Апостольская проповедь

Апостольская проповедь Школа православия

До своего Вознесения Спаситель повелел ученикам оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они не будут одарены силой свыше. В день Пятидесятницы обетование Христа исполнилось – на 12 апостолов, собравшихся в одном из иерусалимских домов, сошел в виде огненных языков обещанный Утешитель, Дух Святой, и преобразил их духовно, сделав отважными благовестниками евангельской истины. Апостолы не только отчетливо вспомнили то, чему учил их Христос, но каждый из них без долгого процесса обучения таинственным образом получил способность говорить на иностранных языках. Этот дар был необходим для проповеди христианства чужеземцам в отдаленных уголках мира, куда вскоре и направились ученики Христа. Благовестники обращались как к иудеям, так и к язычникам. Практически все они закончили свою жизнь мученически, приняв смерть за Мессию, но евангельская весть о спасении находила отклик в сердцах людей по всему миру – к Православной Церкви присоединялись новые члены. Именно День Святой Пятидесятницы воспринимается в православной традиции как День рождения Церкви Христовой.

В преддверии 13 июля – Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов – вспомним о каждом из них и обратимся к преданиям об их миссионер-
ских походах.

Апостол Петр

Был сыном рыбака из Вифсаиды Галилейской и приходился братом апостолу Андрею Первозванному. Был женат и имел дом в Капернауме. Вместе с Иоанном Богословом и Иаковом Зеведеевым входил в число особо близких к Спасителю учеников. Именно Петр первым из числа апостолов решительно исповедал Иисуса Мессией. Эта уверенность явилась твердым основанием, на котором должна была возникнуть Церковь, поэтому Господь называет Симона Петром, то есть «Камнем». Накануне Крестной смерти Спасителя Петр трижды отрекся от Него в час опасности, но затем раскаялся. После Воскресения Господь восстанавливает Петра в апостольском достоинстве.

Апостол проповедовал в Иерусалиме. Первая часть книги Деяний рассказывает о его деятельности. Он обратил в христианство много иудеев. Апостол Петр чудесным образом избежал казни во время гонения на христиан Ирода Агриппы I, внука Ирода Великого. Известно о присутствии Петра на Апостольском соборе в Иерусалиме.

Церковные предания говорят о том, что благовеститель проповедовал на Средиземноморском побережье, в Антиохии, Малой Азии, Египте вместе с апостолом Марком, от которого берет свое начало иерархия Александрийской Церкви, в Коринфе (Греция), Риме, Испании, Карфагене (Северная Африка) и Британии. К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой.

В новозаветный канон входят два соборных послания апостола Петра, которые обращены к христианам Малой Азии. В посланиях он предостерегает христиан от лжеучителей и нравственной распущенности.

Апостол Андрей Первозванный

Так же, как его брат Петр, был родом из Вифсаиды и занимался рыбной ловлей. В отличие от Петра был не женат. Он стал учеником Иоанна Предтечи, а затем первым из будущих апостолов последовал за Христом, – став «Первозванным». Он же привел к Спасителю родного брата.

После Сошествия Святого Духа на апостолов Андрей проповедовал в Малой Азии, в провинции Вифиния, где посещал города Амис, Синоп, Трапезунд, Ираклия, Амастрида, Халкидон и небольшое селение Византий, которое в IV веке станет столицей Византийской империи – знаменитым Константинополем. Здесь он основывал христианские общины. Андрей Первозванный проповедовал в римских провинциях Фракия и Македония. Предание говорит, что апостол путешествовал в земли Скифии: прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он водрузил крест на Киевских горах. Поднявшись выше по Днепру, благовеститель проповедовал среди славян в районе Новгорода. Имя святого Андрея Первозванного, таким образом, связывает Константинопольскую и Русскую Церковь.

Примерно в 62 году он принял мученическую смерть на кресте X-образной формы в городе Патры, который находился в провинции Ахайя (Греция).

Апостол Иаков Зеведеев

Брат апостола Иоанна Богослова. Господь призвал их к служению вместе. Они с апостолом Петром были свидетелями воскрешения дочери Иаира, Преображения Господня на Фаворской горе и событий в Гефсиманском саду накануне распятия Спасителя. Иаков имел энергичный и твердый характер. Неслучайно Спаситель назвал его, также как и Иоанна Богослова, «сыном грома» (Мк. 3, 17).

По преданию, апостол Иаков Зеведеев путешествовал в Испанию. Он считается покровителем этой страны. Затем вернулся в Иерусалим, где из-за смелой христианской проповеди вошел в конфликт с иудейскими книжниками и фарисеями, не признававшими Иисуса Мессией. Враги апостола убедили правителя Иудеи Ирода Агриппу I осудить Иакова на смерть. В 44 году апостол был обезглавлен в Иерусалиме за свою проповедь. Он стал первым мучеником из числа апостолов.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Был самым молодым из двенадцати апостолов. Получил прозвание за написанное им Евангелие, которое содержит длинные, преимущественно богословские беседы Спасителя, раскрывающие истины домостроительства Божия. Также апостол написал три соборных послания и книгу Откровения, посвященную последним судьбам мира и Церкви, возвещающую окончательную победу Христа над силами зла, преображение тварного космоса и открытие Царства Небесного. В христианстве традиционным символом святого Иоанна является орел – знак чистоты и высоты богословской мысли.

По просьбе Спасителя, произнесенной с Креста, благовеститель, как любящий сын, заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. В этот период он не отлучался из Иерусалима. После Успения Богоматери апостол отправился на проповедь Евангелия в Ефес, который стал центром его пребывания, и другие города Малой Азии. Апостола сопровождал его ученик Прохор. Путники поплыли по морю, но судно потерпело кораблекрушение, и хотя всех пассажиров выбросило на сушу, святой пропал. Прохор пошел в Ефес один, но на четырнадцатый день пути на глазах у Прохора волны вынесли Иоанна Богослова на берег живым.

Предание доносит до нас рассказ о том, как при императоре Нероне апостола вызвали на суд в Рим. За исповедание Иисуса Христа он был приговорен к смерти – евангелист должен был выпись чашу с ядом – но отрава не причинила Иоанну вреда. Благовестителя сослали на остров Патмос, расположенный на юго-востоке Эгейского моря. Другая линия предания относит ссылку апостола ко времени правления римского императора Домициана, при котором также было преследование христиан. На Патмосе святой Иоанн получил откровение от Иисуса Христа о конце земной истории. Жития рисуют проповедь апостола как триумфальное шествие, перед которым падали идолы и служители демонов, безуспешно пытавшиеся своими кознями погубить Иоанна Богослова. После ссылки он вернулся в Ефес. Апостол Иоанн прожил на земле более ста лет. Когда пришло время, он попросил учеников выкопать крестообразную могилу за пределами Ефеса, лег в нее и сказал, чтобы его закопали. Другие последователи апостола поспешили к месту погребения, раскопали могилу, но тела не нашли. Тайна смерти иевангелиста Иоанна Богослова так и остается ей.

Апостол Филипп

Кроме того, что Филипп был уроженцем Вифсаиды, города на берегу Галилейского озера, мы ничего не знаем о его жизни до призвания к апостольскому служению. Одно из преданий сообщает, что апостол был женат и имел трех дочерей.

После Пятидесятницы Филипп благовествовал в Галилее. Здесь он воскресил младенца, умершего на руках матери. Затем отправился в Грецию, где проповедовал среди местных иудеев. Группа иерусалимских иудеев, которые прибыли, чтобы обвинить перед соплеменниками апостола во лжи, ослепла, но к ним вернулось зрение по молитве святого Филиппа. Это чудо способствовало распространению христианства. Далее апостол отправился в Парфы, а затем в Азот и Иераполь Сирийский. Поставив епископа в Иераполь, благовеститель прошел Сирию, Малую Азию, Лидию и Мисию. Апостол перенес множество скорбей: побои, презрение, аресты. Предание доносит, что в путешествии Филиппа сопровождала его сестра Мариамна.

Конечным пунктом апостольской проповеди стал фригийский город Иераполь. Здесь у Филиппа произошел конфликт со служителями языческого храма, в котором почитались змеи. Апостол показал превосходство евангельской веры над верованиями змеепоклонников. Так, жена правителя города, укушенная змеей, была исцелена учеником Спасителя, и стала христианкой. Проповедник был схвачен и распят вместе с пришедшим в город апостолом Варфоломеем. В это время произошло сильное землетрясение, в котором народ увидел знак свыше и потребовал освободить апостолов. Варфоломея успели снять с креста живым, а апостол Филипп умер. Это произошло примерно в 87 году. Варфоломей был освобожден и поставил христианского епископа для Иераполя. Они с Мариамной погребли тело апостола Филиппа и отправились в Армению. После смерти благовестителя его сестра проповедовала до своей кончины в Ликаонии (Малая Азия).

Апостол Варфоломей

Был родом из Каны Галилейской. Евангелист Иоанн упоминает Варфоломея под именем Нафанаила и сообщает обстоятельства его обращения ко Христу. Сам Спаситель засвидетельствовал о Варфоломее, что он истинный израильтянин, в котором нет лукавства. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Воскресший Господь явился Варфоломею, когда он вместе с сыновьями Зеведеевыми и другими ловили рыбу на Тивериадском озере.

После Сошествия Святого Духа на апостолов Варфоломей проповедовал Христа вместе с апостолом Филиппом на территории Малой Азии во Фригии и Ликаонии, а затем в Месопотамии, Персии, Индии и Великой Армении, где он мученически погиб. По одним рассказам, благовеститель был распят на кресте, по другим – с него живого сняли кожу.

Апостол и евангелист Матфей

Был сыном Алфея и носил еще одно имя – Левий. Он является автором первого Евангелия. Господь призвал его к апостольскому служению, когда тот исполнял обязанности мытаря – собирал пошлины с соплеменников иудеев для римской власти, за что и презирался соотечественниками. Матфей оставил все и последовал за Христом.

После Сошествия Святого Духа на апостолов евангелист долгое время находился в Палестине, проповедуя иудеям. Затем отправился в миссионерское путешествие к другим народам. По одним свидетельствам, он проповедовал в Эфиопии и Парфии, по другим, в Персии и Мидии (территория на западе Ирана). Апостол Матфей написал на арамейском языке Евангелие, которое адресовал уверовавшим во Христа иудеям. В новозаветном каноне Святое Благовествование от Матфея стоит на первом месте.

Свидетельства церковных историков о кончине евангелиста разнятся. Одни утверждают, что он был сожжен заживо в Эфиопии; другие – что благовеститель мирно окончил свою жизнь.

Апостол Фома

Родился в Галилее и был рыбаком. Услышав благовестие
Иисуса Христа, он последовал за Спасителем и вошел в число
12-ти апостолов.

Священное Писание изображает решительный характер апостола Фомы, когда он высказывает намерение следовать за Христом и умереть вместе с Ним. Но также Фома просит доказательств Воскресения Христова, не веря на слово рассказам тех, кто уже видел Господа. И Спаситель является апостолу, показывая раны от гвоздей и удара копьем.

По церковному преданию, святой проповедовал Евангелие Христово в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Свой миссионерский подвиг апостол завершил мученической смертью. За то, что он обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелиапора (Мелипура), Фому заключили в темницу: его пытали и убили, прон-
зив пятью копьями.

Апостол Иаков Алфеев

Был братом евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол совершал миссионерские путешествия вместе с Андреем Первозванным. Иаков проповедовал в палестинских городах Газе, Тире и Елевферополе. Святой мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью в египетском городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной).

Апостол Симон Зилот (Кананит)

Родился в Кане Галилейской, за что получил прозвище Кананит, а «Зилотом» назван за религиозную ревность. В то время зилоты представляли собой движение иудеев, отличавшееся фанатичной ревностью к соблюдению обрядового закона и нетерпимостью к римской власти. Греческое предание отождествляет апостола Симона с женихом, на браке которого Спаситель по просьбе Своей Пречистой Матери совершил первое описанное в Евангелии чудо – претворил воду в вино, когда последнее стало заканчиваться. Святой был впечатлен чудом и стал последователем Иисуса Христа, вошел в число 12-ти апостолов.

Предания о миссионерской деятельности апостола Симона Кананита после иерусалимской Пятидесятницы разнятся. По одной версии, он просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другой – трудился на Британских островах, а также в Вавилонии и Персии, где мученически скончался в городе Суанире. Еще одно предание говорит, что апостол принял смерть в Абхазии, где его распяли на кресте. В XIX веке на месте подвигов апостола был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Апостол Иуда Иаковлев

Был сыном праведного Иосифа Обручника от первой жены. Как и другие его братья, он сначала не видел в Иисусе Мессию, но затем поверил, и был избран в число 12-ти апостолов. Иуда имел и другое имя – Фаддей.

По преданию, после Сошествия Святого Духа проповедовал христианство в Палестине (Иудее, Галилее, Самарии, Идумее), а затем в Аравии, Сирии, Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. Примерно в 80 году он принял мученическую смерть в городе Арате в Армении. Апостола повесили на дереве, а затем пронзили стрелами.

В новозаветном каноне находится Соборное послание апостола Иуды. Церковные толкователи приписывают его авторство Иуде Иаковлеву. Апостол призывает христиан беречься от нравственной нечистоты и удаляться от лжеучителей, которые, представляясь братьями по вере, ведут порочный образ жизни и совращают верных в свою философию.

Апостол Матфий

Был избран по жребию после Вознесения Господня в число 12-ти апостолов на место отпавшего Иуды Искариота. Он родился в Вифлееме, с ранних лет изучал Священное Писание под руководством праведного Симеона Богоприимца. Когда Матфий поверил, что Иисус из Назарета – обещанный Мессия, он вошел в число 70-ти учеников Спасителя.

После Святой Пятидесятницы благовествовал в Иерусалиме и Иудее. Из Иерусалима апостол путешествовал в Антиохию Сирийскую, посетил город Тиану в Каппадокии. В Синопе, городе на побережье Черного моря, Матфия заключили в темницу. Он проповедовал в городах Амасии, Едес-
се и Севастии, а также на территории Македонии и современной Западной Грузии. Из преданий известно, что однажды язычники заставили его выпить яд, но он остался живым.

Когда апостол Матфий вернулся в Иудею и стал проповедовать Христа, его по приказу иудейского первосвященника привели на суд синедриона. Благовеститель защищал христианскую веру, ссылаясь на ветхозаветные пророческие писания. За исповедание Иисуса из Назарета Мессией и Истинным Богом суд приговорил Матфия к побиению камнями. После смерти ему отсекли голову. Так убийцы пытались скрыть религиозные мотивы своего преступления, выдав апостола за политического преступника – противника Кесаря. Мученическую смерть святой принял примерно в 63 году. Существуют версии, что апостол был распят на кресте, а также, что смерть он принял в Колхиде (территория Западной Грузии).

Диакон Димитрий Трофимов, 2020

Рейтинг статьи
Православный Симбирск