Апостол Второго Пришествия

Без рубрики

Рыбак, апостол, евангелист. Любимый ученик Спасителя Иоанн Богослов прошел вслед за Господом по Крестном}’ пути, скорбя вместе с Ним всем сердцем. Апостол прожил долгую жизнь, проповедуя Евангелие: по одной версии -100 лет. по другой – 120. Свой земной путь святой окончил в городе Ефесе таинственным образом.

Апостол Иоанн попросил своих учеников похоронить его живым, сам лег в приготовленную могилу, а они стали засыпать его, плача и целуя. Когда почти все тело было погребено, на лицо святого положили плат и засыпали до конца. Ефесские христиане, узнав о случившемся, раскопали могилу Богослова, но тела в ней не обнаружили. Такая необычная кончина дала повод считать, что любимый ученик Спасителя, подобно библейским пророкам Еноху и Илие, которые не вкусили смерти, чудесно сохранен для мученического подвига во времена антихриста. Между апостолом Иоанном Богословом и периодом времени, вплотную прилегающим ко Второму Пришествию Иисуса Христа, есть тесная связь. Церковная традиция присваивает
апостолу авторство последней и самой таинственной новозаветной книги – Откровения, или Апокалипсиса, которая посвящена последним судьбам Церкви и мира.

Когда и где был написан Апокалипсис?

Сама книга говорит, что Иоанн получил откровение на Патмосе, куда был сослан за христианскую проповедь. Патмос – это небольшой скалистый остров в Эгейском море, расположенный близ западного берега Малой Азии. Сюда римляне ссылали преступников. Даже сегодня на острове показывают пещеру, в которой апостол получал откровения. С местом видений все вполне ясно, но возникает вопрос: написал ли
тайновидец свою книгу тогда же в ссылке или позже, когда возвратился в Ефес?
Церковные писатели, в частности, священномученик Ириней Лионский, относят заключение апостола Иоанна на Патмосе к последним годам правления римского императора Домициана, когда было начато второе серьезное гонение на христиан. Во время первого, при Нероне, христиан обвиняли в уголовном преступлении: в поджоге Рима, то есть переложили чью-то вину. Император, будучи человеком утонченным,
приказал, чтобы в его садах приговоренных привязывали к столбам и поджигали. Они горели, как факелы. Жизни христиан в эпоху Нерона посвящен известный исторический роман Генриха Сенкевича «Камо грядеши?». При Домициане гонение было принципиально серьезнее: теперь речь шла не о поиске козлов отпущения. Он усвоил себе титул Dominus et Deus noster (Господь и Бог наш), и в обязанности подданных
входило воздавать ему при жизни божественное поклонение. В честь императора ставились жертвенники, контролировалось принесение ему жертв. Смертный человек объявил себя богом. Христиане, разумеется, не могли участвовать в таком идолопоклонстве. За культом императора стоял мощный аппарат государственного принуждения, с которым пришлось столкнуться Церкви. Особо ревностно это нечестивое
обожествление распространялось в Малой Азии. Таким образом, именно гонение Домициана служит тем историческим контекстом, без которого сложно правильно понять содержание Откровения.

Снятие шестой печати
Снятие шестой печати

Как понимать книгу?

Апокалипсис написан «мучеником для мучеников», чтобы укрепить христиан в период гонений. Тайнозритель говорит о борьбе и неминуемой победе Христа над всеми боговраждебными силами, об окончательном торжестве праведных в эсхатологической
перспективе. Откровение Иоанна Богослова – это книга радостной надежды о том, что мир достигнет своей конечной цели – преображения, когда все будет в Боге.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего – пишет апостол. – И услышал я громким голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21, 1-5).
Книга написана в жанре откровения: она изображает духовную суть исторического процесса, используя символы, образы и иносказания. Апостол восхищается на небо и видит дела земные в перспективе вечности.
Он свидетельствует, что Христос уже победил, хотя в настоящий момент на время «восхищен» к престолу Божиему. С пришествием Спасителя уже начался эсхатологический период агонии зла, в котором верные и святые должны устоять, прежде чем наступит Последний Суд и Новый Иерусалим сойдет от Бога с неба.

Есть три основных подхода к пониманию книги, которые взаимно дополняют друг друга:

  • Традиционный.
    Откровение говорит лишь о событиях конца земной истории. Это традиционное святоотеческое понимание, которого придерживался, в частности, святитель Андрей Кесарийский – первый из святых отцов Восточной Церкви написавший систематический комментарий на Апокалипсис.
  • Иносказательный.
    Автор книги иносказательно изображает церковно-исторические события своего времени. Иногда Откровение даже называют политическим памфлетом, скрыто критикующим
    языческую римскую империю, ее императоров и государственный аппарат. Это мнение характерно для научного подхода, стремящегося рассматривать любое произведение в
    историческом контексте его появления.
  • Церковно-исторический.
    Откровение показывает «модель» сущности всего церковно-исторического процесса. Например, антихриста можно видеть и в римском императоре, и в имитаторе Христа времен конца света.

Почему Апокалипсис не читают в храме?

Откровение – единственная новозаветная книга, которая не читается за богослужением в Православной Церкви. Отрывков из Апокалипсиса нет в древних греческих лекционариях – книгах, содержавших тексты богослужебных чтений из Священного Писания. Ответ прост – в Восточных Церквях Откровение достаточно поздно включили в состав Нового Завета. Апокалипсис не использовался в Сирийской Церкви до VI века.
Антиохийская экзегетическая школа в лице святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феодорита Кирского не оставила на эту книгу комментариев. Интересно, что Вселенский Собор 692 года принял два новозаветных канона: один с Откровением, другой без него. Но в то же время многие восточные святые отцы, включая святителей Афанасия
Великого, Василия Великого, Григория Нисского считали эту таинственную книгу авторитетной и ссылались на нее.
Апокалипсис вызывал дискуссии на Востоке, во-первых, из-за использования в нем сложной и неоднозначной символики, во-вторых, из-за идеи тысячелетнего царства Мессии до Страшного Суда, которая использовалась еретическими движениями. В- третьих, не все отцы признавали за Откровением авторство Иоанна Богослова. Так,
святитель Дионисий Александрийский указывал на различия в стиле и языке между Апокалипсисом и Евангелием от Иоанна.
В VI веке святой Андрей Кесарийский написал толкование на каждый стих Апокалипсиса, которое оказало влияние на все последующие комментарии. Пожалуй, это единственная значительная попытка объяснения Откровения на Востоке.
Западные Церкви приняли эту книгу раньше. Святой мученик Иустин Философ, святители Ириней Лионский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский и блаженный Августин Иппонский ссылались на Откровение как на книгу Священного Писания. Ее каноничность подтвердилась на Иппонском и
Карфагенском Поместных соборах.

Композиция

При первом чтении может показаться, что книга представляет собой нагромождение фантастических видений, бедствий и демонических существ. Однако она имеет четкую композицию, которая подчиняется числу семь.
Апостол Иоанн получает от Господа Иисуса Христа «откровение», которое он должен записать и отправить семи Малоазийским Церквям: в Ефес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию и Лаодикию.
Первая глава является вводной: в ней содержится предисловие и описывается призвание автора. Далее книга делится на семь частей.
Послание к семи Церквям Малой Азии (Откр. 2-3), где говорится о конкретных нуждах каждой из них.
Снятие семи печатей со свитка, в котором записаны судьбы мира (Откр. 4, 1-8). Иоанн оказывается перед престолом Божиим, который окружен 24 пресвитерами в белых одеждах и золотых венцах. Сидящий на престоле держит книгу (свиток), которую никто не может открыть кроме Христа – закланного Агнца. При снятии первых четырех печатей
появляются всадники: на белом коне, красном, черном и желто-зеленом. Всадники – символ идущих на человечество бедствий. Когда снята пятая печать, апостол видит души мучеников, взывающие об отмщении. Шестая открывает разрушительные катаклизмы на
небе и на земле. Перед снятием седьмой ангел запечатлевает верных на земле, чтобы их не коснулись грядущие бедствия. После ее снятия на небе наступает получасовая тишина.
Семь труб ангельских (Откр. 8, 2-11). Семь ангелов возвещают бедствия. После первых шести труб люди не каятся. Затем ангел приносит апостолу Иоанну книгу, повелевая съесть ее, другими словами, усвоить ее содержание. Седьмая труба возвещает победу Бога над силами сатаны.
Гонения на Церковь от дракона и двух зверей (Откр. 12, 14). Дракон тщетно пытается уничтожить ребенка мужского пола, которого родила «жена, облеченная в солнце». Архангел Михаил низвергает дракона с неба. Дракон выводит зверя из моря и из земли, которые обманывают народ чудесами. Зверь из земли заставляет всех поклоняться зверю из моря, принимая на правую руку или чело его начертание. Затем
появляется Агнец на Сионской горе и возвещает Последний Суд над миром и окончательную победу Бога.
Семь чаш гнева Божия (Откр. 15, 16). Ангелы выливают чаши гнева. Первую на людей с начертанием зверя, вторую на море, и все живое в нем умирает. Третью на реки и источники вод, четвертую на солнце, оно начинает жечь людей.Пятую на трон зверя, шестую на реку Евфрат, седьмую на воздух.
Победа Христа над сатаной (Откр. 17, 1-20). Описывается падение блудницы Вавилонской, зверя и лжепророка, которых низлагает Слово Божие, сидящее на белом коне. Оно связывает сатану и заключает его в бездну на тысячу лет. Начинается тысячелетнее Царство Мессии.
Новое небо и новая земля (Откр. 20, 7-22). Через 1000 лет сатана снова получает свободу действовать на земле, но скоро окончательно незвергается в озеро огненное. Происходит Суд над человечеством. Иоанн созерцает «новое небо» и «новую землю», где Бог живет вместе с людьми. Книга заканчивается радостным призывом: «Аминь, гряди, Господи Иисусе».
Викторин Петавский, западный толкователь, считал, что события в Апокалипсисе развиваются нелинейно во времени, а последовательность труб, знамений, чаш и видений есть лишь вариации одной и той же темы по принципам семитской поэтики библейских книг.

Снятие седьмой печати
Снятие седьмой печати

Символизм

Иоанн мыслит в ветхозаветной системе образов и символов. Откровение наполнено скрытыми и явными намеками на книги Ветхого Завета. Это обстоятельство очень важно для понимания Откровения.
2 – это число истины, так как по Закону Моисея только свидетельство двух людей считалось заслуживающим доверия.
4 – это число вселенной, космоса. Четыре стороны света.
7 – число полноты, совершенства, завершенности. В седьмой день Бог почил от всех дел своих.
10 – число некоего не слишком большого множества, имеющее отрицательное значение.
12 – число народа Божиего, а сумма 12 + 12 – число всего народа, и ветхозаветного, и новозаветного.
3,5 – число, обозначающее время священной войны (24 месяца).
666 – в XIX веке ученый Бенари предложил расшифровку этой криптограммы как числовом эквивалент фразы «Нерон кесарь», записанной еврейскими буквами. Каждая буква греческого и еврейского алфавитов имеет числовое значение. Нерон был первым языческим гонителем христиан и мог стать прообразом антихриста. У римлян
существовало убеждение, что он не умер и вернется. И действительно, появлялось много лже-Неронов. «Зверь, у которого смертельная рана исцелела» (Откр. 13, 11-18) напоминал легенду о «воскресшем Нероне». Однако вопрос о смысле числа 666 остается открытым, так как существуют и другие расшифровки.
Возможно, печать – это образ, взятый из реальной жизни: перед входом на рынок ставился жертвенник и все желающие войти, чтобы купить или продать что-то должны были прежде подтвердить свою лояльность – принести символическую жертву императору как богу. Человеку выдавали некий знак или делали отметку, что он может законно находиться на рынке. Естественно, христиане из-за этой процедуры
начинали испытывать экономические трудности.
Дракон – это сатана. Зверь из моря – злое языческое государство, а римский император – его собирательный образ.
Зверь из земли – это римские администрация и жречество, которые заставляют приносить жертвы в честь кесаря. Блудница вавилонская, сидящая на звере, – это столица империи Рим, источник идолопоклонства.
Символизм был необходим, потому что нельзя было открыто критиковать языческое государство и императора.

Шестой ангел возвещает бедствие
Шестой ангел возвещает бедствие

Что почитать об Апокалипсисе?

Основным святоотеческим комментарием на Откровение является уже упоминавшийся ранее труд святого Андрея Кесарийского «Толкование на Апокалипсис». Также объяснения можно найти в XII томе серии «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков». Здесь же есть информативная вступительная статья редактора этого тома Вильяма Вайнриха. Полезными будут книги немецкого исследователя Брюса Мецгера. В частности, «Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение», «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание», в которой есть, кстати, отдельный подраздел об Откровении. Видеозаписи выступлений ныне
покойного профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева) о Священном Писании вообще и об Откровении в частности. Можно обратиться к статье библиографического словаря отца Александра Меня «Откровение святого Иоанна Богослова», том 14, в которой есть отсылки к российским дореволюционным работам и статьям по Апокалипсису.
Проповедники не перестают подчеркивать, что главный герой Откровения не антихрист, а Спаситель. Что Апокалипсис – это книга радости от наступления будущего века. Но люди упорно фокусируют свой взгляд на ужасах и бедствиях, упрямо пытаются из века в век
увидеть признаки конца света и прихода антихриста, что парализует нормальную жизнь общества. Не думаю, что Христос в восторге от того, что мы так пугливы. Не наше дело знать времена и сроки. Наше -жить по-христиански здесь и сейчас.

Диакон Димитрий Трофимов (В материале использованы фрески со сценами из Апокалипсиса монастыря Дионисиат Святой Горы Афон)

Рейтинг статьи
Православный Симбирск