омофора короткий. К XI веку западный омофор значительно видоизменился по сравнению с омофором, изображенным на равеннской мозаике.

На Востоке омофор немного отличался от современного ему западного варианта (VI в.): он был длиннее и шире, перегибался на груди и свисал ровно посередине фигуры до пола. Мозаика святителя Иоанна Златоуста в Соборе Святой Софии в Константинополе представляет данный тип омофора (рис. 2). В минологии (календаре) императора Василия II (Х в.) один из рисунков изображает отцов Седьмого Вселенского Собора. Их омофоры имеют вид длинного ораря, обернутого вокруг шеи. Перегиб большей частью лежит высоко, концы длинные (рис. 3). Этот вид омофора сохраняется и впоследствии, переходя в богослужебную практику на Руси.

Прототипы

К сожалению, неоднозначность терминологии древних одежд и отсутствие ясных исторических данных, раскрывающих процесс формирования церковного облачения, не позволяют точно определить прототип архиерейского омофора. Название «омофор» использовалось не только в сугубо церковном смысле, но и для обозначения деталей светской одежды. Так, слово «омофорион» или «мафорион» (в текстах эти слова употребляются как взаимозаменяемые) обозначало покрывало или платок, носимый женщинами на голове и опускавшийся на плечи. Предание об омофорах Пресвятой Богородицы и святой Анны, хранившихся во Влахернском монастыре, указывает именно на этот вид одежды, употреблявшийся женщинами на Востоке. В позднейшей иконографии праздника Покрова Пречистая Дева изображается с длинным орарем на руках. ЛитургистМансветов И.Д., изучавший вопрос об омофоре, считал, что такое изображение не может дать верного понятия о виде одежды, называемом омофором Богородицы, и скорее всего оно заимствовано из представлений об архиерейском омофоре.

Патриарх Герман Константинопольский связывает происхождение омофора с одеждой ветхозаветного первосвященника, вероятно он имеет в виду длинный пояс, концы которого перекидывались через левое плечо. Более распространенное мнение связывает омофор с ветхозаветным эфодом (частью облачения первосвященника). Он состоял из двух кусков разноцветной ткани, лежавших на спине и на груди и соединявшихся через плечи двумя полосами из той же материи. Снизу эфод подпоясывался и плотно прилегал к остальной одежде.

Возможно, что архиерейский омофор имеет связь с императорским «лором» (перевязью). Восточные епископы занимали в Византийской империи почетное положение и ставились в один ряд с государственными сановниками. Вполне естественно, что на них перешли знаки отличия высших чинов, а отчасти и самого императора.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск