Как правильно читать Евангелие дома?

Школа православия

В жизни православного христианина Святое Евангелие занимает особое место. Это не просто книга, рассказывающая о земной жизни Иисуса Христа, она является Священным Писанием и содержит откровение Божие.

Святые отцы воспринимали Евангелие как словесную икону Спасителя. Через чтение Евангелия верующий вступает в общение с живым Христом. Если мы будем читать творения церковных писателей предыдущих эпох, то поразимся, насколько часто они пользуются образами и цитатами из Евангелия, как хорошо знают священный текст. Конечно, такая любовь является добрым примером для подражания.
Часто возникает вопрос: как правильно дома читать Евангелие? Иногда случается так, что человек чрезмерно стремится формализовать свою религиозную жизнь, создать определенные рамки и правила, следуя которым он успокоится, что все сделал правильно. Стремление к упорядоченности и четкости, конечно, качество положительное. Однако, к сожалению, бывает так, что боязнь что-то нарушить или в чем-то ошибиться парализует добрые желания верующей души. Например, человек не знает, как правильно читать Евангелие, поэтому он его вообще не будет читать!

Православная Церковь предоставляет человеку значительную свободу в чтении Священного Писания. Первый принцип, который требуется от христианина, – относиться к книге и евангельскому тексту с благоговением, то есть понимать, что это священный текст, авторы которого были вдохновлены Самим Богом. И второй, не менее важный принцип – этот текст следует понимать в традиции толкования Православной Церкви. Ведь Евангелие писалось в Церкви и для членов Церкви. Вне Церкви Христовой евангельский текст начинает распадаться, может обрасти ошибочными, не свойственными ему смыслами.
На первоначальном этапе лучше читать Евангелие по-русски, последовательно по главе, чтобы сложилось общее представление. При усердии можно читать текст параллельно – главу по-русски и затем эту же главу по-славянски. Главная задача – понять написанное. Далее следует обратиться к толкованиям Церкви. Стандартными, достаточно современными пособиями в этом могут служить «Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, «Толкование Евангелия» Б.И. Гладкова, сайты ekzeget.ru и bible.optina.ru.
Несколько другая проблема может возникнуть, когда человек давно в Церкви и знает Евангелие. Есть опасность решить – мне в Евангелии уже все известно, и смысла постоянно читать его нет. Но ведь обращаемся мы к Евангелию не только для того, чтобы узнать о Христе, но и, прежде всего, для того, чтобы вступить с Ним в молитвенное общение. Новые грани евангельского текста открывались святым в молитвенном размышлении над словами и действиями Спасителя.
Читать Евангелие можно и стоя, и сидя. Обстоятельства бывают разные. Главное – благоговейно. Приведу пример от противного – не следует уподобляться западному либеральному профессору-библеисту, который «работает» с новозаветным текстом, развалившись в кресле нога на ногу, дымя сигарой и потягивая виски. Мы разговариваем через Евангелие с Богом! И хотя мы верим в «негордого Бога» – так прекрасно выразился преподобный Симеон Новый Богослов, – но есть определенная традиция благочестия и почтения к тому, кто для человека значим и важен. Даже в светском обществе.

Неслучайно перед чтением Евангелия, и вообще Священного Писания, принято молиться Богу – вдохновителю авторов этих святых книг, – чтобы Он просветил разум и чувства читающего. Имеются различные молитвы перед чтением Евангелия. Их подборку можно найти на православном портале «Азбука веры».
Священник на Литургии в алтаре перед чтением Евангелия тайно молится:
«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего боговедения нетленный свет, и мысленная наша отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Эта молитва также читается после 11-й кафизмы в Псалтири. Из ее текста видно, что мы молимся не только о самих себе, но и о других людях – о всех слушающих и читающих Святое Евангелие. Здоровый христианский настрой – когда мы просим в молитвах о наших близких, о братьях и сестрах по вере. Чтение Евангелия в практическом плане должно способствовать нашей большей духовной собранности: возгревать страх потерять через нарушение евангельских правил жизни блаженство богообщения, укрепить в борьбе с нашими дурными наклонностями и зависимостями (попрать плотские похоти), помочь мыслить и делать то, что угодно Богу. У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: «Из дома, в котором читается Евангелие, демон бежит!».

Дома к чтению Евангелия можно присоединять молитву о других людях. Есть молитва, которую составил святитель Игнатий (Брянчанинов): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Один известный мне священник, больной раком, когда понял, что уже вступил в завершающий этап своей земной жизни, попросил всех, кто его знает и кому он не безразличен, читать за него Святое Евангелие. Несколько раз он попадал в реанимацию, но затем силы к нему возвращались, и он нес пастырское послушание до предела, положенного Богом.
Жизнь христианина тоже призвана стать евангелием – проповедовать окружающим радость общения со Христом словом, делом и внешним видом. К сожалению, есть люди, которые годами ходят в храм, но так и не приучились читать дома Христово Евангелие – один из столпов, на которых зиждется духовная жизнь. Евангелие лежит в пыли. Вот и получается, что крадем сами у себя…

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск