Неидеальный идеал?

Святые благоверные Петр и Феврония Школа православия

Вот уже десять лет подряд, с 2008 года, Россия отмечает День семьи, любви и верности. К сожалению, многие современные люди не воспринимают всерьез понятия «верность» и «жертвенность», а «любовь» под влиянием идей «сексуальной революции» понимается крайне широко и не предполагает каких-либо обязательств. Массовая культура призывает получать как можно больше удовольствий, утверждая при этом, что ответственность и совесть только мешают наслаждаться жизнью. В таких условиях отношения девушек и юношей, мужчин и женщин становятся легкомысленными, а браки – хрупкими.

Для молодых людей был необходим общероссийский пример, ориентир, символ, который бы противостоял разрушительным для семьи идеям. Нужно было во всеуслышание напомнить, что крепкая семья предполагает супружескую любовь, немыслимую без взаимной верности, жертвенности и самоотречения, и не может быть основана на эгоизме, потребительском отношении друг к другу с целью получить удовольствие или материальную выгоду. Таким символом был избран брачный союз двух православных древнерусских святых – благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в день памяти которых, 8 июля, и установлен всероссийский праздник.

В связи с введением нового праздника в различных городах России, от Владивостока до Ярославля, с 28 июня по 8 июля 2009 года святым покровителям семьи были установлены памятники. 5 июля 2009 года скульптурная композиция, изображающая святых Петра и Февронию, появилась и в нашем городе, перед Ульяновским государственным университетом. Этот памятник является своеобразным маяком, который предупреждает молодежь об опасностях бурного периода их жизни и символизирует ценности, которыми нужно руководствоваться для создания крепкой семьи.

Святые благоверные князья считались покровителями семьи еще в дореволюционной России. К ним обращались с молитвами и получали помощь. 

Жизнеописание святых супругов хорошо известно. Основная мысль его ясно видна: два любящих человека прошли по жизни вместе и, несмотря на испытания, которые преподнесла им судьба, не предали друг друга. В старости, готовясь к переходу в вечность, они приняли монашество, но смерть не разлучила их. Видимым знаком этого было то, что тела святых Петра и Февронии, положенные в разных гробах, чудесным образом оказались вместе.

Одним из серьезных испытаний любви для князя Петра стал выбор между властью, славой и богатством, с одной стороны, и союзом с Февронией, с другой. Князь не пошел на поводу у бояр и их жен, выражавших сильное недовольство по поводу незнатного происхождения его избранницы, и предпочел уйти с княжения вместе с любимой, а не выгнать ее. А ведь в то время братья вероломно убивали друг друга за право управления княжествами! Так желанна была власть. Февронию бояре также искушали богатством, уговаривая ее добровольно оставить Петра.

Однако, несмотря на давнюю русскую традицию почитать святых Петра и Февронию покровителями брака, в настоящее время выбор именно этих святых в качестве семейного идеала часто критикуется по ряду причин, большинство из которых связано с их жизнеописанием.

Церковь Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Во-первых, критикуется сказочный характер их жития. Дело в том, что современное церковное житие главным образом основывается на знаменитом произведении древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Известно, что свой окончательный вид «Повесть» приобрела под пером инока Ермолая-Еразма, писателя середины XVI века, хотя церковное почитание этих святых в Муроме сложилось раньше, уже во второй половине XV века. Автор был хорошо образован, и митрополит Московский Макарий поручил ему в связи с канонизацией святых благоверных Петра и Февронии на Московском Соборе 1547 года написать их житие. Ермолай-Еразм тщательно собрал и отредактировал большинство народных преданий, касающихся Петра и Февронии Муромских, – это был в то время основной метод, но он не обратился к летописям. Получившаяся «Повесть» сильно отличалась от принятых агиографических произведений. Она носила следы народной фантазии и не имела четких исторических деталей. Митрополит Макарий не включил «Повесть» в изготавливавшиеся тогда житийные сборники.

Академик Д.С. Лихачев в «Повести», например, видел соединение двух фольклорных сюжетов: о змее-соблазнителе и о мудрой деве.

«Повесть» рассказывает следующее. В городе Муроме правил благоверный князь Павел, к жене которого повадился летать змей-искуситель, который обладал способностью принимать облик ее мужа. Жена князя хитростью узнала у змея, что его можно убить с помощью Агрикова меча. Брат Павла Петр решает умертвить змея и после молитвы находит в алтаре загородного храма нужный меч. Петр ударяет змея мечом и убивает его, но кровь из змеиной раны, брызнувшая на Петра, вызвала страшное кожное заболевание, похожее на проказу. Здесь начинается вторая часть повести, в которой появляется мудрая дева Феврония. Слуга Петра встречает дочь пчеловода Февронию, крестьянку деревни Ласковой в Рязанской земле, которая просит принести Петра к ней в дом. Она сообщает, что если князь возьмет ее в жены, то исцелится. Выздоровев, Петр не хочет сдерживать обещание жениться на Февронии, и кожная болезнь поражает его вновь. Вразумленный таким образом, он женится на Февронии. После Павла Муромским князем стал Петр. Дальше идут прекрасно изложенные сюжеты борьбы с боярами, ухода в монастырь и мирной кончины супругов в один день.

Не нужно забывать, что за сказочными элементами повествования проступают реальные исторические личности и ситуации, хотя и затуманившиеся с течением времени в народной памяти фольклорными мотивами. Например, священник Павел Гумеров в своей статье «А был ли змий? Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских» делает здравые предположения об истинном смысле «сказочных» сюжетов. В частности, он считает, что нельзя расценивать эпизод исцеления Петра как принуждение его Февронией к браку – скорее, следует понимать его как возвещение Февронией Петру воли Божией.

Принято отождествлять князя Петра с Муромским князем Давидом Юрьевичем, который занял княжеский престол в 1204 году. Давид помогал великому князю Владимирскому Всеволоду III в его войнах против болгар и в усмирении князей Рязанских. Князь Давид умер в 1228 году, перед этим приняв схиму. Супругой князя Давида Юрьевича, как предполагается, была Евфросиния.

Интересная вещь, но в преданиях, которые собрал Ермолай-Еразм, монашеские имена святых супругов стали мирскими, а мирские – монашескими. Произошла путаница. Народ запомнил святых по их монашеским именам – так эти имена перешли в церковный календарь. В летописях Давид – это мирское имя князя, Петр – монашеское, а в житии наоборот. Также обстоит дело и с именем супруги князя: Евфросиния – это мирское имя, а Феврония – монашеское.

Были ли дети?

Во-вторых, спрашивают, как может считаться идеалом семья, в которой не было детей, и господствовало якобы монашеское воздержание? Если отождествление князя Петра с князем Давидом Юрьевичем верно, а этой мысли, например, придерживался архиепископ Филарет (Гумилевский), который в XIX веке основательно изучил исторические источники, то получается, что у Петра и Февронии было трое детей: Евдокия Давыдовна, Юрий Давыдович и Святослав Давыдович. Дочь Евдокия стала супругой великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича. Юрий наследовал Муромское княжество после смерти отца. А Святослав участвовал вместе с отцом в военных походах и умер, как и князь Давид Юрьевич, в 1228 году.

Сам факт умолчания в «Повести» и житии о детях Петра и Февронии не доказывает, что у них не было детей, а лишь свидетельствует, что в то время людей интересовали другие темы: народ был очарован идеалом монашеской жизни, которая почиталась как гарантия святости.

Ситуация отсутствия упоминаний о детях в жизнеописании святых Петра и Февронии наводит на вопрос о многих семьях, которые детей не имеют. Да, некоторые богословы уподобляют семью (минимум троих: папа, мама и ребенок) Пресвятой Троице, в Которой три Божественные Личности пребывают в полноте общения и любви, но все-таки смысл брака в браке! И союз, в котором по какой-либо причине Господь детей пока не дает, не должен восприниматься как ущербный – он ценен и свят в очах Божиих. В такой ситуации, например, некоторые советуют подумать над возможностью усыновления ребенка.

Как венчаться, если пост?

В-третьих, день покровителей семьи выпадает на Петров пост, поэтому совершать таинство Венчания в это время не положено. Получается, что заключить церковный брак в день благоверных князя Петра и княгини Февронии невозможно – это создает диссонанс. 

В связи с этим на заседании Священного Синода 25–26 декабря 2012 года было решено установить дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, — в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст. ст.), «в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году».

Несомненно, радует, что традиции отмечать День семьи, любви и верности в России исполняется уже 10 лет. Внимание широких слоев населения к теме семейных отношений и ценностей привлекается, а пример жизни святых Петра и Февронии ясно говорит всем нам словами известного стихотворения: «С любимыми не расставайтесь».

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Вступайте в наши сообщества:

ВконтактеИнстаграмОдноклассникиТелеграм

Рейтинг статьи
Православный Симбирск