Два рассказа о Рождестве

Школа православия

Рождественская пора – это радостные дни встреч, каникул, подарков и надежд на лучшее. Это время добра, сказки и чуда, которым современная культура еще позволяет на Рождество «законно» вторгаться в «повзрослевший» мир, некогда уставший от сверхъестественного. Ощущение праздника есть у каждого, но не все знают по какому поводу. Печально, когда смысл Рождества тонет в потоке удачных приобретений на распродажах, в веселой праздничной суете. Мы не забываем себя, но часто упускаем из внимания «Виновника» нашей радости.

В Православной Церкви торжественнее Рождества Христова отмечается только Воскресение Спасителя. Если Пасха посвящена победе Иисуса Христа через Крестную смерть над смертью и адом, то радость Рождества в том, что Бог-Творец мира, не переставая быть Богом, становится истинным Человеком, подобным нам во всем, кроме греха, и входит в поток земной истории, чтобы освободить людей от власти ада и смерти. Говоря о смерти, святые отцы преимущественно понимают под ней состояние богоотчужденности человека, возникшее в результате грехопадения и радикально противоположное изначальному замыслу Создателя о людях. И речь здесь не об отмене внешнего Божественного приговора над человечеством, которое по существу якобы оставалось неизменным со времени пребывания в раю. Речь о том, что грех прародителей – это наследственная болезнь, которая передается из поколения в поколение. Что толку амнистировать смертельно больного – он все равно умрет, если его не лечить. Образно говоря, родившийся Иисус Христос является тем спасительным лекарством, которое исцеляет оторванность людей от Бога. И этому «лекарству бессмертия» христиане в Православной Церкви могут приобщиться на каждой литургии в таинстве Евхаристии.

Евангелисты о Рождестве

Обстоятельства рождения Богомладенца Иисуса нам сообщают только два евангелиста – Матфей и Лука. Первый – представитель иудейской культуры, второй – античной. Они не были очевидцами. Их повествования основаны на устных и письменных свидетельствах других людей. Следует помнить, что читая Евангелие, и в частности рассказы о Рождестве, мы встречаемся не с репортажем с места событий, а с повествованием, основанным на исторических фактах, которые были богословски интерпретированы автором. Рассказ каждого евангелиста содержит уникальные подробности о Рождении Спасителя.

Так, апостол Матфей во второй главе Евангелия начинает свой рассказ сразу с Рождения Мессии в Вифлееме, умалчивая о путешествии на перепись праведного Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии из Назарета в Вифлеем. Он говорит о звезде, восточных волхвах, пришедших в Иерусалим, об их встрече с Иродом, о поклонении Новорожденному и преподнесенных Ему дарах. Благодаря апостолу Матфею мы знаем о гневе Ирода, избиении вифлеемских младенцев и бегстве Святого семейства в Египет.

Евангелист Лука во второй главе своей Благой Вести ничего не говорит об истории с волхвами, жестоком Ироде и бегстве в Египет. Зато он сообщает о переписи Квириния, дороге праведного Иосифа и Девы Марии из Назарета в Вифлеем и яслях, куда был положен повитый Младенец. Также апостол рассказывает об ангелах, возвестивших пастухам о Рождении Спасителя, об обрезании Богомладенца и событии Сретения в Иерусалимском храме.

Если евангелист Матфей часто ссылается на ветхозаветные пророчества, то Лука, обращаясь преимущественно к читателям римской культуры, делает исторические привязки к именам римских правителей и наместников начала I века. Подбор деталей каждого рассказа евангелист определяет в зависимости от читательской аудитории.

Сопоставление рассказов Матфея и Луки вызывает трудности. Однако последовательность событий можно представить так. Пресвятая Дева и Иосиф Обручник жили в Назарете, откуда они отправились в Вифлеем на перепись. Здесь рождается Иисус Христос, происходит поклонение пастухов, обрезание. После сорока дней Младенца приносят в Иерусалимский храм, где Его встречают праведный Симеон и Анна пророчица. Затем Святое семейство (возможно, по причинам, связанным с переписью) снова отправляется в Вифлеем. Примерно в это время появление волхвов вызывает гнев царя Ирода и Святое семейство бежит в Египет. После смерти Ирода праведный Иосиф, Приснодева Мария и Иисус Христос возвращаются в Назарет.

Исторический контекст

Евангелист Лука указывает, что Рождество Христово произошло при правлении цезаря Августа. Октавиан Август – первый римский император, который после периода гражданских войн, установив самодержавный порядок, стал единственным правителем Римской империи. Он приходился племянником Юлию Цезарю и стал его приемным сыном.

Правлению Октавиана сопутствовали длительный международный мир, стабильность и порядок в империи. Он очистил римский сенат от случайных элементов, предпринял ряд мер по укреплению авторитета семьи и увеличению рождаемости. Октавиан стремился укрепить расшатанные границы Римского государства и поднять престиж римского имени, упавший за время гражданских войн. Век Августа стал золотым веком римской культуры. Власть Рима простиралась от Атлантического океана до Ближнего Востока и от Британии до африканских берегов. Римляне стали хозяевами Средиземноморья. Октавиан Август учредил культ Юлия

Цезаря. И хотя Август запретил свое собственное обожествление в Италии, на Востоке все же распространялся культ поклонения гению императора.

«Во дни Ирода царя…»

В 63 году до н.э. Помпей захватил Иерусалим. Иудея перестала быть самостоятельным царством. Она была обязана выплачивать Риму дань, но до 40 года ей еще управляли местные правители. В этом году при содействии Октавиана Августа царем Иудеи был назначен Ирод, прозванный впоследствии Великим. Однако у него ушло еще три года на усмирение непокорных подданных. В 37 году до н.э. после трехмесячной осады он захватил Иерусалим. Сразу последовали многочисленные казни представителей местной элиты и их сторонников.

У царя Ирода на почве опасений потерять власть развились патологическая жестокость и подозрительность. К концу своего царствования он явно страдал умопомешательством. Поэтому рассказ евангелиста Матфея о приказе истребить в Вифлееме младенцев моложе двух лет вполне соответствует характеру Ирода.

Апостол сообщает, что Спаситель родился незадолго до смерти Ирода. Это указание помогает уточнить современное летоисчисление нашей эры «от Рождества Христова». Дело в том, что монах Дионисий Малый, который в середине VI века рассчитал год Рождения Христа как 754 от основания Рима, ошибся минимум на четыре года, так как Ирод умер в 750 году. Получается интересная ситуация: Мессия родился за 6-5 лет до Рождества Христова.

Перепись Квириния

Согласно евангелисту Луке, Иосиф Обручник и Дева Мария оказались в Вифлееме, так как участвовали в переписи, которая проводилась по распоряжению Августа в ту пору, когда Квириний правил в Сирии. Считается, что это была первая перепись такого рода. Есть ряд свидетельств, что подобные переписи начались именно в правление Августа. Более того, в одном из папирусов говорится о том, что в Египте проводилась перепись, в основу которой было положено кровное родство, вследствие чего власти обратились к народу с воззванием вернуться на время переписи на родину.

Сульпиций Квириний, упомянутый евангелистом Лукой, был римским сенатором, посланным на подавление беспорядков в Малой Азии в 10–7 году до н.э. Известно, что он был правителем Сирии в 6–9 году н.э., то есть во время переписи, приведшей к еврейскому восстанию в Галилее. Но в 6 году Христу уже должно было быть около 11-12 лет. Эта хронологическая проблема сейчас не решена, что связано с неполнотой наших исторических знаний о той эпохе.

Хотя Квириний и не правил Сирией в год рождения Спасителя, возможно, он мог руководить переписью.

Мудрецы с Востока

Волхвы – мудрецы с Востока. У древних народов они имели определенные знания, которые наряду с языческими суевериями включали некоторые астрономические наблюдения.

Крупным центром магии был древний Вавилон (территория современного Ирака). Здесь в обязанности мага входило истолкование снов и предсказание будущего. Глава вавилонского корпуса магов был советником царя. В частности, они наблюдали и записывали астрономические явления. Маги-звездочеты существовали также в Египте и Персии.

Просвещенные греки и римляне видели в восточных волхвах мошенников, наживающихся на людском суеверии. Однако несмотря на это, мудрецы жили при дворах римской знати и даже самого кесаря. Император Август в целях поддержания старого римского культа запретил восточным астрологам заниматься предсказаниями.

Евангелист Матфей не сообщает имена и количество волхвов. В дар Богомладенцу таинственные восточные гости принесли золото, ладан и смирну. Основываясь на числе этих даров, Ориген впервые стал говорить о трех волхвах. Однако у толкователей есть упоминания о четырех, шести, восьми и даже двенадцати. Распространенные сейчас имена волхвов Каспар, Мельхиор и Бальтазар впервые появляются на Западе в VII веке у преподобного Беды Достопочтенного.

Мудрецы, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, отправились в свою страну другим путем, минуя Иерусалим. Апостол Матфей не называет этой страны. Толкователи склоняются к трем возможным местам: Персии, Вавилонии и Аравии. Сам эпизод поклонения восточных мудрецов Христу часто понимается как указание на конец магии после Боговоплощения.

Вифлеемская звезда

Существует несколько традиционных версий о том, что же видели мудрецы с Востока. Первая: волхвов вел ангел, который принял вид звезды. Это мнение разделял святитель Иоанн Златоуст. Вторая: мудрецы наблюдали комету. Известно, что в 12-11 году до н.э. фиксируется появление кометы Галлея. Однако эта дата является слишком ранней для евангельских событий. Мнения о том, что волхвы видели комету, придерживался преподобный Иоанн Дамаскин. Третья: китайские астрономы сообщают о появлении в 5-4 году до н.э. яркой «сверхновой звезды». Четвертая: около 7-6 года до н.э., что соответствует времени Рождения Спасителя, наблюдался парад планет Юпитера и Сатурна, который сопровождался ярким свечением. В следующем году к ним присоединился Марс. Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн носил название «звезда евреев». Парад продолжался около девяти месяцев. Гипотезу о том, что волхвов привело ко Христу именно это астрономическое явление, впервые высказал в XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер.

Пастухи и ангельская весть

Согласно евангелисту Луке, пастухам, которые ночью на поле стерегли стадо, явился ангел и возвестил великую радость: «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Именно они были первыми, кто поклонился Богомладенцу. Существует предположение, что эти пастухи пасли стада, которые предназначались для жертвоприношений в Иерусалимском храме, а значит, были храмовыми пастухами и поэтому особенно тесно были вовлечены в ожидание Мессии. Родившийся Христос добровольно принес Себя в искупительную жертву за человечество. Он есть Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Пастухи, до этого участвовавшие в подготовке храмовых жертвоприношений, которые являлись прообразом Крестной жертвы Спасителя, приводятся теперь поклониться истинному Агнцу. Таков был Промысл Божий об этих людях.

Пастух у иудеев считался нечистым, так как постоянно имел дело со скотом, грязью и кровью. Но Бог смотрит на человеческое сердце и допускает к себе всех: и «нечистых» пастухов – представителей скромной профессии, и восточных мудрецов – утонченных интеллектуалов, пребывающих во дворцах правителей.

Интересно, что некоторые комментаторы Евангелия усматривают в ангельских словах антиримские идеи: Иисус Христос – Богочеловек, принесший людям радость освобождения от грехов, противопоставляется римскому императору Октавиану Августу – человекобогу, принесшему империи радость мира, стабильности, земного благоденствия и провозглашенному «спасителем наций».

Пещера Рождества в Вифлееме

Мученик Иустин Философ впервые пишет о том, что Пресвятая Дева родила Христа в пещере, которая находилась на окраине Вифлеема. Евангелисты о ней молчат. Вифлеемская пещера сохранилась до наших дней и почитается как великая христианская святыня. Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса, что, видимо, спасло ее от уничтожения. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества, первое упоминание о которой восходит к IV веку.

Блаженный Иероним Стридонский свидетельствует, что Вифлеемская пещера уже в I веке почиталась как место Рождения Спасителя. Базилика Рождества, которую паломники видят сейчас в Вифлееме, была построена по приказу византийского императора Юстиниана Великого. Пещера Рождества имеет размер 12,3×3,5 метра и 3 метра в высоту. Над подобными построены многие старые дома в Вифлееме. Если дом стоял на склоне, то первым этажом был вход в пещеру, где держали домашний скот, а семья жила на втором. Ясли, находившиеся в пещерах, представляли собой специальную кормушку для скота, высеченную из мягкой известняковой породы.

Комплекс пещер под базиликой Рождества претерпел за последние две тысячи лет много изменений, что сильно затрудняет его археологическое изучение.

Был ли Назарет в I веке?

В Назарете произошло Благовещение. Туда Святое семейство вернулось после бегства в Египет. В Назарете Христос провел Свои юные годы, и там же, в синагоге, звучала Его первая проповедь. Почитание этого города как святого места отмечается с IV века. Однако некоторые археологи датируют иудейское поселение на месте современного Назарета рубежом I-II веков. Его не упоминают ни Иосиф Флавий, ни Талмуд, что усиливает сомнения ученых в существовании Назарета во времена Спасителя.

Назарет находился в пяти километрах от столицы Галилеи – Сепфориса. Население – всего 300 человек – составляли крестьяне, ремесленники и торговцы, которые ходили в столицу на заработки.

Современные археологические раскопки показывают, что Назарет времен Иисуса Христа был маленьким сельскохозяйственным поселением со множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале: предположительно, нижние хозяйственные этажи. Неудивительно, что такое маленькое поселение, как Назарет, не заинтересовало ни Иосифа Флавия, ни авторов Талмуда. Даже апостол Нафанаил перед встречей с Христом пренебрежительно отзывается об этом городе.

Евангельский рассказ о Рождении Спасителя оживает, если мы дополняем его историческими сведениями. Это не легенда, а реально случившееся событие, находящее все больше подтверждений в археологических открытиях на Святой Земле. Сам Бог во плоти ходил здесь, дышал этим воздухом, был опаляем этим солнцем. Взрослел, учился, страдал, умер и воскрес. И теперь Он пребывает рядом с каждым из нас, переживший на опыте все человеческое, понимающий и готовый помочь.

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск