Духовные корни Гончарова

Гончаров Иван Александрович Люди и судьбы

Сегодня день рождения великого русского писателя. И мы решили поговорить о том, какое место в жизни и творчестве писателя занимала вера.Находила ли она отражение в его знаменитых романах? Кто из родственников оказал влияние на становление личности писателя? На эти и другие вопросы отвечает литературный критик, автор книги «Гончаров и Православие. Духовный мир писателя» Владимир Иванович МЕЛЬНИК.

СИМБИРСК, СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И СОН ОБЛОМОВА

Родной город Гончарова Симбирск многими нитями был духовно связан с преподобным Серафимом Саровским. Многие горожане, начиная с 1815 года, когда батюшка Серафим вышел из затвора, духовное окормлялись у него. Конечно, слышали о нем и в глубоко религиозной семье Гончаровых. Кроме того, в Симбирскую губернию, в Алатырский Свято­Троицкий мужской монастырь, предполагалось в 1796 году назначить настоятелем батюшку Серафима. И хотя он предложения не принял и остался в Сарове, все же сказал, что в Алатыре будет присутствовать духом (это и до настоящего времени помнят монахи Алатырского монастыря). Здесь же, в Симбирске, подвизался блаженный Андрей, симбирский чудотворец, о котором хорошо знал преподобный Серафим.

В «Сне Обломова» романист описывает родной город как место сна и покоя, место, в котором царит религиозный обряд, прикрывающий по сути полуязыческое отношение к жизни. Здесь на первый план выступают сон и еда: «Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Тут же празднословие, пересуды, равнодушное отношение к ближнему (всем селом пошли посмотреть на упавшего в бессилии больного человека, потрогали вилами и ушли!). Язычество, чудным образом уживавшееся с православной обрядовостью, конечно, должно было произвести на будущего писателя глубокое впечатление. И все­таки Симбирск в целом был в религиозном отношении городом небезблагодатным. Некоторое исключение составляла только городская дворянская элита.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ ПИСАТЕЛЯ

Детство Гончарова прошло в семье со строгими православными традициями. Его отец Александр Иванович (1754–1819) был довольно зажиточным купцом, хлеботорговцем, владельцем свечного завода. Неоднократно избирался он симбирским городским головой. В 1803 году, овдовев, женился на купеческой же дочери Авдотье Матвеевне Шахториной (1785–1851). О своей матери Гончаров вспоминал как о «необыкновенно умной, прозорливой женщине», она была для детей нравственным авторитетом, перед которым они «склонялись с не нарушенным ни разу уважением, любовью и благодарностью». Семья получилась немаленькая: кроме Гончарова, было еще трое детей. Брат Николай (1808–1873) стал учителем гимназии, а в конце 1850 – начале 1860­х годов – редактором газеты «Симбирские губернские ведомости». Были еще сестры Александра и Анна. Отец Гончарова, по некоторым сведениям, был старообрядцем и человеком, жившим в традициях христианского благочестия. Мать будущего писателя, религиозная Авдотья Матвеевна, немало сил положила на духовное воспитание детей. Известно, что дома она часто молилась и читала акафисты.

Что касается дома Гончаровых, то, к сожалению, мы ни о чем подобном не знаем. Жили они, как и многие, впрочем, в Симбирске, замкнуто, семейными заботами, планами о приличном образовании детей. Перед Гончаровым раскрывались широкие горизонты новой русской жизни и культуры, вполне светской. За Волгой, в селе Репьевка, в частном пансионе, воспитывал его три года (1820–1822) священник Федор Степанович Троицкий. Помимо немецкого и французского языков, маленький Гончаров изучал, между прочим, Закон Божий и Священную историю.

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ

После смерти Александра Ивановича воспитывал детей их крестный отец, отставной моряк, дворянин Николай Николаевич Трегубов. О нем нужно говорить особо, так как влияние Трегубова на душу писателя было неоднозначным. Трегубов был масоном и человеком атеистического склада. Лишь после 14 декабря 1825 года, когда правительство стало преследовать масонские ложи в России, все масоны в Симбирске «пошили себе мундиры; недавние атеисты являлись в торжественные дни на молебствия в собор…» Трегубов был своего рода противовесом религиозному влиянию матери и, судя по дальнейшей жизни писателя, противовесом мощным.

Дом Гончарова Ивана Александровича
Дом Гончарова Ивана Александровича

СЕМЕЙНЫЙ «ЛЕТОПИСЕЦ»

До нас почти чудом дошли некоторые семейные реликвии Гончаровых, много говорящие о духовном настрое семьи. Чего стоят свидетельства одного лишь семейного «Летописца»! Дед писателя по отцу Иван Иванович Гончаров в 1720­х годах взял на себя своего рода духовный подвиг: несколько лет переписывал книгу «Страсти Христовы». В этом книжном памятнике подробно описывались последние дни жизни Иисуса Христа. Нет сомнения, что еще в детстве маленький Ваня Гончаров и слышал чтение этой дедовской книги, и держал в ее руках.

Однако вот что удивительно: никогда писатель Гончаров этой книги не вспоминал, как бы и не читал ее вовсе. А ведь кроме «Страстей Христовых» сколько там было всего интересного: ведь это была летопись семьи, куда несколько поколений грамотных Гончаровых вносили записи обо всех главнейших событиях своей жизни! Здесь было указано, когда родился, женился, наконец, умер и на каком кладбище похоронен человек гончаровского роду­племени! Иван Александрович положительно не мог не знать этой книги. И тем не менее факт: книга не оставила видимого следа в жизни писателя, хотя он и признавался, что лет с восьми читал взахлеб все, что попадалось под руку. В своих автобиографиях упоминает он и Державина, и Радклиф, и различные путешествия и многое­многое другое… А вот семейной своей главной книги не называет. Может быть, впрочем, по присущей ему скрытности и душевной целомудренности.

О РЕЛИГИОЗНОСТИ ГОНЧАРОВА

Вообще нужно сказать: религиозная жизнь Гончарова была неизвестна, пожалуй, никому из современников, кроме разве его духовника, сказавшего после смерти писателя несколько теплых и очень веских слов о его личности. Поэтому рассуждать о религиозности автора «Обломова» чрезвычайно затруднительно. Легко можно попасть впросак. Заметим пока одно. В произведениях Гончарова рядом с серьезной фигурой Обломова обнаруживается комичная физиономия Захара. Рядом с патетической, исполненной трагизма сценой – резко снижающий его простоватый, едва ли не пародийный эпизод. Гончаров намеренно прикрывается юмором, «балагурит», уходит от патетики. Это ввело в заблуждение многих, отказавших Гончарову в глубине творчества и мировоззрения. А ведь еще М.Ф. Суперанский в 1913 г. писал: «Что касается внутренней религиозности, то о ней мы знаем очень мало. В эту святая святых своей души он не пускал любопытных глаз. О религии с людьми, равнодушными к ней, он говорить не любил <…> или отделывался мало значащими фразами < …> он не был способен высказывать свои задушевные мысли в этой области, и если случайно проговаривался, то сейчас же старался сдержаться, тотчас же посмеяться над собой».

Беседка
Беседка-памятник И. А. Гончарову

Несомненно, что в своей семье писатель получил серьезную религиозную закваску. Однако ясно и другое: первая половина жизни Гончарова складывалась так, что духовно, религиозно он скорее отрывался от родных своих, «дремучих», как ему, верно, казалось, корней, чем припадал к ним.

Всю жизнь Гончаров будет пытаться соединить веру в Христа с духом цивилизации и культуры. Горячность веры, столь свойственная предкам Гончаровых, уже не затронула его своим духом. Общение с равнодушным в религиозном отношении либеральным обществом, вроде круга «Вестника Европы», только мешало возвращению писателя в материнское лоно Церкви. И надо еще удивляться, что Гончаров все же сохранил здоровый православный инстинкт своих предков и, не афишируя своих религиозных взглядов, все же в одиночку шел обратно, к той «младенческой вере», о которой в письме к А.Ф. Кони от 30 июня 1886 года он заметил: «Я с умилением смотрю на тех сокрушенных духом и раздавленных жизнью старичков и старушек, которые, гнездясь по стенке в церквах или в своих каморках перед лампадкой, тихо и безропотно несут свое иго и видят в жизни и над жизнью высоко только крест и Евангелие, одному этому верят и на одно надеятся!

Отчего мы не такие. „Это глупые, блаженные”, – говорят мудрецы­мыслители. Нет, это люди, это те, которым открыто то, что скрыто от умных и разумных, тех есть царствие Божие, и они сынами Божиими нарекутся!»

Во всем этом сказалась закваска, полученная в семье, да и в самом провинциальном городе.

Все­таки и «Летописец», и упорный, горячий по духу дед Иван Иванович Гончаров сыграли свою роль в жизни автора «Обломова». И еще какую! Все­таки православная закваска не пропала даром, и вторая половина жизни Гончарова – это медленное, с отступлениями и трудностями, но все же возвращение к дедовской «младенческой», как называл ее сам писатель, вере. Сложен был этот обратный путь от «Бога­цивилизатора», Бога, почти протестантски трактуемого, к Богу деда Ивана.

СВЯТОЙ БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ИЛЬИЧ

Глубоко религиозная мать Ивана Александровича, несомненно, как и все горожане, почитала святого человека. Более того, в музее И.А. Гончарова ныне хранится портрет святого блаженного Андрея Симбирского, написанный, очевидно, при его жизни и хранившийся в доме Гончаровых. В книге, посвященной блаженному Андрею, сказано, что этот портрет «находился над письменным столом писателя­симбирянина И.А. Гончарова, упоминавшего блаженного в своих произведениях». Однако горькая правда состоит в том, что Иван Александрович никогда не испытывал тяги к так называемому народному Православию, с его юродивыми, прорицателями, аскетами (гораздо понятнее и ближе ему был христианский ученый мыслитель блаженный Августин, с трудами которого автор «Обрыва» был знаком), и естественным образом прошел мимо этого выдающегося, но безвестного в культурном мире подвижника. Как ни хороша идиллическая картина, но портрет блаженного Андрея никогда не висел над письменным столом «писателя­симбирянина» Гончарова. Ни в одной автобиографии, ни в воспоминаниях «На родине» – нигде романист не говорит об этой живой легенде Симбирска. Лишь один раз в письме к сестре Анне Александровне Музалевской от 20 сентября 1861 года он напишет о своем племяннике Викторе Михайловиче Кирмалове: «По возвращении моем сюда застал я его бледна, изнуренна, крайне лохмата местами, под мышцами более, в изодранном одеянии и при том без калош по грязи ходяща, так что если бы он выучился мерно произносить: би, би, бо, бо, бо, – так мог бы с большим успехом поступить в должность симбирского Андреюшки, которую тот с таким успехом исправлял в течение 30 или 40 лет». Помнил Иван Александрович блаженного Андрея Ильича хорошо. Так хорошо, что и называет его так, как звали большинство горожан: «Андреюшка». И все­таки уже на склоне лет уничижительно упомянет он об известной всему городу привычке блаженного Андрея невнятно «бубнить». Больше ничего о блаженном Андрее, Симбирском чудотворце, писатель никогда не скажет. И это по­своему символично. Возрастая под покровом молитв блаженного, к сожалению, не заметил он его святости, а отметил лишь странности поведения. Пройдя мимо блаженного Андрея, прошел он и мимо преподобного Серафима. Правду сказать, не упоминает Гончаров и иных многочисленных русских святых. Хотя в его текстах можно найти упоминания о блаженном Августине.

Гончаров Иван Александрович
Гончаров Иван Александрович

ДУХОВНИК

Уже ко времени написания «Обрыва» оттенок протестантизма, тяготения к земному, буржуазному, по сути, обустройству жизни, заменяется в мировоззрении Гончарова истинным Православием. Это объясняется тем, что писатель осознал, насколько губительно сказался на исторических путях России разрыв между различными слоями общества и Церковью. Ведь речь в «Обрыве» идет не только о Православии как традиционной для России религии, но и о Церкви и ее защитительном покрове.

Ко времени написания последнего романа, не забудем, Гончаров уже ряд лет аккуратно посещает воскресные службы, исповедуется и причащается в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона в Петербурге. В этом храме служит его духовный отец – протоиерей Гавриил Васильевич Крылов. После смерти отца Гавриила, с 1880 года, духовником Гончарова становится протоиерей того же храма Василий Перетерский. Последний оставил любопытное письмо на этот счет – биографу Гончарова М.Ф. Суперанскому: «Я служу в приходе Пантелеймоновской церкви с 1869 года, постоянно свыше 40 лет. В этом же приходе, Моховая ул., д. № 3… все в одной квартире свыше 30 лет жил и Иван Александрович Гончаров. Известие, что он был человек совершенно индифферентный к религии, не исполнял обрядов Церкви, не причащался et cet., думаю, кем­то выдумано и совершенно не соответствует действительности. Я могу свидетельствовать, что он был человек верующий, хотя, может быть, по обычаю времени и по светским отношениям не всегда в жизни точно соблюдал обычаи и порядки Церкви Православной. В храм Божий в воскресные и праздничные дни ходил; ежегодно исполнял христианский долг исповеди и св. причащения в своем приходском храме, что особенно памятно нам потому, что он исповедался и причащался тогда, когда причастников в приходской церкви было уже очень немного, именно в Великую Субботу за поздней литургией, которая начинается только в 1­м часу дня и по предположительности кончается уже в 3­м часу дня, почему причастников на ней бывает уже мало, но всегда обязательно И.А. Гончаров. Духовником его сначала был действительно наш протоиерей Гавриил Васильевич Крылов, а по его кончине в январе 1880 года, с того года, постоянно ежегодно и по смерть Гончаров исповедался у меня и причащался в нашей церкви. Я его и напутствовал в последней предсмертной болезни; я тогда получил от него христиански смиренную просьбу, чтобы не хоронили его как литератора, на Волковском кладбище, а чтобы похоронили как простого христианина, скромно, просто, без всяких обычно устрояющихся учащеюся молодежью при погребении литераторов помпы, и намеренной пышности, и шума, в Невской Лавре… Я, наконец, служил по смерти, над его прахом панихиды, провожал в Лавру и обычным порядком после отпевания в Духовской церкви предал земле на Никольском лаврском кладбище. Много лет, как прихожанин, он был членом приходского Благотворительного общества.

Библиотека им. И.А. Гончарова
Библиотека им. И.А. Гончарова

Все вышесказанное за много лет личного знакомства и духовных отношений дает мне твердое основание свидетельствовать, что покойный Иван Александрович, по крайней мере за последние 20 лет, был и скончался истинно верующим сыном Церкви Православной». Интеллигентское отторжение Церкви и «грубых попов» Гончаров в конце жизни сознает как болезнь времени и личности. Романист прежде всего сам уже живет иной религиозной жизнью, более непосредственной, с некоторыми максималистскими запросами, присущими сугубо русскому Православию. Изменится и религиозная жизнь его героев в последнем романе. Весьма характерны для уяснения религиозных настроений писателя в конце жизни его записки под названием «Необыкновенная история». В них излагается сложная история отношений Гончарова с его «другом­соперником» в литературе И.С. Тургеневым. Духа злобы в «Необыкновенной истории» нет. Более того, подводя итоги своей литературной и человеческой судьбы, Гончаров ясно показывает, что он пришел к Евангельской правде: «Во всей этой жалкой истории – я читаю уроки Провидения и благословляю Его Правосудие, Премудрость и Благость!

Надо мною свершилось два Евангельских примера: я лениво и небрежно обращался со своим талантом, закапывал его, и он отнят у меня и передан другому… Потом я не простил ему первого своего долга, вспоминал о нем негодуя – и вот расплачиваюсь за свои долги. Я же теперь и после – от души прощаю и ему, и всем тем, кто так настойчиво, слепо и неразумно делал мне зло, и за то, что я заслуживаю зло, Бог да простит всех нас!».

В 1888 году в письме к А.Ф. Кони он признается: «У меня есть в душе сокровище, которого не отдам – и – уповаю – оно меня доведет до последнего предела!» Этим сокровищем была Православная вера, к которой писатель всей душой повернулся во второй половине своей жизни. Упование на Христа не обмануло писателя. Достаточно вспомнить несколько строк воспоминаний А.Ф. Кони: «Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил».

ГОНЧАРОВ И МОТОВИЛОВ

Будущий «Серафимов служка» и будущий писатель, автор «Обломова», были практически ровесниками, росли в одних местах (Симбирская губерния), но имели все­таки разную религиозную прививку. Ровесник и земляк романиста Николай Мотовилов воспитывался матерью, вдовой Марией Александровной. Сходная ситуация сложилась и в доме Гончаровых: престарелый отец писателя умер, когда Ванюше было всего семь лет. Но будущего «Серафимова служку» мать взяла с собою в паломническую поездку к преподобному в Саров. Это благотворно повлияло на всю его жизнь. Видимо, таких поездок было у вдовы Мотовиловой немало (ведь и умерла она во время паломнической поездки к киевским святыням).

Николай Александрович Мотовилов
Николай Александрович Мотовилов «Серафимов служка» – известный мирской послушник преподобного Серафима Соровского в Дивеевском монастыре.

Мотовилов сформировался в выдающуюся религиозную личность и даже прослыл среди современников человеком «буиим», иначе говоря, едва ли не сумасшедшим. В современном Симбирске­Ульяновске его имя почти никому не известно, несмотря на то, что он долгое время прожил в Симбирске, состоял на государственной службе и претерпел страшные гонения от лиц, описанных Гончаровым в его замечательном очерке «На родине». Гончаров и Мотовилов имели общий круг знакомых, но совершенно по­разному чувствовали себя в этом кругу.

Симбирск называют городом И.А. Гончарова и Н.М. Карамзина, А.Ф. Керенского. Но как тесно волею судьбы оказался связан этот город с именем преподобного Серафима Саровского – через его «служку» Николая Мотовилова и святого блаженного Андрея! Жаль, что об этом почти никто не помнит.

Рейтинг статьи
Православный Симбирск