Попробуем выйти на улицу любого российского города или села и, как любят это делать телевизионные журналисты, попросим первого встретившегося человека назвать один известный ему православный праздник. Почти наверняка мы услышим в ответ – Пасха. И это будет вполне справедливо, ведь Пасха – главный наш праздник, и не просто праздник, а «Праздник праздников и Торжество торжеств». Чутьчуть усложним опрос и предложим прохожему назвать два православных праздника. Уверен, что к Пасхе прибавится Рождество. Ведь именно с Рождества начинается год, с Рождества начинается история Нового Завета и Христианской Церкви. Давайте пойдем дальше и поставим еще более сложный эксперимент – попросим назвать три православных праздника. Здесь, возможно, выйдет небольшая заминка, но и тут с большой долей вероятности можно предугадать: на третьем месте после Пасхи и Рождества окажется Покров – самый русский из всех православных праздников.
Русь приняла христианство почти через тысячу лет после создания Христианской Церкви, но именно она обогатила мировое православие и обильно пролитой мученической кровью, и высокими образцами церковного искусства, и богатейшим опытом святости и личного благочестия.
Одним из вкладов Поместной Русской Церкви в общеправославный церковный календарь стал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который на Руси начали праздновать в XII веке, в то время как на его «исторической родине», в Византии, он стал известен не ранее XIII столетия.
В память победы над волжскими булгарами, одержанной в 1164 году, ВладимироСуздальский князь Андрей Боголюбский установил два праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери, перед которой он молился, начиная поход. Подходящие даты были найдены в уже известном на Руси Византийском церковном календаре: 1 августа – праздник в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы – и 1 октября – в честь Покрова Божией Матери.
Событие, которое легло в основу праздника Покрова, произошло в начале X столетия (в 902 или 910 году) в Константинополе во время нашествия сарацинмусульман.
Армия иноверцев была прекрасно вооружена и во многом превосходила небольшой константинопольский гарнизон. Во всех храмах города непрерывно шли богослужения, тысячи молящихся просили Господа и Его Пречистую Матерь о заступничестве. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви в четвертом часу ночи первого октября святой Андрей Юродивый (об этом рассказывается в его житии) особым духовным зрением увидел стоящую на облаке над городом Пресвятую Деву, окруженную сонмом ангелов и святых. В руках Богородица держала снятый со Своих плеч плат – омофор, простирала его над городом, как бы покрывая и защищая Константинополь.
Другим свидетелем чуда стал еще один находившийся во Влахернском храме человек – ученик Андрея Юродивого святой Епифаний. Андрей и Епифаний рассказали о своем видении молящимся во Влахерне, и вскоре весь Константинополь говорил о заступничестве Богородицы.
Уверенные в своем спасении от беспощадных сарацин люди с радостным облегчением увидели наутро отступающее сарацинское войско.
История чудесного избавления Константинополя вошла в Византийские хронографы и стала известна по всему христианскому миру. Русская Церковь была первой среди Православных Церквей, в которых было установлено празднование Покрова. Возможно, это связано с тем, что святой Андрей Юродивый, первым увидевший молящуюся Богородицу, считался русским жителем Константинополя.
Только десятилетия спустя Покров Пресвятой Богородицы стал праздноваться в самой Византии. Но ни там, ни в какой другой поместной Церкви Покров не празднуется так торжественно и широко, как в России. Богослужебный чин праздника Покрова наполнен яркими выразительными песнопениями, отражающими надежду отчаявшегося человечества на помощь Божией Матери: «О великое заступление печальным еси, Богородица чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче. Миру Покров воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно. Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру велию милость».
Покров как ясный символ заступничества сделался праздником очень любимым в народе. В честь Покрова Божией Матери часто освящались храмы. Самые известные из них – храм Покрова на Нерли, построенный князем Андреем Боголюбским в 1165 г., и московский храм Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного, построенный в средине XVI века в честь взятия Казани.
Тысячи других храмов, освященных в честь Покрова, разбросаны по всей Руси. И в самих названиях наших городов и весей – Покров, Покровское, Покровка – звучит напоминание о том, что мы здесь – родные Божией Матери, живем не сами по себе, а под Ее Пречистым и Всемилостивым Покровом.
Символика Покрова весьма своеобразно отразилась в народной смеховой культуре. К началу октября обычно заканчивались осенние сельскохозяйственные работы. После Покрова в русских деревнях игрались свадьбы. И даже сейчас в иной деревне можно встретить веселую старушку, которая вместе с церковным тропарем празднику пропоет вам такое, например, произведение народного творчества: «Мать Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня женишком».
Покров Пресвятой Богородицы стал одним из излюбленных иконографических сюжетов. Интересно заметить, что ни в Греции, ни в других православных землях нет такого изобилия икон Покрова, как в России. В иконописном пространстве действие разворачивается в двух планах: на земле, в самом Влахернском храме, где изображается святой Андрей, указывающий Епифанию ввысь, и в отверстых небесах, где на облаках, окруженная неземным сиянием, стоит Пресвятая Дева и сонм святых.
На иконе Покрова рядом с Андреем и Епифанием обычно изображается облаченный в диаконский стихарь святой Роман Сладкопевец, память которого также празднуется 14 октября. По церковному преданию, святой Роман Сладкопевец (VI век) служил диаконом в соборе святой Софии в Константинополе и отличался необыкновенной любовью к Пречистой Деве. Не обладая никакими особыми талантами, Роман постоянно подвергался насмешкам сослужащего духовенства за свое невнятное чтение. Однажды в праздник Рождества Христова Роман был даже отстранен от службы, книга, по которой читались молитвы, была передана другому чтецу.
Но, как свидетельствует Священное Писание, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(Иак. 4:6). Опечалившийся Роман горячо молился Божией Матери о помощи в постижении сложной науки церковного чтения и пения. Ночью во сне ему явилась Сама Богородица и передала некий свиток (погречески «кондакион»), который Роман как бы съел. На следующий день во время богослужения, когда подошла его очередь, Роман неожиданно запел кондак необыкновенной красоты и выразительности: «Дева днесь Пресущественнаго рождает…» Это песнопение вошло в богослужебные книги и стало кондаком праздника Рождества Христова. Впоследствии Романом Сладкопевцем были написаны другие церковные песнопения (кондаки и икосы), он стал одним из самых знаменитых гимнографов в истории Константинопольской Церкви и византийской литературы.
А верующий народ почитает святого Романа Сладкопевца не столько за его литературные труды, сколько за безграничное доверие и горячую любовь к Неустанной Заступнице рода хpистианского.
Благоговейное отношение православных христиан к Божией Матери, постоянная готовность Богородицы прийти на помощь всем терпящим бедствия выражается в чрезвычайно большом числе чудотворных икон, многие из которых имеют очень проникновенные названия: «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Всех скорбящих Радость».
Множество разнообразных богородичных икон можно встретить в каждом храме и каждом доме, где живут православные. Казалось бы, зачем так много, ведь Божия Матерь одна? Ан нет, хочется помолиться и перед Владимирской, и Казанской, и Донской иконами. Нам ведь недостаточно иметь только одну материнскую фотографию… Нам дороги альбомы, где мама молода и уже в возрасте, где она смеется, чем то опечалена, держит меня, ребенка, на своих сильных и нежных руках…
Мы знаем, что Богородица не только Мать Господа нашего Иисуса Христа, но и Мать каждого верующего в Иисуса человека. Она радуется нашим редким добродетелям и огорчается от наших нескончаемых грехов. Несмотря на эти неизбывные грехи, Она не судит нас строго и всегда приходит на помощь каждому, кто обращается к Ней с искренней, пусть иногда и неумелой, молитвой.
Опытные люди советуют не особенно воцерковленному человеку, например, молодому парню, отправляющемуся в армию, вытвердить назубок однуединственную коротенькую молитву: «Богородица Дево, радуйся». Прочитать ее сто пятьдесят раз в день – значит оградить себя от всех бесовских происков, злых людей, роковых ошибок. Но если и не сто пятьдесят раз, то хоть пятьдесят, или десять, или один раз…
Горе и беда всегда гдето рядом. Но ведь и Божия Матерь тоже всегда рядом с нами. Поэтому, пока стоит Православная Церковь и Русская земля, не смолкнут перед иконами Царицы Небесной слова акафиста: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофоpом…»
Протоиерей Александр Нуштаев