«С каждым годом я лишь убеждаюсь: этот путь мой»

Продолжая рубрику «Пастырские истории», мы беседуем с клириком Михайло-Архангельского женского монастыря игуменом Пафнутием (Пичугиным). 29 августа исполняется двадцать лет с того момента, когда он начал нести свое служение Богу и людям в качестве священника. Сегодня на страницах «Православного Симбирска» батюшка делится воспоминаниями о своих первых шагах на пути к вере, рассказывает о том, как каждому человеку понять Божий замысел о себе и что является первостепенным для людей в современном мире.

− Отец Пафнутий, вы родились и выросли в религиозной семье?

− Сказать, что с детства я имел хоть какое-то представление о религии, было бы неверным. Я родился в 1968 году в Новочеркасске Ростовской области в семье военнослужащего. С родителями мы часто меняли место жительства. На летних каникулах я приезжал на родину − к бабушке. И раз в год она водила меня в церковь. Как и всякий ребенок, я интересовался обстановкой, облачением священника, пением хора. Соответственно, возникали вопросы: «А почему, зачем?». Но в советское время разговоры на религиозные темы не велись.

− Когда вы поняли, что храм – это не просто убранство и тишина?

− После армии я уже осознанно пришел в церковь. Жил тогда в Воронеже и ходил в храм в честь Казанской иконы Божией Матери. К тому времени меня привлекала сама духовная жизнь, − уже больше интересовался именно верой. Я начал общаться со священниками и стал понимать, что церковь – это не столько про внешние украшения, сколько про благодать в ней самой, общение с Богом, людьми.

Всегда вспоминаю настоятеля Казанского храма протоиерея Евгения Лившука и старосту Марию Кузьминичну. Эти два человека показали, что такое приход. В свободное время я с радостью и рвением им помогал. Позже батюшка доверил мне организацию воскресной школы, потом детский православный епархиальный лагерь. Мы ездили с ребятами в древние монастыри.

− Кто вы по специальности и чем занимались раньше?

− Закончил Новочеркасское медицинское училище по специальности фельдшер. Потом поступил в Воронежскую медицинскую академию имени Н.Н. Бурденко. Работал на скорой помощи, чаще всего в бригадах реанимации и интенсивной терапии. Были, конечно, ситуации, связанные с пограничными моментами: жизнью и смертью. Каждый врач рано или поздно с этим сталкивается, такова наша профессия.

− Как пришло осознание того, что вам нужно быть монахом?

− Все годы было ощущение: есть нечто, что меня поддерживает, представляет не просто интерес, а духовную основу. Со временем я обрёл наставника – духовного отца. Однажды он мне сказал: «Ты можешь доказывать о вере все, что угодно, – вряд ли тебе кто-то поверит. Но если для тебя самого это станет органичной частью, тогда тебе все перестанут возражать. Мы же не задаёмся вопросом, почему едим или пьем». Я понял, что церковь − неотъемлемая часть моей жизни. Как наставлял схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), когда меня постригали в Ивановской епархии: «Если ты полечил телеса, то, наверное, теперь нужно подумать и о духе». Медицинскую академию я закончил, но интернатуру проходить уже не благословили.

− Как вы стали священником?

− Из-за болезни мамы я оказался в Ульяновске. Тогда возник вопрос, как мне определяться дальше: просто нести церковное послушание или становиться священником. Духовник ответил: «Как владыка благословит, пусть так и будет». Действительно, приснопамятный владыка Прокл нашел те слова, которые утвердили меня, что путь священнослужения − мой. Но самое главное, я каждый раз в этом убеждаюсь: кем бы ты ни был, священником или монахом, важно только твое искреннее, ревностное служение Богу и людям.

− Вы чувствуете действие Промысла Божиего в вашей жизни?

− Несомненно. Первым моим приходом стал Михайло-Архангельский храм в селе Озерки Чердаклинского района. С одной стороны был преподобный Гавриил, архимандрит Мелекесский, с другой – прославленный в лике общероссийских святых блаженный, Христа ради юродивый Андрей Симбирский.

Когда начал изучать историю епархии, узнал о священномученике Александре Гневушеве, пресвитере Бряндинском. Я захотел отправиться туда, где он служил последние дни жизни. Так несколько лет и ездил двадцать с лишним километров, окормляя оба села. Со временем из Мелекесской меня перевели в Симбирскую епархию и направили служить в монастырь Михаила Архангела в село Комаровку − место, где ранее, еще до того, как там поселились монашествующие, тоже служил отец Александр Гневушев. У каждого человека есть святые, которые особо близки ему. Для меня − это Архангел Михаил и священномученик Александр Бряндинский. Даже место служения связано именно с ними – не надо ездить из одного места в другое и тратить силы.

− За двадцать лет у Престола Божия вы что-то для себя приобрели или потеряли?

− Конечно, приобрёл: ведь пастырский путь − это постоянная работа над собой. Козьмем рядовую ситуацию для каждого священника: проповедь, на которой что-то надо сказать прихожанам. Задаёшься вопросом: «А ты сам это прочувствовал, пережил?».

Любому человеку присуще уныние, когда кажется бессмысленным твой ежедневный труд. Каждый на определённом этапе может обессилить, и ему необходимо второе дыхание. Если остановиться и ничего не делать в этот момент, то можно пропасть. Но, если идти дальше, уповая на Господа, рано или поздно появятся новые силы, потому что Бог каждого из нас ведет своей дорогой и укрепляет на пути. Есть такие понятия, как «Боговедение» и «Богооставленность». Второе не значит, что Бог от тебя отказался: Он просто дает возможность человеку посмотреть на себя со стороны, оценить, что ты приобрёл и сможешь ли с Ним идти дальше или тебе ещё необходимо что-то для этого сделать.

С каждым годом я лишь убеждаюсь в том, что этот путь верный, он мой. А дальше нужно расти, чтобы сохранять и приумножать имеющееся.

− Изменились ли прихожане за годы вашего служения?

− Сейчас все смешалось, люди живут большей частью обрядово. Надо покрестить − покрестили, нужно ещё что-то − сделали. Но это только внешняя сторона. Следующий этап − вера. То есть ты понимаешь, для чего каждое действие необходимо: потому что нужно быть хорошим перед другими или это действительно нужно тебе, твоему ребёнку.

Главное – доверять Богу. Понимать, можешь ли ты перенести испытания, посланные Им, или начинаешь отчаиваться. Необходим ли тебе Господь на самом деле, или ты с Ним, потому что так принято. Утешая прихожан, говорю: «Какие бы не были сложности: духом сник, немножко расслабился, – ничего страшного. Всем и каждому бывает тяжело. Но ведь пропал не тот, кто упал, а тот, кто не хочет подниматься. Вы хотите пропасть? Нет. Значит, поднимаемся и идём вперёд».

− Что главное для христианина?

− У святых отцов есть хорошая молитва: «Господи, дай мне всегда быть с Тобой и Тобой единым жити». Для каждого человека важно не просто быть с Богом и потом сказать: «Я со Христом прожил!», а всегда чувствовать, что Бог тебе необходим, Он не оставляет и всегда будет рядом. Часто вспоминаю слова одного подвижника благочестия: «Празднуя светлый праздник Христова Воскресения, мы радуемся. Но самое главное, чтобы каждый из нас не только эту радость принял в сердце, а чтобы ответил для себя на вопрос: лично для меня Христос воскрес?». Как говорил блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное на своем». Все просто: ведь это истина, благосклонно дарованная нам Самим Творцом.

Беседовала Ирина Каткова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск