«Здравствуйте, святой отец!», или Как не нужно здороваться в Церкви

Церковный этикет

Христианская Церковь – это достаточно древний институт, который вобрал в себя традиции различных эпох, поэтому при вхождении в него представителю современной культуры многое кажется странным, непривычным и непонятным. Это проявляется даже на бытовом уровне, в этикете: церковные нормы этикета значительно отличаются от светских.  Любая встреча, диалог, какое-либо совместное мероприятие начинается с взаимного приветствия участников. Давайте рассмотрим эту грань церковного этикета – как приветствуют друг друга люди из церковной среды.

Сразу же нужно сделать важное замечание: Церковь имеет иерархическую структуру. Глава Церкви – Христос, а мы все, если брать определение Церкви апостола Павла («Церковь – Христово тело»), члены Его тела. Все христиане почтены славой участия в теле Господнем, но назначение, важность у каждого разная. Например, различен возраст и служение. Есть епископы, священники, диаконы, монахи, миряне. Причем в каждом из перечисленных разрядов также существует иерархическое подразделение. Всем этим людям, находящимся на различных ступенях иерархии, необходимо контактировать друг с другом. Церковь выработала титулы, приветствия, нормы почтительного обращения своих чад друг к другу. Эти нормы призваны поддерживать принцип иерархичности и обеспечить порядок. Данный принцип четко выражает апостол Павел в Послании к Евреям: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Из этого следует правило, согласно которому священник не имеет права благословлять в присутствии епископа, а миряне не имеют права благословлять того, кто находится в священном сане.

Если вы хотите поздороваться со священником, то принято испрашивать у него благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку, а затем целуют благословляющую руку священника. Также батюшка может благословлять прихожан, осенив крестом голову верующего или благословить на расстоянии. Подходя под благословение, человек говорит: «Отец такой-то (например, Петр), благословите» или «Батюшка, благословите».

Вспоминается случай из церковной жизни. Священник готовится к приезду архиерея, что-то носит, руки его заняты. Тяжелое несет, напрягся весь: донести бы скорей! Прихожане видят, что руки заняты у священника, но подходят, сложив ручки, и говорят елейно: «Батюшка, благословите», а сами смотрят с интересом, как же он их будет благословлять. Зачем так делать? Так под маской исполнения церковной нормы можно досадить священнику! Поэтому и здесь нужно думать, подходят ли время, место и обстоятельства для такого приветствия.

В период от праздника Пасхи до его отдания православные христиане здороваются словами древнего приветствия: «Христос Воскресе», а тот, к кому обращено приветствие, отвечает: «Воистину Воскресе!» Это же правило относится к приветствию лиц в священном сане.

Если вы встретили священника вне храма, у него также можно взять благословение. Хотя здесь нужно проявлять благоразумие: если вы знаете, что этот человек находится в общении с Православной Церковью, не является еретиком, сектантом, раскольником, тогда берите. А если этот священник вам неизвестен, то нужно, видимо, если рассуждать логически, сначала поинтересоваться его принадлежностью к Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) либо какой-нибудь другой Православной Церкви из семьи Православных Поместных Церквей, с которыми Русская Церковь находится в евхаристическом общении.

В одной семинарии, кажется Санкт-Петербургской, был случай, когда семинаристы взяли благословение у архиерея, принадлежащего к нехалкидонитам, т.е. древним восточным церквям, не признающим Халкидонский собор. Одет владыка был как обычный архиерей. За такой поступок ректор отлучил взявших благословение от Причастия на неделю или на две.

Еще одно правило: здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Диаконы и миряне принимают благословение. При прощании со священником также берется благословение.

Как обращаться к епископу?

Архиерей посвящен в третью, высшую степень священства. На территории вверенной его попечению епархии ему подчиняются все священнослужители. Распространенная форма обращения к архиерею — «Владыко». Это слово стоит в устаревшем звательном падеже. Обращение будет звучать так: «Владыко, благословите». Если об архиерее говорится в третьем лице, то употребляется именительный падеж: «Владыка Алексий сказал, что…»

В официальной и письменной речи к епископу принято обращаться «Преосвященнейший Владыко» либо «Ваше Преосвященство». К архиепископу и митрополиту – «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше Высокопреосвященство». Патриарх по сану также является архиереем, но он глава Поместной Православной Церкви, ее первый архиерей. В случае официального обращения к нему употребляется формулировка «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество».

Как обращаться к диакону и священнику?

Диакон – это человек, состоящий в первой степени священства. Он является помощником священника при священнодействиях и не имеет, как священник, полномочий совершать сами священнодействия и таинства. Диакона принято называть «отец диакон», также допускается обращение к нему по имени, не забывая добавить «отец». При упоминании диакона в третьем лице можно сказать: «Отец диакон» или «Отец Петр».

Священник состоит во второй степени священства и имеет право совершать все таинства, кроме таинства Священства, т.е. священник не может рукополагать в священный сан. К священнику нужно обращаться почтительно, на «Вы». Если священнослужитель хорошо вас знает и является вашим другом, то и в этой ситуации фамильярность неприемлема, особенно при посторонних. Согласно благочестивой народной традиции, в Русской Церкви к священнику принято обращаться «батюшка». Например: «Батюшка, разрешите Вас спросить». Более строгое официальное обращение — «отец». Например: «Отец Сергий, разрешите Вас спросить», «Отец настоятель благословил то-то и то-то». Допустимой, но нераспространенной, является форма обращения, сочетающая слово «отец» и фамилию священника: «отец Петровский».

В Православной Церкви не принята форма обращения «святой отец» или «протоиерей/иерей/иеромонах/ Василий». Иными словами, не говорят: «Святой отец, благословите» или «Иеромонах Сергий, посоветуйте».

Как обращаться к монашествующим?

В монастырях при приветствии рукопожатия не приняты. Насельники монастырей могут как иметь священный сан, так и не иметь его. Монастыри бывают мужские и женские. Существуют различные способы обращения к наместникам: «отец наместник», «отец Павел» или просто «батюшка». При официальном обращении, если наместник является архимандритом или игуменом — «Ваше Высокопреподобие», если иеромонахом — «Ваше Преподобие». К нерукоположенным, но имеющим постриг можно обратиться: «Отец эконом», «Отец казначей». Иеромонаха, игумена, архимандрита можно назвать «отцом Павлом» или «батюшкой». Если же монах имеет постриг, то его называют «отец», послушника — «брат», а если послушник — человек преклонного возраста, то его называют «отцом». Обращаясь к схимнику, обычно употребляют его сан с приставкой «схи»: «схиархимандрит».

Об обращении к насельницам женского монастыря. Игуменьи отличаются от монахинь наличием золотого наперсного креста и правом благословлять. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «Матушка (имя)». Если необходимо попросить у нее благословление, то обращаться следует так: «Мать игуменья», можно назвать и по имени: «Мать Сергия», «Матушка Сергия» или просто «Матушка».

Иерей Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск