Книга о первых христианах

Книга о первых христианах Без рубрики

Недавно в России была переиздана замечательная монография историка Петра Николаевича Соколова «Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире», первоначально опубликованная в 1906 году. Эта работа будет полезна всем серьезно интересующимся историей раннехристианского богослужения.

Автор исследует происхождение, процесс развития и упадка такого явления первых веков христианства, как «агапа», или «вечеря любви», т.е. совместная трапеза христиан в рамках молитвенного собрания. История агап рассматривается им с двух позиций: как явление внутрицерковное и восприятие «вечери любви» во внешнем, языческом обществе. П.Н. Соколов пытается ответить на следующие важные вопросы: происхождение агап, их связь с Евхаристией, порядок совершения, отношение римской власти к агапам, аналогии агап в нехристианских культурах, следы влияния агап на современную богослужебную практику Православной Церкви.

П.Н. Соколов воссоздает историю и ритуал агап по свидетельствам, разбросанным в христианской письменности первых трех веков. Из­за недостатка материала автору приходится делать предположения, которые он всякий раз пытается аргументировать. Ученый приводит интересные очерки о культуре и обычаях греко­римского мира.

Журнал «Христианское Чтение»в 1907 году опубликовал рецензию на работу П.Н. Соколова, в которой был высказан ряд критических замечаний. Автор рецензии пишет: «По полноте обзора исторических свидетельств об агапах и посвященной им литературы, по преимуществу новейшей, исследование автора не имеет равного на русском языке». Однако «трудная и темная» проблема истории агап «не может быть названа вполне уясненною, не все выводы представляются прочно обоснованными». Особенно это замечание относится к первому периоду истории агап.

П.Н. Соколов делит историю агап на три периода. В первый период (I – нач. II в)внутренняя жизнь Церкви характеризуется двумя основными явлениями: ожиданием скорого второго пришествия Христа и тесной братской сплоченностью. Агапы связаны с Евхаристией и носят религиозно­мистический характер. «Агапа» — это выражение братского общения любви, которое своей кульминацией имеет Евхаристию. Благотворительные мотивы при проведении «вечери любви» находятся на втором плане.

Во второй период (II – сер.IV в.) агапы приобретают преимущественно благотворительный характер. Например, агапы могли совершаться для бедных вдов или мог проводиться сбор приношений для исповедников и заключенных в тюрьмах христиан. В рамках второго периода Евхаристия отделяется от агап. Ученый видит причину этого в злоупотреблениях, которыми сопровождались агапы, вследствие понижения нравственного уровня их участников. В разных местах процесс отделения происходит в разное время. С конца II в. появляются свидетельства о поминальных агапах, трапезах в честь умерших христиан на их гробницах. Соколов считает, что христианская поминальная трапеза была заимствована из античного культа мертвых, но наполнена христианским содержанием. Поминальной трапезе предшествовала Евхаристия. Источники, относящиеся ко второму периоду, позволяют отчасти реконструировать ритуал «вечери любви».

В третьем периоде (сер.IV – кон.VII в.) сама Церковь начинает упразднять агапы. Это время их канонической отмены и постепенного умирания. Большая масса язычников, пришедшая в Церковь после Миланского эдикта 313 г., еще больше увеличила беспорядки на агапах. Если Гангрский собор (353) еще защищает агапы в своем 11­ом правиле, то Лаодикийский собор (ок. 363) в 28­ом правиле запрещает устраивать агапы в храмах. К концу V в. практика совершения агап прекратилась почти повсеместно. Трулльский собор (692) в 74­ом правиле повторяет 28­ое правило Лаодикийского собора и добавляет, что устраивающие агапы в храмах будут отлучены, если не прекратят. Это постановление является последним упоминанием об агапах на христианском Востоке.

Рассмотрев свидетельства об общественных трапезах у греков, римлян и в различных иудейских течениях, Соколов делает вывод о самобытном характере христианских агап как по содержанию, так и по форме. Ученый предполагает, что ученики Иисуса Христа под впечатлением неоднократно устраивавшихся Им вечерь могли учредить братские трапезы для воспоминания своего Учителя, поэтому агапа стала религиозным актом.

Автор видит связь с древне­христианской агапой в следующих элементах современной богослужебной практики: омовении рук священнослужителем перед проскомидией, упоминании «приносящих» в «молитве предложения» на проскомидии, благословении хлебов на всенощном бдении, чине монастырской трапезы, «чине о Панагии» и «последовании артоса».

Монография Петра Николаевича Соколова свидетельствует о высоком уровне православной богословской науки в России до революции.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск