Архиепископ Иоаким (Благовидов): один против всех

Архиепископ Иоаким Люди веры

В 1920­е годы большевистская власть попыталась уничтожить РПЦ изнутри, организовав ее раскол. Сотни готовых на все обновленцев встали в ряды новой церкви, но крепкие в вере не последовали их примеру. В Симбирске­-Ульяновске обновленцы столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Паству вели достойные пастыри, бесстрашные, мудрые. Одним из таких был архиепископ Иоаким (Благовидов).

Начало пути

Иаков Алексеевич Благовидов родился 19 сентября 1860 года в слободе Кашпир Сызранского уезда Симбирской губернии в семье священника Алексея Благовидова. Отец рассказывал, что ему было видение: старшему сыну быть лекарем, младшему Иакову — священником. Старший брат владыки Иоакима стал впоследствии хорошим медиком.

После обучения в Симбирской духовной семинарии Иаков был за казенный счет направлен в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия. Через год после поступления в Академию он женился. Со своей супругой Марией Федоровной, дочерью священника, он проживет 37 лет, у них родится восемь детей. 14 октября 1884 года он был рукоположен в сан иерея. Через год его назначили в Елабугу, где Иаков Благовидов одновременно со священническими обязанностями исполняет должность учителя богословия в реальном училище и женской гимназии. Он только начинал свой педагогический путь и достиг в этом деле таких успехов, что был замечен церковной властью и переведен в Симбирск.

С 1 августа 1894 года отец Иаков Благовидов — учитель Закона Божьего и настоятель храма в Симбирской мужской классической гимназии. Его заслуги в Симбирске также не остались незамеченными. Он удостоен многочисленных наград, а с 1911 года представляет интересы духовенства в Симбирской городской думе.

Весной 1918 года, выпустив последних учеников, гимназия закрывается. В 1919 году отец Иаков получает место второго священника в Воскресенско­Германовском храме.

Призвание ко архиерейству

В эти годы Иакова Благовидова настигает сразу несколько несчастий. В 1920 году умирает его жена. Поволжье охватывает голод. Новая власть начинает грабить церкви и храмы. Правящему Симбирскому архипастырю владыке Александру (Трапицыну) в это время очень нужен толковый помощник. Но епископ Алатырский Гурий, числившийся викарием Симбирской епархии, уже несколько месяцев находится под стражей. При назначении нового викария выбор падает на отца Иакова Благовидова.

Однако в революционные годы такое предложение не только большая честь, но и большая жертва для того, кто его примет. Батюшка не сомневается ни секунду, хотя ему уже за шестьдесят.

В 1921 году отец Иаков принимает монашеский постриг с именем Иоаким. Он поставляется во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. В Алатыре он застает голод и зверства ГПУ.

В 1922 году началось изъятие церковных ценностей, был арестован Патриарх Тихон, началось обновленческое движение. Симбирская епархия и Алатырь не стали исключением. Обновленчество, или «живая церковь», создается с помощью ГПУ из лояльных к новой власти священнослужителей. Вступив в управление викариатством, епископ АлатырскийИоаким, в согласии с архиепископом Симбирским, демонстративно игнорирует все приказы Высшего Церковного Управления, созданного обновленческой «живой церковью». До октября 1922 года Симбирское епархиальное управление во главе с архиепископом Александром (Трапицыным) не признает обновленческое ВЦУ, но 22 октября все же переходит под управление обновленцев. Узнав об этом, епископ Иоаким резко этому воспротивился.

Вскоре, видя, что все больше сомневающихся прихожан начинают переходить на сторону обновленцев, владыка объявляет о создании независимой Алатырской автокефалии (самоуправления), признающей главой Церкви лишь Патриарха Тихона. В ответ обновленцы увольняют владыку Иоакима за штат, но тот не подчиняется и продолжает служить в Алатыре.

Идея автокефалии становится популярной во многих приходах, примеру алатырцев пытаются следовать и в других местах. Но далеко не везде прихожанами руководит такой смелый и умный архипастырь, как владыка Иоаким. А сам он тем временем пытается создать инициативную группу — Алатырскую прогрессивную группу православных христиан (АПГПХ) — и зарегистрировать ее в официальных органах. Поначалу власть не относится к его попыткам серьезно.

Узы и новая борьба

Однако ранней весной 1923 года по Алатырю начинаются аресты. Обыски проходят в женском монастыре, на квартире владыки и в домах членов оргбюро АПГПХ. Повсюду находят полуграмотно написанные листовки неизвестного происхождения, ставшие главными уликами в деле о контрреволюции, которое впоследствии заведут на епископа Иоакима. Большинство тех, у кого находились эти листовки, вспоминали потом, что совсем недавно их посещали с визитами обновленцы.

ГПУ это не интересует, главное, есть повод отправить владыку Иоакима в ссылку. После допросов и суда, его, больного и немощного старика, на три года отправляют в только что открывшийся Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Будучи заключенным, епископ Иоаким участвовал в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов). С подорванным здоровьем, он после освобождения в начале1927 года вернулся на свою кафедру.

К тому моменту в его викариатстве назрел новый раскол. Теперь вместо вездесущих обновленцев власть пытаются захватить «григорианцы». Они появились в связи с тем, что после смерти Патриарха Тихона в апреле 1925 года местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский). В декабре 1925 года митрополит Петр был арестован, управление в церкви должно было перейти к заместителям патриаршего местоблюстителя. Единственным остававшимся на свободе заместителем, указанным митрополитом Петром, был митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Однако некоторые епископы во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) не признали власть митрополита Сергия. Они создали временный высший церковный совет (ВВЦС), зарегистрированный властями 2 января 1926 года. Так оформился григорианский раскол.

В марте 1927 года в Карсуне был проведен епархиальный съезд, на котором решался вопрос о каноническом подчинении епархии и выборе архиерея. Большинство, несмотря на категорические возражения епископа Иоакима, было за григорианского епископа Виссариона (Зорина), который и был избран. В результате большая часть приходов епархии переходит в юрисдикцию григорианского ВВЦС. Епископ Иоаким отказался от признания григорианского епархиального совета.

С этого момента епископ Иоаким самостоятельно управлял приходами на территории Алатырского, Ардатовского и части Карсунского уездов. В трудной ситуации владыка Иоаким не сдается и начинает активную борьбу с григорианством среди своей паствы. Это приносит свои плоды. Все больше и больше приходов переходят к епископу Иоакиму.

В это время митрополит Сергий поручает епископу Иоакиму временное управление всей Ульяновской епархией, кроме Ульяновска, где приходы окормлялись жившим здесь на покое архиепископом Александром (Трапицыным). Проживал епископ Иоакимпо­прежнему в Алатыре.

Обеспокоенный массовым возвращением приходов из григорианства в каноническую Церковь, епископ Виссарион (Зорин) требовал от губотдела ОГПУ и местных советских властей принять меры против епископа Иоакима.

Последний удар

Власти отказывали епископу Иоакиму в регистрации. В середине сентября 1927 года епископ Иоаким получил от митрополита Сергия назначение быть правящим архиереем Ульяновской епархии с возведением в сан архиепископа.16 октября того же года собрание духовенства 9 григорианских приходов Ульяновска, в том числе кафедрального Троицкого собора, приняло решение о переходе под омофор архиепископа Иоакима.

16 января 1928 года владыка Иоаким получил от митрополита Сергия циркуляр о праве выехать из Алатыря в Ульяновск и зарегистрировать свое епархиальное управление, что он и сделал. Однако к 1929 году сталинская политика по отношению к Церкви становится все жестче. Священников арестовывают, отправляют в лагеря или расстреливают. В Ульяновске началась кампания по снятию с храмов колоколов «в фонд тракторизации». За то, что прихожане села Бряндино в начале 1930 года не позволили снять колокола со своего храма, был арестован и 28 апреля расстрелян иерей Александр Гневушев.

Не миновало снятие колоколов и Германовский собор, в котором служил владыка. Это окончательно подорвало здоровье архиепископа Иоакима. Прошедший через лагеря и ссылки, клевету и притеснения, владыка умирает 18 октября 1930 года в своей квартире на Красноармейской улице. Гроб его три километра несли на руках к месту погребения на старом кладбище. Судя по фотографиям, на похоронах присутствовало несметное количество народа. Похоронен он был неподалеку от Воскресенского храма.

Так закончилась жизнь одного из выдающихся подвижников земли Симбирской, до последнего дня боровшегося за Православную Церковь и вверенную ему паству в годы лихолетья.

Д.В. МАКАРОВ, А.В. КАЗЮХАНОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск