Евангельское чтение на новолетие

Школа православия

14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому) Церковь празднует начало Индикта, проще говоря, церковного новолетия. Последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы, а первым нового года − Рождество Пречистой Девы.

В день новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 4, 16-22), в котором повествуется о том, как Иисус Христос в субботу пришел в синагогу города Назарета и прочитал место из Книги пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 1-3). После этого Спаситель сел и объявил собравшимся, которые ждали Его толкования, что слышанное исполнилось «ныне».

Интересно, что византийское церковное предание считало, что это событие в назаретской синагоге произошло 1 сентября, а «лето благоприятное» византийцы связывали с началом нового года. Отсюда, видимо, появляется обычай читать на новолетие этот отрывок.

Город Назарет находился в северной Галилее на расстоянии 165 километров на восток от Иерусалима. В этом городе прошли первые 30 лет земной жизни Христа. Здесь Он воспитывался Пресвятой Девой и Иосифом Обручником, получил иудейское религиозное образование.

Замечание, что Иисус вошел в синагогу в день субботний «по обыкновению Своему», наводит исследователей на мысль, что описываемый эпизод относится к позднему периоду галилейской деятельности Спасителя, так как для того, чтобы нечто стало восприниматься как привычное, нужно время. В канонических евангелиях видно, что Христос неоднократно посещал синагоги по субботам и, как правило, совершал там «возмутительные» для книжников и фарисеев деяния, например, исцелял больного в этот день.

В синагогах, которые во времена Христа существовали почти в каждом палестинском городе, иудеи собирались для молитвы и чтения Священного Писания. Обычно их строили на высоком месте, вход был обращен к Иерусалиму. Важнейшим предметом синагоги был ковчег, в котором хранились свитки библейских книг – Закона и Пророков, написанных на еврейском языке. Рядом с ковчегом находилось возвышение, куда вставал чтец или глава собрания. В большинстве синагог вдоль стен располагались скамейки. Минимальное количество присутствующих на собрании − 10 человек. За местной синагогой следили старейшины. Специальных священников для проведения богослужений не было. Один человек из общины выбирался на должность «начальника синагоги». Он отвечал за сохранность здания, обеспечение порядка во время богослужения, а также назначал людей, которые будут читать на собрании отрывки из Писания. Помимо начальника синагоги существовала должность «служителя», одной из функций которого было доставать из ковчега священный свиток, приносить его чтецу, а после окончания чтения помещать обратно в ковчег.

В назаретской синагоге Христос, не дожидаясь приглашения, встает Сам, показывая этим, что Он хочет читать. Так как Иисус был хорошо известен начальнику синагоги как местный житель, то Ему позволили читать и подали свиток. Спасителю досталось чтение из книги пророка Исаии. Это значит, что отрывки из Пятикнижия Моисея уже были прочитаны. Священные книги готовились заранее таким образом, чтобы чтец мог, развернув свиток, сразу найти нужное место. Отрывок читался на еврейском. После каждого стиха чтец делал паузу, чтобы для собравшихся был дан соответствующий перевод на арамейском языке, так как простой народ в то время классический иврит уже не понимал. Христос подбирает момент так, чтобы Ему досталось прочитать именно пророчество Исаии.

Этот текст относился к Мессии. Образ помазания взят из ветхозаветной практики, согласно которой на голову человека, избранного на служение царя, первосвященника или пророка, возливался елей. Этот обряд означал божественное освящение избранного.

Далее пророчество дает пояснение, в чем заключается это служение Мессии: Он возвещает пришествие спасения (избавления, исцеления) для нищих, плачущих, слепых и плененных.

«Нищие» − это люди бедные не только материально, но и духовно,  порабощенные, т.е. не находящиеся в благодатной свободе сынов Царства Небесного. «Сокрушенные сердцем» − это плачущие, те, чье сердце надломлено скорбью. О них с особой любовью будет заботиться Мессия.Освобождение пленных, слепых и измученных означает, что Он разрушит духовное рабство людей, власть сатаны, ада и смерти.

Выражение «лето Господне благоприятно» обращало сознание иудея к практике льгот так называемого юбилейного года, когда, согласно Закону Моисея, должники отпускались на свободу, а земельные участки возвращались первоначальному владельцу. Юбилейный год – это образ мессианского времени, когда спасение будет проповедано всему человечеству. Этот период начинается с боговоплощения, с пришествия в мир Мессии.

Отрывок, прочитанный Иисусом, содержит в себе указания на все три вида ветхозаветного помазания. На пророческое помазание указывают слова «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем».

На царское, потому что объявлять помилование для пленных − это право царя. И на первосвященническое, так как наступление юбилейного года возвещалось по приказу первосвященника. Таким образом, Мессия заключает в Себе одновременно черты Царя, Первосвященника и Пророка.

Иисус закончил чтение, отдал книгу служителю синагоги и сел. Взгляды богомольцев были устремлены на Него в ожидании речи о прочитанном пророчестве. Очевидно, что молва об Иисусе, вызванная Его проповедью и действиями, была уже хорошо известна назаретянам.

Спаситель стал говорить, но евангелист Лука не приводит пространной речи. Он лишь кратко передает ее основную мысль: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 21). Если более точно, то пророчество исполнилось для присутствующих в синагоге, когда они услышали голос Иисуса − Мессии, прочитавшего его. Христос проповедует спасение, пришествие Царства. Именно Он есть Мессия, а значит Царь, Первосвященник и Пророк.

Царь, потому что как Бог Он является Владыкой всего сотворенного мироздания. Первосвященник, потому что приносит Себя в жертву ради спасения человечества. Это таинственная жертва любви, которая принимается всей Пресвятой Троицей. Вот почему в литургической молитве на Херувимской песни священник читает: «Ты – приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш». А Пророк, потому что возвещает благую волю Божию о спасении людей, ведь основная задача пророческого служения не предсказывать будущее, а открывать волю Божию.

Евангельское чтение завершается так: «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4, 22). Члены собрания убедились в силе духа Иисуса, т.е. в тех качествах Личности, о которых говорили слухи из других мест. Речь Христа произвела на слушателей потрясающее впечатление, но отрывок заканчивается на середине стиха, оставляя за кадром недоуменный вопрос некоторых слушателей: «не Иосифов ли это сын?». Этот вопрос выражает недоверие к тому, что Иисус, простой житель Назарета, сын Иосифа, сможет исполнить обещания, содержавшиеся в прочитанном отрывке.

Если мы последуем дальше, то увидим, что напряженность между Христом и членами собрания в синагоге перерастает в полноценный конфликт, который угрожает жизни Спасителя. Упоминание истории пророка Илии, который поселился у вдовы в Сарепте Сидонской, и истории пророка Елисея, который исцелил от проказы сирийца Неемана, привело иудеев в ярость. Они поняли, что Иисус этими примерами поставил евреев ниже язычников. Его вывели из синагоги, отвели за город на гору, чтобы сбросить вниз, но Он, пройдя через разъяренную толпу, благополучно удалился. Интересно, что предприняв такие действия, члены собрания сами нарушили заповедь о субботнем покое.

Диакон Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск