Фаворское Богоявление: связь с настоящим

Игумен Серафим (Ляхов) Гость номера

19 августа Церковь отмечает один из двенадцати главных праздников – Преображение Господне. В этот день на горе людям открылась великая тайна о Спасителе: одновременно Он является и совершенным Богом, и совершенным человеком. Какую связь это событие имеет со Вторым пришествием Христа, и можем ли мы преобразиться подобно Богу? Отвечает клирик Воскресенско-Германовского собора г. Ульяновска игумен Серафим (Ляхов).

– Отец Серафим, какова история возникновения праздника?

– Начало празднования относится к четвертому веку, когда равноапостольная Елена – мать римского императора Константина Великого – построила Преображенскую церковь на горе Фавор: месте, где, по преданию, произошло вспоминаемое событие. Первые письменные свидетельства существования праздника на востоке христианского мира относятся к пятому веку. А к восьмому столетию праздник вошел в церковный канон.

Богослужение этому дню складывалось постепенно. Тексты и песнопения, которые мы слышим в наши дни в храмах, были написаны византийскими гимнографами – преподобными Косьмой Маиумским и Иоанном Дамаскиным. В праздничных стихирах содержатся пророчества и толкование свершившегося, раскрывается смысл события.

– Зачем Бог явил Свою славу ученикам?

– Завершая Свое земное служение, Иисус Христос однажды спросил учеников, за кого принимают Его люди. Апостолы ответили, что одни – за Иоанна Крестителя, другие – за пророка Илию или за кого-либо из иных пророков. Тогда Господь спросил, за кого принимают Его они. Апостол Петр с твердым убеждением ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Спаситель одобрил это исповедание. Затем Он начал рассказывать ученикам о грядущих событиях, которым надлежало исполниться: страданиях, крестной смерти и Воскресении.

Подготавливая очевидцев Своего таинственного Преображения, Христос пророчески произнес: «Истинно говорю вам, есть некоторые из вас, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Спустя шесть дней с ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – Он поднялся на гору. Там, во время молитвы, Господь преобразился: «Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Преображением Бог показал ученикам, как придет в последний день в Своей Божественной славе. Чтобы видели Его как человека и знали как Бога.

– Значит, у Преображения есть связь со Вторым пришествием Господа?

– Конечно. В Преображении Христа православное богословие видит прообраз Его Воскресения и Второго пришествия. Это визуальное явление Царства Божия на земле. Фаворский свет символизирует чистоту и святость. И те из людей, кто приходит к осознанию своих грехов и кается в содеянном, освобождается Богом от душевой нечистоты. Человек может так же, как и Христос, принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к его обретению, к обожению человеческой природы, христианское учение и видит духовный смысл нашей земной жизни. Не зря в праздник священнослужители, по традиции, облачаются в белые ризы: они символизируют Божественный Свет, который Господь явил на Фаворе.

– На горе апостол Петр просил учителя сделать три кущи…

– Когда ученики увидели преображенного Христа, они испугались и пребывали в страхе. Святые отцы и современные библеисты считают, что предложение Петра соорудить кущи (шалаши) было неуместным. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Что ты говоришь, Петр? Не ты ли незадолго перед этим отличал Его от рабов, а теперь опять смешиваешь с рабами?». Ученики смотрят на Христа все еще как на человека, сопоставляя Его с Моисеем и Илией. А Господь показал, что не имеет нужды ни в чем, потому что Он Бог.

Апостол Петр осмысляет Преображение Христа в образах иудейского праздника Кущей, когда на улицах возводились палатки и шалаши, люди пели и плясали. Считалось, что примерно так же, в покое и веселье, они будут проводить время, когда на землю придет Бог и совершит Свой суд. Петр думает, что этот день настал. Но до конца он еще не понял значение креста и искупительной смерти.

– Почему в момент Преображения на Фаворе появляются именно пророки Илия и Моисей?

– Явление пророков можно назвать символическим. «Один умерший, а другой – еще не испытавший смерти, предстали для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над Небом и землей», – писал святитель Иоанн Златоуст. Он – Господь живых и мертвых. Преподобный Ефрем Сирин замечает: «Ибо повелел Небу и свел Илию; повелел земле и восставил Моисея». Спаситель – Творец и Исполнитель закона. Это должно было подготовить и убедить апостолов, что муки земной смерти, о которых Учитель беседовал с пророками, Он принимает добровольно, ради спасения человеческого рода. И чтобы ученики не боялись и приняли их смиренно.

– О чем был разговор между Христом и пророками?

– Они говорили о Его исходе, которому надлежало совершиться в Иерусалиме. Об искупительном пути освобождения человечества от рабства греху и диаволу. И, конечно, это неслучайно. Пребывающие на небесах знали о предстоящих Страстях Спасителя.

– Почему Преображение Господне отмечается не перед Пасхой?

– Господь открыл ученикам славу Своего Божества за сорок дней до того, как Он был предан позорной смерти за наши грехи. Несмотря на это, Преображение отмечается в августе, поскольку считалось неуместным праздновать радость среди покаянной скорби Великого поста. Дата 19 августа выбрана потому, что через сорок дней – 27 сентября – Воздвижение Креста Господня, когда православный мир снова вспоминает Страсти Христа.

– Какое отношение праздник имеет к нам?

– Это Божие Откровение не просто догматический знак и желание Небесного Отца ободрить апостолов перед земной кончиной их Учителя. А обращение к каждому из нас. Мы знаем, что пришествие Христа было необходимо, чтобы обожить человека, возвести его в благодатное богоподобное состояние. Свершившееся Преображение и показывает эту блаженную для всякого верующего перспективу: Христос в Себе имеет свет и готов его отдать нам даром. Спаситель свидетельствует, что человек тоже может и должен стремиться к духовному преображению своей бессмертной души. Чтобы она также светилась, как лицо и одежды Христа. Мы должны гореть любовью к Богу, сияя добрыми делами своей земной жизни. Господь преобразился, чтобы преобразить

нас из рабов греха в Своих истинных рабов и возлюбленных сынов Бога. Поэтому Иисус Христос пришел в мир, воплотился в человеческое естество, дабы обновить в нас утерянный Отчий образ.

– Как же человеку стать подобным Христу?

– Через духовную жизнь, церковные таинства и активную веру. Благодать, проявившаяся на миг нестерпимым светом, всегда была со Христом. Она лишь на мгновение приоткрылась и проявилась в Нем для апостолов. Ученики увидели ее в той мере, какая была доступна им. Эта Божия благодать и сегодня передается всем, кто через таинство Крещения вступил в единство со Христом, кто принимает Господа в свое сердце, живет жизнью Церкви, участвует в Святой Евхаристии и исполняет заповеди Небесного Отца.

Беседовала Ирина Каткова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск