За что Церковь чтит Деву Марию?

Икона Успение Богородицы Школа православия

Выдающееся почитание Пресвятой Богородицы, Которая воспевается Церковью как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», является отличительным признаком православного христианства. По всему церковному богослужению в различных песнопениях (кондаках, тропарях, стихирах) рассеяны молитвенные призывы к Богоматери. Лишь Ее икона помещается в храмах рядом с Царскими вратами на одном уровне с иконой Христа. Только к Ней мы обращаемся с мольбой, которую не адресуешь ни одному святому: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Почитание Богородицы – это древняя практика Церкви, идущая с апостольских времен. Свидетельства учеников Христа, общавшихся с Пречистой, очевидцев чудесных событий, с Ней связанных, передавались следующим поколениям и устно, и письменно. Так сформировалось церковное предание о Деве Марии. Но помимо этого, так сказать, внешнего канала информации предания в каждую эпоху в Церкви Христовой не прекращается еще и живой опыт молитвенного общения с Пречистой.

В IV веке на III Вселенском Соборе, борясь с несторианской ересью, Церковь отстояла Богоматеринство Марии, окончательно утвердив правильность применения к Ней слова «Богородица». С этого момента почитание Богоматери начинает развиваться еще сильнее.

Казалось бы, Церковь прославляет Марию именно потому, что через Нее изволил воплотиться Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, чтобы спасти человечество от греха, смерти и власти диавола. Но православие не мыслит о Пречистой утилитарно. Она не какой-то инструмент, который выполнил свою почетную функцию, и теперь должен всегда прославляться за это. Боговоплощение – это факт Ее жизни, которая до него началась и после него продолжилась. На протяжении всей жизни Мария свободным изволением несла подвиг высочайшей личной святости, поэтому для церковного сознания при почитании Пречистой важно не только Рождение Спасителя в Вифлееме, но и завершение земного пути Богородицы, Ее успение.

То, с каким духовным итогом человек приходит к концу своей жизни, является критерием оценки его земного странствия в Небесное Царство. Дни памяти христианских святых, помещенные в церковном календаре, это, по большей части, даты их смерти, которая понимается как рождение, переход в новую жизнь с Богом. Дева Мария, будучи человеком, как и другие христиане, попадает под этот критерий.

Богородица была венцом ветхозаветной святости, достигла максимума нравственного совершенства, возможного до пришествия Христа. Она не совершила греха, будучи частью человечества, находящегося под всеобщей его властью. Никакой соблазн не осквернил Ее. Именно поэтому Мария была избрана послужить делу воплощения Спасителя. Она свободно соглашается стать Матерью Богомладенца Христа.

Ветхозаветная святость получает полноту своего завершения после искупительного подвига Христа через основанную Им Церковь. Без них Пречистая не могла достигнуть совершенства. Известный богослов В.Н. Лосский в труде «По образу и подобию» так говорит в связи с этим о Марии: «Естественная Ее связь с Богочеловеком еще не сообщила личности Богоматери состояния твари обóженной, несмотря на то, что Дух Святой сошел на Нее в Благовещении, чтобы сделать способной к исполнению Ее исключительной роли. В этом смысле Богоматерь до появления Церкви, до Пятидесятницы еще связана с человечеством Ветхого Завета, с теми, кто ожидал “обетования Отчего”, крещения Духом Святым». Богородица, живя на рубеже двух духовных эпох в истории человечества, достигла вершины святости и новозаветной:  самой высокой святости, какая только возможна в Церкви Христовой.

После Вознесения Христа и Сошествия Духа Святого во время Пятидесятницы Богородица также, как и раньше, продолжала служение Матери Сына Божия, неся подвиг приснодевства. К концу жизни Пречистая достигла, при содействии благодати, крайнего предела святости, доступного для сотворенного существа.

Успение Богоматери, которое так торжественно празднует Церковь, – это Ее переход в жизнь будущего века, в немеркнущую славу Царства Небесного. Этот переход подразумевает воскресение Пречистой и Ее вознесение во плоти. Это церковное прозрение не догматизировано, но отражено в предании и в богослужебных текстах успенской службы.

Синаксарь на Успение, кратко излагающий историю праздника (его чтение полагалось по 6-ой песни канона), сообщает, что гроб Пресвятой Богородицы, открытый на третий день после Ее погребения апостолами, оказался пустым; в нем осталась лишь погребальная плащаница как свидетельство смерти Приснодевы. Автор синаксаря, делая вывод из этого факта, говорит: «Ибо и не подобало Селению Жизни удерживаться смертью и Родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле с тварию». В первой статии чина погребения Пресвятой Владычицы есть такие слова: «Честное Твое тело, Дево, тления и во гробе не уведе, но с телом прешла еси от земли к небеси». Кондак праздника Успения, написанный преподобным Косьмой Маюмским в VIII веке, также подразумевает воскресение Пречистой. В переводе на русский язык отечественного литургиста М.Н. Скабаллановича он звучит так: «Богородицу, неусыпную в молитвах и необманчивую надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной утробе». Раскрывая суть праздника Успения, митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, в 1932 году в своей статье «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви», писал, что «после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения».

Это значит, что уже сейчас, прежде конца земной истории, Пресвятая Богородица находится в Царстве Небесном. Смерть, Воскресение и Страшный Суд для Нее уже позади. Но разделяя славу Своего Сына, царствуя вместе с Ним, Пречистая «во успении мира не оставила еси». Она заботится о судьбах Церкви и мира, живущих в пространстве и времени этого века. Она является непрестанной молитвенницей перед Христом за всех живых и мертвых.

Пресвятая Богородица – это пример духовного воссоздания человека. Она первая из людей осуществила ту конечную цель, к которой стремятся чада Церкви на земле. Она достигла обожения, т.е. такого состояния, когда человек обладает по благодати всем тем, чем Бог обладает по природе. Это приобщение той самой блаженной реальности, когда, по слову апостола Павла, Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28). В Небесном Царстве рядом с нетварной Божественной Личностью Сына теперь стоит тварная обоженная личность Пресвятой Богородицы. Таким образом, празднуя Успение Богоматери, мы видим в Ней подтверждение нашего собственного воскресения, которое мы ожидаем получить во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему Успение – это действительно радостное событие, свидетельствующее о реальности славы Царствия Божиего на примере Девы Марии, неусыпной Заступницы рода христианского.

Диакон Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск