40 воинов Христа

Праздники

Севастийские мученики, память которых совершается 22 марта, были римскими воинами, которые исповедовали себя христианами во время гонения императора-язычника Ликиния в 320 году.
В 313 году святой Константин Великий, правитель западной части Римской империи, совместно с Ликинием, правителем восточной части империи, издали эдикт о веротерпимости ко всем религиям, в том числе и к христианам. Их уравнивали в правах с язычниками, в частности вернули личную и церковную собственность. С 314 по 324 год между соправителями шла борьба за единоличную власть над всей империей, победителем из которой вышел Константин Великий – первый христианский император. Ликиний был сторонником язычества и в своей части Римской империи, где христианство значительно распространилось, решил его искоренить. Кроме того, большое количество христиан было в подконтрольной ему армии, что в условиях войны с Константином могло привести к измене в войсках. Именно к этому периоду относятся события, связанные с мученичеством 40 доблестных воинов.
История происходила в армянской  Севастии. Сейчас это город Сивас на территории современной Турции. Он был основан еще в I веке до нашей эры и находился в составе провинции Малая Армения Понтийского царства. После падения царя Митридата Евпатора город стал центром сосредоточения римских сил в этом регионе.
В Севастии под начальством Агриколая, ревностного приверженца языческой религии, был отряд из 40 каппадокийцев, которые уже отличились победами и мужеством в сражениях. Все они исповедовали веру во Христа, поэтому, когда им приказали принести жертву языческим богам, отказались. Воинов поместили под стражу, где ночью их ободрил Спаситель.
Утром военачальник снова встретился с каппадокийцами и попытался склонить их отречься от Христа выгодами, которые они могут получить от императора Ликиния, если сделают «правильный» выбор. Этот психологический трюк не подействовал, и воинов снова отправили в темницу.
Через неделю они предстали перед судом. Мученики вновь явили непреклонность. Тогда их приказали побить камнями. Здесь Господь явил Свою силу – камни летели мимо цели, причем один из них изменил траекторию так, что попал в лицо самому Агриколаю. В эту же ночь в темнице святые исповедники во время молитвы слышали обещание Христа о том, что они получат нетленные венцы, если не устрашатся пыток.


На следующий день допрос христиан опять не дал результата. Тогда и была применена к воинам изощренная пытка на льду озера. Близ Севастии находился большой водоем, длина которого, согласно древним рукописям, достигала 24 километра. Ближе к вечеру 40 каппадокийских воинов-христиан раздели и оставили посреди озера. Стоял крепкий мороз и дул студеный ветер. В середине XVII века архидиакон Павел Алеппский жалуется в своих путевых заметках на холодный климат Севастии: «приближаясь к Сивасу, мы страдали от холода, пронзительного ветра и мороза, превосходящего всякое описание; ибо это место известно своим холодным климатом и летом, и зимою. Как холоден воздух здесь, так же холодны земля и вода, и во всей стране не видно ни зеленой травы, ни какой-либо другой зелени, за исключением вечнозеленых высокоствольных деревьев. Здесь не растет виноград, нет плодовых деревьев; а дынь, огурцов и других овощей не бывает до самого Троицына дня». Приближался первый час ночи, тела мучеников обледенели. Пытка отягощалась тем, что на берегу была установлена баня, в которую воины могли свободно попасть, как только пожелают. Один, не выдержав подвига, побежал в баню, но как только он достиг ее порога и почувствовал тепло – внезапно умер. Увидев это, 39 страдальцев усилили молитву, чтобы выдержать испытание.
Около третьего часа ночи вода вдруг потеплела, лед растаял, и чудесный свет осиял мучеников. Один из надзирателей, Аглаий, увидел, что над головами христиан, стоявших в Севастийском озере, светятся 39 прекрасных венцов. Незадолго перед этим он думал над тем, что видел во время пытки каппадокийского отряда. Почему воины до сих пор живы, несмотря на явно смертельное переохлаждение? Почему бежавший от них в тепло воин умер? Увидев же на небе 39 венцов, он понял, что недостает 40-го. Тогда Аглаий разбудил своих коллег-стражников, разделся и, громко исповедовав себя христианином, побежал в озеро, чтобы присоединиться к остальным мученикам. Оказавшись в воде, он стал молить Господа о том, чтобы быть причтенным к Его верным рабам.
Обнаружив наутро, что святые выжили, мучители пришли в ярость. Воинов вывели на берег и раздробили им ноги. Мать одного из них убеждала своего сына Мелитона вынести мучения за Христа до последнего. Тела святых сожгли, а оставшиеся целыми кости выкинули в реку, опасаясь, что местные христиане станут почитать их останки. Господь, однако, и здесь нарушил планы язычников: через три дня 40 севастийских мучеников явились местному епископу Петру и попросили его забрать их мощи. Вместе с доверенными клириками епископ ночью пришел к реке и выполнил просьбу.
Подвиг мученичества имел центральное значение в первые века существования Православной Церкви. Мученик свидетельствует своими страданиями истинность христианской веры. Являя готовность отдать за Христа свое благополучие, здоровье, красоту и саму жизнь, он показывает окружающим реальность победы Спасителя над смертью. Такое надежное свидетельство заставляло многих серьезно относиться к словам Благовестия, думать над ними и принимать Крещение. Мученичество не прекратится в Церкви до скончания времен, потому что, как обещал Спаситель, Дух Святой не оставляет Православную Церковь, давая верным чадам вкушать радости инобытия Небесного Царства. Перед этим благодатным опытом меркнут преходящие наслаждения мира, которые пытается заставить выбрать мученика гонитель.
Говоря о мученичестве, следует помнить и негативный церковный опыт, связанный с этим явлением. Со временем оно стало настолько популярным (мода на смерть из-за гордости), что некоторые христиане специально провоцировали римские власти, чтобы их схватили. Многие из таких «мучеников» не выдерживали пыток и отрекались. Также своим вызывающим поведением они могли способствовать началу очередного гонения на своих собратьев. Подобные неразумные личности приравнивались к самоубийцам.
В Севастийских святых Церковь видит образец мученического подвига. Они достойно исполняли свой воинский долг, но когда пришло время и перед ними был поставлен выбор – Христос или земная жизнь – они выбрали Христа.

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск