10 фактов из жизни пророка Моисея

Пророк Моисей Школа православия

17 сентября в церковном календаре среди прочих святых затерялось имя ключевой фигуры Ветхого Завета – Боговидца пророка Моисея. Он был тем, с кем Бог говорил как с другом Своим. Он освободил еврейский народ от египетского рабства. Привел к обетованной земле, но сам в нее не вошел. Давайте почтим память великого пророка Божьего, вспомнив и осмыслив некоторые факты из его интересной жизни.

Вопреки смертному приговору, вырос при дворе египетского фараона

С момента переселения евреев в Египет этот народ значительно увеличился, а подвиг Иосифа, спасшего египтян от голода, забылся. Правители Египта почувствовали потенциальную угрозу для своего царства в многочисленном еврейском народе, который сконцентрировался в пограничных районах. Фараон распорядился убивать новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Предположительно, топить в воде. В это время у Амрама и Иохаведы, происходивших из колена Левиина, родился очень красивый мальчик. Не желая видеть смерть своего обреченного ребенка, женщина оставила корзину с младенцем в тростнике у берега реки Нил, а его сестра осталась наблюдать, что же с ним произойдет.

Дочь фараона в сопровождении слуг пришла купаться на реку и обнаружила плачущего младенца. Она сжалилась над ним и приказала найти ему кормилицу. Ей стала сама Иохаведа. Мать кормила своего спасенного ребенка и получала за это плату. Дочь правителя назвала младенца Моисей – это имя означало «взятый из воды».

Когда Моисей подрос, он стал приемным сыном дочери фараона. Ему были доступны все привилегии царских детей: воспитание, образование, роскошь. Египетская культура была очень развита: она славилась своей математикой, архитектурой, астрономией, медициной, литературой и магией. Иосиф Флавий, иудейский историк I века н.э., сообщает предание, согласно которому Моисей был назначен египетским военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, где взял в жены эфиопскую княжну. Однако это предание не подтверждается. До сорока лет Моисей пребывал в царских палатах Египта.

От роскоши к жизни пастуха

Воспитываясь столько лет у представителей высокой египетской культуры, Моисей не забыл свое происхождение и тяжело переживал угнетение еврейского народа. Однажды пророк защитил еврея от побоев жестокого египтянина-надсмотрщика, убив его, пока никого рядом не было. Но слух об этом дошел до фараона, который хотел наказать будущего пророка смертью. Моисею пришлось бежать из страны.

Апостол Павел видит в отвержении прежнего привилегированного положения ради своих угнетенных собратьев подвиг веры: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр. 11:24–25).

Моисей скрылся в «земле Мадиамской», на северо-западе Синайского полуострова, где кочевали родственные Израилю племена. Там он поселился в семье священника (жреца) Иофора, который отдал пророку в жены одну из семи своих дочерей Сепфору. В браке родились два сына – Гирсам и Елиезер. Священник, несомненно, имел сильное влияние на Моисея. Позднее он выступает как наставник пророка, к которому Моисей прислушивается (см. Исх. 18:17–24). Известно, что впоследствии Иофор исповедует веру в Ягве и принесет Ему жертвы. Возможно, что и раньше тесть Моисея поклонялся тому Богу, Который стал Богом Израиля.

Праведник вел трудную и уединенную жизнь простого пастуха. Он пас овец Иофора в пустыне на Синайском полуострове. Пастбища при Хориве, горном хребте, в котором лежал Синай, в древности изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота. По мнению святителя Григория Нисского, 40-летнее пребывание у мадиамского священника было для Моисея временем просветления и очищения.

Призван Богом освободить израильтян, несмотря на дефект речи

Бог призвал Моисея вывести израильский народ из Египта в Ханаан (Палестину), когда он пас стада своего тестя. К этому времени возраст пророка достиг уже 80 лет, но он был здоров и крепок. Зайдя со стадами далеко в пустыню, Моисей оказался у подножья горы Хорив. Здесь Господь явился ему в пламени, которое, охватив терновый куст, не сжигало его. Это Богоявление, которое именуется Неопалимая Купина, рассматривается Церковью как прообраз Богочеловечества и Девы Марии, единения Божественного и человеческого во Христе.

Моисей, не желая принять миссию, высказал несколько опасений, среди которых указал на свое косноязычие. Он думал, что своей заикающейся речью не сможет произвести необходимое впечатление на народ и фараона.

Иудейское предание рассказывает, откуда появилось косноязычие ветхозаветного героя. Фараон часто играл с мальчиком. Во время таких игр Моисей  иногда снимал с правителя царский венец и надевал на себя. Египетские жрецы увидели в этом дурной знак и советовали ребенка убить. Тогда один из них предложил проверить сознательность мальчика, посмотрев, что он выберет  – золото или горячие угли. Ребенок протянул руку к золоту, но Архангел Гавриил оттолкнул его руку – и ребенок, схватив уголек, сунул его себе в рот и обжег язык. Эту версию озвучивали Иосиф Флавий, византийский историк Георгий Кедрин и святой Димитрий Ростовский. Согласно другому толкованию, святоотеческому, Моисей говорил о своем косноязычии из смирения, услышав Божию речь. Еще одно объяснение предполагает, что пророк, выросший преимущественно в египетской культуре, не достаточно хорошо знал еврейский язык.

Господь ответил на все недоумения Моисея, а в помощники ему дал его брата Аарона, который стал «устами» праведника.

Через Моисея Бог заключил Завет с израильским народом

После того как Моисей вывел через Красное море израильский народ из Египта, их путь лежал по Синайскому полуострову. На третий месяц путники достигли Синайской горы, на которой Яхве заключит Завет со спасенным Им народом. Суть Завета между Богом и израильским народом заключалась в следующем: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5–6). Бог избирает израильский народ для Своих промыслительных целей – в нем должен родиться Спаситель мира.

На горе Синай Моисей один беседовал с Богом, никому из народа под страхом смерти не было позволено взойти на гору. Он был посредником между Яхве и евреями. Пророк принял от Бога заповеди и законы, которые Израиль должен был соблюдать, и пересказал их людям. В общих чертах обязанности израильского народа формулируются так: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его» (Втор. 10:12–13).

Известные нам 10 заповедей, содержащие основные нравственные принципы, являлись непременным условием Завета. Первые четыре заповеди касаются отношения человека к Богу, которого нужно слушать и чтить. Остальные говорят об отношении человека к человеку и могут быть выражены одной фразой: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Почему Моисея называют Боговидцем?

Во время заключения Завета облако окутало гору Синай, гром, молнии и трубный звук возвещали Божие присутствие. На вершине горы Моисей вступил во мрак, к Богу. Этот опыт общения пророка с Богом отцы Церкви толковали как высочайшее созерцание Божества. Священное Писание свидетельствует, что на просьбу Моисея показать ему славу Божию Господь являет лишь отблеск Своей славы, потому что лица Божия человек не может увидеть и остаться в живых. Бог запределен для человеческого разума, Он всегда есть Тайна, исчерпать познание которой невозможно. Когда пророк спускался с горы, держа в руках каменные скрижали с десятью заповедями, лицо его сияло лучами оттого, что Бог говорил с ним. Свет славы Божией отразился на лице Моисея и был так ярок, что, когда пророк говорил с народом, ему приходилось полагать на голову покрывало. Позднее, во время Преображения, Моисей на горе Фавор увидит лицо Господа, но уже воплотившегося, ставшего Человеком.

В западноевропейской художественной традиции пророк Моисей часто изображался с рогами. Известный пример – скульптура Микеланджело, которая достигает в высоту 2,5 метра и находится в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Возникает закономерный вопрос: почему в католическом искусстве Моисея изображали именно так?

Ответ на этот вопрос связан с лексическим недоразумением, которое произошло при переводе на латинский язык цитаты «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). На западе пользовались Вульгатой – латинским переводом Библии c древнееврейского оригинала, выполненным в начале V века блаженным Иеронимом Стридонским. Еврейское слово qrn и производное от него qeren могут иметь несколько значений. Первое слово переводится как «быть рогатым», «сиять», а второе – «луч», «рог», в переносном значении – «могущество, слава». В Вульгате эта фраза была переведена: «Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». В Септуагинте – греческом переводе Библии – эта цитата дословно переведена: «Моисей не знал, что исполнен славой внешний вид кожи лица его». Славянские переводы Библии – наследники греческой традиции – говорят о славе и сиянии лица праведника, а не о рогах, поэтому в древней православной традиции пророк никогда с рогами не изображался.

Положил начало Священному Писанию

Православная Церковь с древнейших времен считала Моисея автором первых пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. В православной традиции их принято называть Пятикнижием, иудеи называют их Торой, а в тексте Нового Завета им усвоено слово Закон. Пятикнижие – это своеобразный фундамент, на котором основывается Ветхий Завет. Оно содержит повествование о сотворении мира и человека, историю основания ветхозаветной Церкви, своды ее религиозных заповедей, ритуальных, правовых и канонических норм.

Библеисты уже долго спорят об авторстве Пятикнижия, пытаясь определить, какие именно разделы были написаны Моисеем, а какие записаны позднее. Яркий пример, иллюстрирующий проблему, – это рассказ о смерти пророка, находящийся в книге Второзакония, автором которой считается он сам. Помимо этого, существуют и другие анахронизмы и странности языка. Древний Восток не знал авторской собственности в современном нам понимании. Взвешенная позиция говорит о том, что в своей основе Пятикнижие принадлежит именно пророку, к нему восходят ветхозаветный Закон, учение и богословие. В эти пять книг вошло как то, что записал Моисей, так и устное предание, восходящее к пророку, которое было добавлено позднее. При этом следует учитывать, что память древнего человека, лишенного современных средств хранения информации, была развита значительно лучше, особенно когда речь шла о священных текстах или событиях. Так или иначе, но Пятикнижие было создано под непосредственным водительством Святого Духа и является Богодухновенным.

Святая обязанность христианина упражнять свой ум в чтении Библии – не только Нового Завета, но и Ветхого, рассказывающего о дивных делах Божиих в древней истории.

Тягостная обязанность: 40 лет водил по пустыне еврейский народ

После стоянки у горы Синай, во время которой Бог заключил с евреями Завет, израильский народ дошел до южной границы Ханаана (обетованной земли), остановился в пустыни Фаран, недалеко от города Кадеша (Кадеса). К этому моменту Палестина была разделена на княжества, которые имели хорошо укрепленные города. Разведчики, посланные Моисеем узнать обстановку, сообщили, что земля, в которую Бог обещал ввести свой народ, действительно очень плодородна, но завоевать ее, по их мнению, невозможно. Эта информация вызвала возмущение и беспорядки в стане израильтян, которые хотели свергнуть Моисея и избрать себе другого вождя, чтобы вернуться в Египет. Моисей умолил Бога угасить Свой гнев на малодушный народ, но Господь повелел, что старое поколение, воспитанное в Египте, недостойно войти в обетованную землю. Израильтяне должны были 38 лет (если прибавить 2 года уже проведенных евреями в пустыне после исхода, то получится все 40) странствовать по пустыни до тех пор, пока старое поколение не умрет. В Палестину войдет лишь новое поколение.

Вся тяжесть управления строптивым народом во время странствия по-прежнему оставалась на Моисее. Сначала пророк повел их на юг Синайского полуострова, к Акабскому заливу. Затем евреи странствовали в окрестностях города Кадеша. В поисках хороших пастбищ и питьевой воды израильтяне кочевали с места на место. Мы имеем мало сведений об этом трудном периоде их жизни. Странствие в пустыни приучало еврейское общество тщательно соблюдать Синайское законодательство, нарушение которого строго наказывалось, но, несмотря на это, восстания против Моисея периодически вспыхивали. Благодаря опыту пустыни народ вышел обновленным, способным завоевать обетованную землю.

Почему Моисей не вошел в землю обетованную?

Сорокалетнее скитание по Синайскому полуострову подходило к концу. Когда израильтяне находились в пустыне Син, расположенной недалеко от Кадеша, народ вновь стал роптать на Моисея и Аарона из-за недостатка воды. Бог ответил на молитву братьев: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду…» (Чис. 20:8). Но Моисей усомнился в повелении Божием, сказав во всеуслышание народа: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Чис. 20:10). После этих слов Моисей дважды ударил своим жезлом по скале, из которой тут же обильно потекла вода, напоившая людей и весь скот. Господь сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12).

Долгое общение с постоянно ропщущим и сомневающимся народом, вероятно, отразилось даже на таком великом пророке, как Моисей. Помимо этого, совсем недавно в этой местности два брата похоронили свою сестру Мариам (см. Чис. 20:1). Моисей не войдет в обетованную землю, но умрет на ее границе. Как известно, в Палестину народ введет другой вождь – Иисус Навин.

Преподобный Ефрем Сирин однако утверждает, что сомнение было у Моисея лишь на языке, но не в душе, а суровый приговор Бог произнес «по домостроительству». В том, что Моисей довел избранный народ до границы обетованной земли, но не смог ввести его туда, святые толкователи видели глубокий прообразовательный смысл. Во все века после Моисея этот пророк ассоциировался с Законом, полученным на горе Синай. С другой стороны, обетованная земля всегда была символом Рая. Ветхозаветный закон подводит к границе Рая, Царства Небесного, но не способен ввести туда, не способен спасти людей. Это может сделать грядущий Спаситель Иисус Христос, на Которого своим именем указывает Иисус Навин.

Где находится могила Моисея?

Моисей прожил 120 лет. Несмотря на такой возраст, «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Перед смертью пророк дал наставления Израилю, напомнил о необходимости быть верными Синайскому Завету и избрал своим преемником Иисуса Навина.

Господь повелел Моисею взойти на гору Нево, расположенную на юго-востоке от Иордана и Мертвого моря. С нее он увидел обетованную землю, о которой Бог клялся Аврааму, Исааку и Иакову. Великий пророк умер на горе Нево. В течение тридцати дней народ оплакивал своего вождя и законодателя.

Священный автор, который приводит рассказ о погребении пророка, пишет: «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:5–6).

Восточнохристианский писатель IV века Иаков Афраат объясняет смысл неизвестности могилы Моисея: «Два благих дела сотворил для Моисея Господь его тем, что Он скрыл место его погребения от сынов Израилевых. Во-первых, Моисей возрадовался, потому что враги его не будут знать этого места и не выбросят кости его из гробницы; и, во-вторых, потому что сыны народа его не будут знать этого места и не сделают гробницу его местом поклонения». Действительно, существовала серьезная опасность, что израильский народ, впоследствии впадавший так часто в идолопоклонство, зная местонахождение погребения человека, выведшего их из египетского рабства, станет чрезмерно почитать это священное место.

Жизнь Моисея – образец жизни совершенного человека

Можно заметить, что жизнь Моисея делится на три равных промежутка, каждый из которых длился по 40 лет. По мысли святителя Григория Нисского, жизнь Моисея – это пример для каждого человека, который хочет стать совершенным. Сначала, первые 40 лет, Моисей постигал египетские науки, учился внешней мудрости, набирался «мирских» знаний и навыков. Затем, вторые 40 лет, пророк находился в уединении в пустыне и горах, что способствовало самоуглублению, очищению и приближению к Творцу. Бог приходит в сердечной тишине. Это был своеобразный аскетический период духовного становления. И наконец, последние 40 лет, Бог, видя, что Моисей способен выполнить определенную миссию, поручает ее ему. Моисей ставится на место, где он может реализовать накопленные навыки и опыт согласно Божественному плану.

Современные люди, конечно, не живут 120 лет, поэтому у них нет столько времени, сколько было у Моисея, но общий принцип должен быть ясен. Человек сначала прилагает максимум усилий, чтобы получить образование, овладеть какой-либо профессией, набраться необходимого жизненного опыта. Затем у человека в жизни должен обязательно быть период обучения духовной жизни, период аскезы, период познания самого себя в свете Божественной благодати, которая высвечивает всякую мерзость, притаившуюся в уголках души. Второй период настолько же важен, как и первый, потому что можно быть дрянным, жестоким, жадным, завистливым, гордым человеком с блестящим высшим образованием!

Воспитанный таким образом, т.е. в гармоничном соединении первого и второго условий, человек будет иметь не только необходимые мирские знания, но также соответствующие нравственные качества и просвещение свыше, чтобы служить Богу и ближним на том месте, на которое Господь поставит его, а значит, он будет реально полезен обществу.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск