Святость не синоним безгрешности

Царская семья Мировоззрение

До сих пор возникают споры по поводу личности последнего российского императора Николая II, прославленного Церковью в лике страстотерпцев. Вот и в газете «Православный Симбирск» разгорелся диспут о деяниях последнего российского царя. Прочитав эти статьи, я понял, что вся дискуссия строится вокруг одного вопроса: может ли святой человек ошибаться? Святость и безгрешность – одно ли и тоже? Пастырский опыт показывает, что большинство наших прихожан  считает, что вся жизнь человека сводится к достижению безгрешности. Между святостью и безгрешностью ставится знак равенства. Вот потому давайте попробуем разобраться: что такое святость и что такое безгрешность?

Абсолютно безгрешен только Бог. И только Бог абсолютно свят. Святость – свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. Святой – угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством. Христиан в Послании к Ефесянам апостол Павел называет «святыми». Но святость христиан – это дар Божий, который мы получаем через приобщение к святости Самого Бога через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа. В Ветхом Завете народ Израиля называется «святым» – через завет с Богом. Христиане – это новый богоизбранный народ, уверовавший во Христа. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2:9).

Бог избрал нас для святости и дал нам возможность приобщиться к Своей святости. Бог не просто выделил, но усыновил нас Себе чрез Иисуса Христа (Еф. 1:5). Усыновление совершилось через искупление нас Кровью Христа и прощение грехов (Еф. 1:7). В этом состояла тайна воли Божией, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).

Безгрешность – это свойство только Бога, и человеку оно недоступно. В одной из молитв мы читаем: «Ты един еси токмо без греха».  Человек верой в Христа и подвигом может стать святым, но безгрешным никогда. Святость не синоним безгрешности или безошибочности. И даже святые совершали ошибки и грехи, несмотря на святость. В Ветхом Завете царь и пророк Давид совершил убийство мужа, чтобы завладеть его женой, но Церковь прославляет его как праотца Спасителя. В V веке жили двое святых: святитель Кирилл Александрийский и святитель Иоанн Златоуст. Святитель Кирилл ненавидел святителя Иоанна и считал его недостойным епископства. Но оба эти святых почитаются Церковью. И таких святых еще много: святой император Юстиниан, защитник Православия, безжалостный к своим врагам. Святой император Маврикий подписывает закон, по которому колдуны подлежат смертной казни; преподобный Иосиф Волоцкий настаивает на казни нераскаянных еретиков. Некоторые российские новомученики в эпоху, когда Церковь была гонима, поддались соблазну обличения ее священноначалия. Кто-­то встал в оппозицию Предстоятелю – митрополиту Сергию (Страгородскому) – а кто-­то даже порывался его анафематствовать. Но они прославлены в лике святых.

Великим постом мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую, которая вела распутную  жизнь. Но ее падения и ошибки в какой-­то момент послужили тому, что она обратилась к Богу, и с Его помощью стала бороться со грехом. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», – сказал Господь. Человеку, который считает себя праведником, Спаситель не нужен, Он нужен только человеку, совершающему ошибки, огрехи и грехи.

Если вернемся к святому страстотерпцу Николаю II, то его канонизация не связана с его деятельностью как императора Российской империи. «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации», – говорится в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. 

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры… Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию» – так определил Архиерейский Собор 2000 года.

После 1917 года, года великих потрясений для России, наша страна прошла непростой путь. Но взгляды на политику последнего российского царя по сей день разнятся. Кто­то считает его не очень хорошим политиком, кто-­то, наоборот, считает время его правления  «золотым веком». Для христианина же, несмотря на его политические взгляды и мнения, Николай Александрович Романов, последний император Российской империи, – это страстотерпец. Святой, который принял мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора.

И в конце хотелось бы высказаться по поводу нашумевшего фильма Алексея Учителя «Матильда», посвященного отношениям балерины Кшесинской и Николая II. Когда фильм еще не вышел на экраны, в трейлере кто-­то уже заприметил «сознательную ложь», кто­-то – оскорбление чувств верующих. Мне кажется, что для того, чтобы сделать выводы, во-­первых, нужно было дождаться выхода этого фильма, а во-­вторых, относиться к фильму не как к документальному, а как к кинокартине, которая и не ставит себе задачу показать реальность. Мы же с вами читаем художественные книги, где исторические личности проживают фантазию писателя, и не противимся этому.

Человеческий суд в принципе не может быть адекватным – у каждого своя правда, свои принципы. Недаром есть поговорка, что у каждой медали две стороны. Сколько людей, по нашим меркам, не подходят под выдуманные нами «стандарты святости»! Вспомните пример преподобного Виталия, монаха, который ночами приходил к блудницам, давал им деньги, оставался у них на ночь только ради того, чтобы они хотя бы эту ночь провели в чистоте, молился о них, чтобы они обратились к покаянию. Но как поведение святого выглядело внешне, со стороны? Монах ходит в публичный дом… Вот и парадокс святости.  

Зачастую наше представление о святости мешает нам самим духовно развиваться. Мы зацикливаемся на том, что стараемся соблюсти какие-­то внешние рамки, подгонять себя и детей под житийные сюжеты, забывая, что святость – это прежде всего устремленность к Богу в своем сердце.

Иерей Владимир МАНЯКОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск