«Зовет нас небо постоянно…»

Люди и судьбы

В годы Великой Отечественной войны совсем юными на фронт отправились два военных летчика. Путь к Победе пролегал через жестокие сражения, тяжелые ранения, страх, боль… Историей о подвигах своих дедов-героев делится настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного иерей Роман Солодко.

Оба моих деда родом из Саратовской области. Стремление быть причастными к летному делу у моих дедушек с детства: они посещали кружки по авиамоделированию. Кто же знал, что им придется стремительно взрослеть, осваивать уже настоящие самолеты и лететь в бой…

На страже границы
О Николае Герасимовиче Налыгаче, отце моей мамы, известно немного. Он сбежал из дома на фронт в 16 лет. Чтобы его взяли воевать, дедушка приписал себе еще два года. Мой дед был техником самолета. Помимо него в экипаже находились пилот и стрелок.
Он воевал на Дальневосточном фронте: летал над Кореей, Китаем, Японией, Дальним Востоком – над всеми пограничными территориями. Основные сражения проходили над Кореей, там же и был сбит его самолет. Дед сумел выйти из окружения и избежать плена. Но в этом бою он получил тяжелое ранение легких, которое впоследствии дало серьезные осложнения. Он долгое время находился в госпитале. Однако это не помешало ему пройти всю войну и даже после ее окончания оставаться на военной службе около двух лет. Потом дед вернулся в Федоровский район Саратовской области. Он жил в селе Калуга и работал в колхозе. Полученные ранения сильно сказались на здоровье дедушки Николая, поэтому после завершения военной службы он прожил недолго.

Гвардии сержант
В 1943 году на войну отправился мой дед по линии отца – Иван Ксенофонтович Солодко. Ситуация на фронте уже изменилась – наши войска перешли в наступление, хотя и тогда погибало очень много людей. Зачастую нашим летчикам приходилось наносить удар первыми по необследованным территориям, идти на таран.

Иван Ксенофонтович Солодко


Дед Иван родился в 1926 году. Отправляясь на войну, он приписал себе один год. Стажировку проходил на Авиационном заводе в Саратове, потом его направили учиться на стрелка. Обучение проходил в 67-й военной авиационной школе города Кинель Куйбышевской области. Иван Ксенофонтович воевал в составе 71-го штурмового авиационного Радомского Краснознаменного полка 300-й дивизии 16-й армии. Он участвовал в боях за Киев, за Минск, за Варшаву, летал над Румынией, Болгарией. В конце 1943 – начале 1944 года дед воевал на 1-м Белорусском фронте. Сейчас сложно представить, что он уже в 18 лет участвовал в боевых действиях.
Как и Николай Герасимович, Иван Ксенофонтович претерпел немало испытаний на войне: его самолет дважды сбивали, а сам он получил серьезные ранения, контузию. В его документах числится, что из него вынули более восьмидесяти осколков. Но, залечив раны, дед сразу вернулся на фронт и продолжил воевать.
Среди многочисленных записей о его боевых заслугах есть запись об особой благодарности за то, что он разбил полевую кухню. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного. Но она находилась в тылу противника. Разбить полевую кухню или штаб под шквальным огнем – смертельный риск.
Самые значимые из многочисленных наград деда – орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Победу он встретил в Берлине в звании гвардии сержанта.
После окончания войны дед продолжал служить в Германии, в городе Дюссельдорф, в составе Советских вооруженных сил до 1951 года. Потом вернулся на родину, женился, воспитал двух сыновей – моего отца и дядю. Работал на заводе, мебельной фабрике, потом вышел на пенсию.

Без подробностей
Дед много рассказывал о войне, но достаточно сдержанно. Слишком глубокий след в его душе оставила эта рана. Он охотно делился воспоминаниями о том, как совершались полеты, как они к ним готовились, как попадали под обстрелы, лежали в госпитале. Это были общие рассказы о событиях тех лет. Но когда деда начинали расспрашивать о подробностях, часто уходил в себя. Даже спустя много лет ему было тяжело вспоминать об этом – у него на глазах появлялись слезы.
Больше всего я узнал от деда про освобождение Варшавы. Шло наступление: это были очень тяжелые бои. Четко работала система ПВО противника, нашим летчикам оказывали сильное сопротивление. Думаю, это была одна из серьезнейших битв в воздухе за всю историю Великой Отечественной войны.
Тогда наши истребители направлялись в тыл врага, они прорывали линию фронта. И если бы наших летчиков сбили, то им пришлось бы выбираться из окружения. Что и произошло с моим дедом. Но в плен он не попал, добрался до своих.

«Все происходит не просто так»
У деда много внуков. Он гордится тем, что двое из них стали священнослужителями. В нашем роду родственники по папиной линии были верующими людьми, насколько это позволяло советское время: все дети были крещеными, дома всегда стояли иконы. Тогда люди еще помнили о жизни с Богом, старались воспитывать детей в христианском духе. Дедушка всегда уважительно и трепетно относился к вере. По своему внутреннему устроению он был верующим, хотя не знал догматов Православия и не читал Священное Писание. Однажды, говоря с дедом о войне, я спросил его: «А ты молился?». Он ответил: «Я знал, что все происходит не просто так». Это было его понимание Бога и смысла жизни – Кто-то его жизнью руководит. Сейчас мы бы сказали: «Все в руках Божиих». А он, в принципе, ответил теми же словами.

Иван Ксенофонтович с семьями внуков

Память о подвигах
Сейчас деду 97 лет. Он еще полон сил, в здравии, живет самостоятельно. Возможно, крепкое здоровье и долголетие – следствие пережитых событий во время войны. Они его закалили. Есть мнение, что если человек испытание пережил, значит будет жить долго. И мой дед – один из ярких тому примеров!
День Победы всегда почитался в нашей семье, был одним из самых радостных и торжественных дней. И дедушка добавляет чувство причастности семьи к этому великому празднику. История моих отважных дедушек, Ивана и Николая, составила основу семейного патриотического воспитания, правильного внутрисемейного устроения.
Раньше в этот праздник мы собирались большой семьей у деда. Тогда была жива бабушка, внуки еще не разъехались по разным городам.
Сейчас мы все его навещаем, когда приезжаем в родной город, а 9 Мая обязательно звоним и поздравляем с памятным днем.

Записала Мария Башарина

Рейтинг статьи
Православный Симбирск