Радостное слово святителя

Праздники

В конце пасхальной утрени после канона в храмах читается огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Оно является самым известным из огласительных слов.
В древней Церкви тексты этого жанра предназначались для оглашенных – желающих принять таинство Крещения, которые проходили «оглашение», или иначе «наставление» в основах христианской веры. Перед Пасхой, в Великую Субботу и совершалось массовое Крещение оглашенных.


Пасхальное слово святителя Иоанна посвящено теме Воскресения Христова – факту, на котором держится все здание христианской веры. Автор в кратких, но богословски емких выражениях излагает значение победы Христовой над смертью и адом. После окончания слова на богослужении всегда звучит тропарь святителю – величайшему учителю Церкви.

Читаемое десять веков

В день Воскресения Христова это слово читается в Православной Церкви уже около тысячи лет. Впервые свидетельства о его чтении во время пасхальной утрени встречаются в списке Устава Иерусалимской Церкви (IX-Х век).


Святитель Иоанн ярко рисует в своем слове величие и вселенское значение праздника новозаветной Пасхи, разделить радость которой приглашаются все христиане – богатые и бедные, постившиеся и не соблюдавшие пост. Каждый человек призывается почтить этот святой день и ликовать друг с другом.

Сборщики винограда

Первая часть слова говорит о милосердии и щедрости Божией. Святитель в своей проповеди использует евангельскую притчу о «работниках одиннадцатого часа» (см. Мф. 20, 1-16). Некий хозяин дома рано утром ищет работников для своего виноградника. Ситуация в Палестине обычная – ягоды созрели, их нужно срочно собирать. Трудников хозяин нанимает на 12 часов, договорившись заплатить каждому по динарию – заработная плата одного дня. В течение этого дня, в третьем, шестом и вплоть до одиннадцатого часа, он находит новых рабочих и посылает их также собирать урожай. Когда день подошел к концу, настало время расплатиться. И первые, и последние – все получили равную плату, по одному динарию. Нанятые первыми вознегодовали: «эти последние (нанятые с 11-го часа) работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20, 12). Владыка же добр и хочет дать первому то же, что и последнему. Он никого не обманул, ведь цена труда – динарий.

В чем смысл притчи?

Притча говорит о Царстве Небесном, доступ в которое открыт людям благодаря искупительной жертве Сына Божия Иисуса Христа. Сам человек не мог туда прорваться своими силами – об этом свидетельствует вся ветхозаветная история. По сравнению с актом Божественной любви, явленной на Кресте, меркнут любые наши заслуги, ведь всякий человек – это грешник. Спасение объек­тивно даровано всем, но теперь от каждого человека зависит, примет он этот дар или отвергнет.
В пасхальном слове под временем работы понимается Великий пост, который каждым был пройден с разной степенью усердия, однако, независимо от этого все (не только благочестивые и боголюбивые, но даже и вовсе не постившиеся) приглашаются к участию в радости духовной трапезы: «Трапеза обильна, – насыщайтесь все. Телец велик, – никто пусть не уходит голодным. Все наслаждайтесь пиршеством веры. Все пользуйтесь богатством благости». Под этой богатой трапезой следует понимать плоды искупительных заслуг Христовых, Его дар спасения.

Сошествие в темницу

Вторая часть слова раскрывает спасительное значение сошествия Христа во ад. Именно этот сюжет изображен на иконе Воскресения Христова.

Уже апостолы верили (см. 1 Пет. 3, 18-19) в то, что Иисус Христос, когда Его Пречистое Тело лежало во гробе, Своей Душой сходит во ад – некую духовную реальность, которая выражала власть диавола над людьми после отпадения человечества от Бога. Ад до Воскресения Христова был своеобразной темницей для душ умерших, как грешников, так и праведников. Ад горд, прожорлив, жаден до добычи. Он «проглатывает» душу Богочеловека, но жестоко обманывается – Сам Бог, Жизнь, входит в эту обитель смерти и разрушает ее. Это символически изображено на иконе Воскресения Христова в виде поверженных ворот ада и большом количестве сломанных замков.

Ад! Где твоя победа?

Златоуст возвещает, что теперь ад огорчен, посрамлен, умерщвлен, низложен и связан. Смерть потеряла свою власть над людьми: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею. Он опустошил ад, сошедши во ад. Огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исайя, предузнав, воскликнул: “Ад, – говорит он, – огорчился, встретив Тебя в преисподней”. Он огорчился, ибо стал праздным. Огорчился, ибо посрамлен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, ибо низложен. Огорчился, ибо связан. Он взял тело и нашел в нем Бога».
Воскресение Христово уничтожило власть диавола и его темного воинства над людьми. Все умершие отныне должны считаться уснувшими. Ведь они пробудятся – воскреснут, в день Второго Пришествия Христа, Который стал «Первенцем» в этом процессе (1 Кор. 15, 20). Мир будет преображен, тленное будет облечено в нетление. Тогда, в вечной жизни, смерть окончательно истребится (см. 1 Кор. 15, 26).
В завершении слова святитель Иоанн вместе с пророком Осией и апостолом Павлом торжественно восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (ср. Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55). Ответ, разумеется, очевиден – теперь нигде!

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск