Горюшкинский образ кротости

Священномученик Николай Покровский Люди веры

1919 год начинался тревожно. Христиане в России все отчетливее понимали, на какой кровавый путь вступает новая власть. Отовсюду приходили страшные вести.

Девятого января в Митрофановском монастыре Воронежа казнили архиепископа Тихона (Никонорова) – повесили в проеме Царских врат Благовещенского собора. Чуть погодя стало известно, что в Эстонии в подвале одного из банков зверски убили епископа Ревельского Платона (Кульбуша), арестовав перед этим владыку во время всенощной прямо в алтаре. По приказу новой власти по всей стране прокатилась волна вскрытия рак с мощами святых – Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Нила Столобенского, Макария Калязинского, Саввы Сторожевского…

Неспокойно было и в Симбирской губернии. Власть, как и повсюду, преследовала здесь предпринимателей и крупных управленцев. Заводы, фабрики, фермы передавали в руки плохо ориентирующихся в ведении хозяйства людей «из народа», и в итоге край захлестнула социальная катастрофа. А революционеры врывались в храмы и грабили их.

В селе Горюшки Сенгилеевского уезда Симбирской епархии (в настоящее время село Гавриловка Теренгульского района) народ был воцерковленный. Вот уже много лет здесь служил отец Николай Покровский – умный и добрый священник. Вместе с матушкой Еленой они воспитывали племянницу Валечку (своих детей Бог не дал). Служил батюшка попеременно со стареньким тестем – отцом Иаковом Киятским. Иерея Николая назначили в Горюшки в 1908 году, и он сразу сумел завоевать доверие сельчан. За плечами отца Николая было несколько других приходов, в которых он сумел наладить общинную жизнь. Преподавал священник и в школах. А однажды даже повторил подвиг святителя Василия Великого: когда в Поволжье был голод, батюшка сумел сплотить народ и наладить дело так, что зажиточные делились хлебом с бедняками.

Однако новая власть действовала совершенно другими методами. И отец Николай был у них на особом счету. Однажды обитатели Горюшек, прослышав о разбоях в соседних храмах, решили защитить родную церковь – собрались на площади перед ней и позвали настоятеля. Когда тот пришел, попросили его открыть храм – внутри, мол, все обсудим и подпишем бумагу, что мы – народ – против того, чтобы нашу церковь разграбили. Раз уж власть у нас нынче народу отдана, то надо зафиксировать наше мнение.

Делать нечего, отец Николай открыл храм и пустил народ внутрь. И с тех пор, как напишет потом его престарелый тесть, «весь год священник Покровский был в большой тревоге». А тревожиться было о чем. Коммунисты, которых в селе тоже было немало, начали строчить в город доносы, что священник собирает прямо в храме контрреволюционные митинги. В дом к отцу Николаю и матушке Елене все чаще стали наведываться нехорошие гости – изъяли лошадь с экипажем, проводили обыски, описали имущество, а на самого священника наложили домашний арест.

Финальным аккордом драмы стал тот самый 1919 год. Стояла зима. В феврале жители села Горюшки стали получать отовсюду пугающие известия. В сопровождении солдат коммунисты начали вторгаться в дома крестьян, забирали припасы, арестовывали сопротивлявшихся и отправляли их в тюрьмы.

И вот народ восстал. Вооружившись, кто чем смог, отслужив молебен в храме, они отправились в город – думали, там все расскажут, и беспредел прекратится.

Но сельчане не дошли – их разогнали с дорог. А потом наступило самое страшное. Карательные отряды из жестоких солдат двинулись на села и деревни, в которых были замечены группы восставших. Не миновала участь и жителей Горюшек. А местные коммунисты сделали ход конем – доложили начальству, что восстание поднял тот самый священник Николай Покровский, давно стоявший у них костью в горле – подстрекал, мол, и проповедь произнес перед бунтовщиками.

В марте отца Николая вместе с тремя деревенскими жителями арестовали. Все случилось быстро. Допросы, ложные свидетельства. Этой же ночью – приговор: казнить всех. С припиской «привести в исполнение немедленно».

Такое было время. Нам, живущим в сытую, в общем-то, эпоху, трудно представить себе, каково было тогдашним христианам. Храмы у нас открыты, в холодильниках – соки и йогурты, по телевизору – реклама парфюмерной воды из Франции. Живем тихонько, устало поругиваясь с домашними и ворча на кредиты – новый автомобиль надо оплачивать, а денег не хватает. Но вот глядя на снег за окном, стоит хотя бы иногда вспоминать, что где-то в вечности стоит на камне преподобный Серафим, носит кирпичи на колокольню блаженная Ксения, и смотрит в лицо палачам отец Николай Покровский.

Эта память способна менять нас. Заставить встряхнуться, встать с дивана и выключить «Пусть говорят». К иконе подойти, перекрестить лоб. К Причастию подготовиться. Потому что если жить вполсилы и Бога приберегать только на случай больших бед, то они не преминут наступить.

В хрониках одного из судов до революции был записан такой случай. Некий человек убил маленькую девочку, шедшую по дороге и несущую в лукошке небольшую сумму денег и перекус. И едой он тоже не погнушался. Только яйца вареные не стал трогать.

И вот заседание уже подходило к концу. Судья – из любопытства ли, а может, со скуки, спросил у обвиняемого, почему тот все съел, а яйца не тронул. «Так пятница же, постный день», – ответил мужчина.

Несмотря на фантасмагоричность и ужас этого поступка, он вполне реален, и не так далек от нас, как может показаться. Кровь захлестнула Россию в 1917 году, но ножи в руках держали вчерашние христиане, говевшие в среду и пятницу, соблюдавшие Великий пост и крестившиеся перед едой. Колокола с храмов тоже сбрасывали они, и отца Николая расстреливали.

Нам надо беречься, чтобы не стать такими. Укреплять общины, впускать в жизнь Христа – на работу, в семью, в голову и сердце. Жить не теплохладно, а горячо. Молиться крепко. Ведь мы с вами, христиане – соль земли. Без нас мир захлебнется в бессмысленности собственного существования. И если мы не будем жить так, как велел Христос, не будем стремиться к Нему как к самому дорогому на свете, то захлебнемся вместе с миром. Пример рядом – в России ХХ века.

Отец Николай Покровский был настоящим христианином и сейчас прославлен в лике святых. Он молится за нас на небе, а нам стоит более искренно молиться ему на земле. Он наш земляк. Добрый батюшка, который от Христа не отрекся, и от прихожан тоже.

Илья Тимкин

Церковь чтит память священномученика Николая Покровского в день мученической кончины – 18 марта и в день Собора Симбирских святых – 3 июня

1864 Николай Покровский родился в семье священника

1889 окончил Симбирскую духовную семинарию

1891 был рукоположен епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) сначала во диакона, а чуть позже во священника

1895 начал служить в Благовещенском женском монастыре села Кашпир Сызранского уезда

1908 был перемещен в село Горюшки Сенгилеевского уезда

1919 расстрелян

Рейтинг статьи
Православный Симбирск