Поклоны в храме: когда и сколько?

Школа православия

Наверное, одним из часто задаваемых вопросов, которые поступают в редакцию, является вопрос про поклоны. Сколько их делать, в какие моменты богослужения, как быть с разными традициями приходских храмов?

В сегодняшнем материале, вместе с иереем Владимиром Маняковым, настоятелем Духосошественского храма Ульяновска, мы постарались найти ответы на недоумения читателей и объяснить, что такое поклон, откуда берутся правила их совершения, и обозначить основные моменты богослужения, при которых принято делать поклоны.

Поклон – это символическое действие, преклонение главы или тела, выражающее благоговение перед Богом или святыней, а также выражение покаянных чувств. Например, Авраам поклоняется трем путникам у Мамврийского дуба; Лот, встречая ангелов в Содоме, тоже преклоняет свои колени. Царь Давид в псалмах призывает к поклонению Богу. Моисей на Синайской горе разговаривает с Богом, преклонив колени. Пророки молились и тоже совершали поклоны. В Новом Завете волхвы поклоняются родившемуся Спасителю, слепорожденный в благодарность за исцеление поклоняется Христу. И после Пятидесятницы апостолы в особо важные моменты преклоняют колени.

Откуда можно узнать о правилах совершения поклонов?

К сожалению, сейчас даже церковный человек иногда приходит в замешательство, когда и какие поклоны класть. Давайте попробуем разобраться. Основными источниками, в которых рассказывается о поклонах во время богослужения, являются богослужебные книги: Типикон (Устав), Октоих и Триодь Постная. Также можно ознакомиться с письменными источниками, которые фиксируют традиции того или иного времени или монастыря. Такими изданиями являются «Сын церковный» (XVII век), Псалтирь 1636 года, творения авторов, описывающие традиции дореволюционных монастырей и церквей – преподобного Никодима Святогорца, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Афанасия (Сахарова), архимандрита Спиридона (Лукича). Интересующиеся темой могут изучить учебные и справочные пособия по Литургике и Богослужебному Уставу.

Какие поклоны существуют?

В нашей церковной традиции есть несколько форм поклонов: малый (метание), поясной и великий. Также поклон может быть с крестным знамением или без него.

Что такое малый поклон?

Это поклон, при котором голова приклоняется так, чтобы достать руками до колен. В русской традиции именно из-за метаний возник раскол. До патриарха Никона на Руси метанием назывался неполный земной поклон (руки и колени касаются земли, а голова нет), это была древняя форма. Само слово «метание» с греческого языка переводится как «покаяние». Но к XVII веку Греческая Церковь уже совершала метание не по древней практике. Поэтому старинную форму по сей день сохраняют старообрядцы и единоверцы. Малые поклоны чаще всего употребляются в молитвенной практике. Так на возглас «Главы наши Господеви приклоним» или «Мир всем» мы совершаем именно малый поклон.

Как совершать поясные поклоны?

«Елико рукою до земли досящи», – сказано в Типиконе. Поясной поклон в богослужебных книгах обозначается просто словом «поклон». Он совершается таким образом, чтобы рукой дотянуться до пола. Эта форма совершается, когда молитвенные тексты призывают к поклонению. Например, «Приидите, поклонимся».

В чем особенность земных поклонов?

Земные поклоны, т.е. падение ниц, – это выражение предельного благоговения или самоуничижения, даже страха, усиленнейшей мольбы о помиловании: колени и голова преклоняются до пола. Такие поклоны обычно полагают:
• перед святынями,
• во дни постов,
• в наиболее важные моменты богослужения (например, во время Евхаристического канона).
Земной поклон – образ падшего состояния человека. Выпрямление после него символизирует прощение Богом людей и восстание от греховного сна.

Одной из разновидностей земного поклона является стояние на коленях.

По Уставу такая молитва совершается только один раз в год: на вечерне в день Святой Троицы. Когда святитель Василий Великий составил молитвы Святой Пятидесятницы, то решил, что народ должен слушать их в коленопреклонном положении. Но так как правила запрещают стоять на коленях в воскресный день, то молитвы были перенесены на вечерню, когда начинается новый богослужебный день.
Зачастую во многих храмах священники и церковные работники не разрешают делать земные поклоны в воскресные и праздничные дни. Как быть? Делать или нет?
У современного христианина возникают проблемы именно в вопросе с земными поклонами в воскресные дни. Апостольские правила и определения Вселенских Соборов отменяют коленопреклонения в воскресные дни и период Пятидесятницы. В древности богослужения имели определенные моменты, когда вся община совершала молитву на коленях.
Например, на будничной литургии во время сугубой и следующие за ней ектении об оглашенных, бесноватых, кающихся. В это время вся церковь вставала на колени и молилась. А вечером в субботу, когда на вечерне священники совершали вход в алтарь, поклоны прекращались до соответствующего момента вечера воскресенья. Но, к сожалению, практика коленопреклонной молитвы во время ектеньи не сохранилась.

Почему не преклоняли колен в воскресные дни?

Потому что это считалось унижением достоинства дня. Ведь воскресенье – это «Малая Пасха», и соответственно, день нашего спасения и усыновления Богу через Иисуса Христа в Духе Святом. Христианин уже не раб, который не имеет права стоять прямо в присутствии Господина, а сын Божий по благодати.

Но ведь сейчас на приходах разгораются нешуточные споры о земных поклонах…

Если мы посмотрим на правила, то они запрещают не земные поклоны, а стояние на коленях. Давайте обратимся к дореволюционной монастырской традиции. В то время земные поклоны совершали в течение всего года. Архимандрит Спиридон (Лукич) пишет: «Входные поклоны престолу – в монастырях совершались всегда “земные”. В Ионинском монастыре входные поклоны престолу полагались “земные” круглый год: а Устав там соблюдался до йоты!». Преподобный Никодим Святогорец в толкованиях на канонические правила призывает различать земные поклоны и коленопреклонения, приводя 10-е правило святого Никифора Исповедника, которое гласит следующее: «Ради целования должно преклонять колена и в воскресенье, однако обычных коленопреклонений совершать не должно». Получается, что у любого правила есть исключение. Нужно заметить разницу между канонами и монастырскими уставами. Вторые отменяют земные поклоны не только в воскресный день, но и в субботний, а также во все дни, когда на утрене поется

Великое славословие. Скорее всего, это связано с тем, что в монашеском богослужении было много коленопреклонений, да и келейная молитва совершалась преимущественно на коленях. А праздник – это освобождение от труда телесного.

Каждый монастырь и приход имеет свои традиции, которые нужно соблюдать. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», – гласит наш фольклор. Я хочу обратить внимание и на другую сторону проблемы: люди отучились молиться на коленях, земные поклоны свелись только к периоду Великого поста! Поэтому если мы в воскресный день встанем на колени во время Евхаристического канона и помолимся, ничего страшного не произойдет. Вспомните Марию Магдалину, которая встала на колени перед Воскресшим Спасителем. В Киево-Печерской лавре говорили: «Если бы нам в день Пасхи явился Сам Господь, разве мы не упали бы ниц перед Ним? Или мы, положив Ему поясной поклон, сказали бы в оправдание, что на большее не имеем права по Уставу?!». Коленопреклонная молитва зачастую служит на приходах педагогической мерой. Иногда зайдешь в храм на литургии и видишь: люди ходят от подсвечника к подсвечнику, прикладываются к образам. Но если народ встает на колени, то зашедшие сразу понимают: происходит что-то важное.

Как еще есть виды поклонов?

Все формы уже перечисленных поклонов могут быть с крестным знамением или без него. С крестным знамением, когда поклонение совершается при молитвенном обращении к Богу или святым. Поклоны без крестного знамения – при благословении архиерея или священника.

Крестное знамение без поклона

• В начале «Верую».
• На отпусте «Христос истинный Бог наш».
• В начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паремий (чтений на вечерне) на «Вонмем».

Малые поклоны с крестным знамением совершаются:

• При каждом прошении ектений.
• При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

Поясные поклоны без крестного знамения совершаются:

• Перед принятием благословения у священника или архиепископа.
• Когда просим прощение у предстоящих людей в церкви. Так, по Уставу, когда входим в храм, мы трижды крестимся и кланяемся в сторону алтаря, без поклона на две стороны, прося прощения у присутствующих.

Земные поклоны с крестным знамением совершаются:

• На Божественной Литургии в начале пения: «Достойно и праведно»,
после «Тебе поем», «Достойно есть» или Задостойника, перед «Отче наш», а так же при выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при «Всегда, ныне и присно» (для тех, кто не причащался, причастникам – поясной поклон).
• При пении Песни Богородицы «Величит душа моя Господа», каждый раз после слов «Тя величаем» (кроме воскресных дней).
• На утрени и повечерии после «Достойно есть».
• Земные поклоны совершаются всегда перед мощами святых, чудотворными иконами, святынями и Святыми Дарами.

Не положено совершать крестное знамение:

• Во время псалмов.
• Во время пения.
• Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а не при последних словах.

Великим Постом земные поклоны совершаются:

• При входе в храм и при выходе из него – три земных поклона.
• При молитве «Господи и Владыко живота моего».
• На великопостных часах, когда поют тропари часа: «Заутра услыши глас мой», «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа», «Иже в шестый день же и час» и «Иже в девятый час» по земному поклону, а на богородичных по этим тропарям – три поясных поклона.
• В будние дни при пении Заповедей блаженств с припевом «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» – поясной поклон. При пении «Помяни мя Господи… Помяни мя Владыко… Помяни мя Святый…» – три земных поклона.
• На великопостной вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся» и прочих тропарей – три земных поклона.
• На великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе – земной поклон.
• Относительно Великого канона свт. Андрея Критского. На первой неделе великого поста Типикон предусматривает совершать на каждый тропарь с припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» три поясных поклона. Но сохраняется и другая практика, когда все стоят на коленях.
• На литургии Преждеосвященных Даров земные поклоны с крестным знамением: после пения «Да исправится молитва моя», «Ныне Силы Небесные» – три земных поклона, по традиции с молитвой прп. Ефрема Сирина.
• На литургии Преждеосвященных Даров земные поклоны без крестного знамения: во время пения «Да исправится молитва моя», «Ныне силы Небесные». И традиционно во время чтения третьей «славы» 18 кафизмы, после малой ектеньи и возгласа священника: «Яко благ и человеколюбец», и на слова священника «Свет Христов просвещает всех…».
• Земные поклоны перед крестом на Крестопоклонной неделе совершаются только тогда, когда священник поет «Кресту Твоему».

Малые поклоны без крестного знамения совершаются:

• При словах священника: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», «И да будут милости Великого Бога».
• При словах «Главы наши Господеви…».
• При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свят еси, Боже наш»).
• На великом входе после слов священника «Вас и всех православных христиан…».
• Отойдя от Чаши после Причастия – поклон в сторону престола.
• При отпусте без креста.
• При чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
• При каждении.
• При словах архиерея «Призри с небесе Боже…».
• При архиерейском богослужении при благословении дикирием и трикирием.

Поясные поклоны с крестным знамением совершаются:

• При входе в храм и при выходе из него, осеняя себя крестным знамением, творят три поясных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, прости мя».
• При начальном возгласе каждой службы или молитвословия (как общественного, так и домашнего) – три поклона.
• На Трисвятом («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»); «Приидите, поклонимся»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» – три поклона. Исключения:
а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов;
б) на «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) – поклон. Исключение: после первых трех псалмов шестопсалмия – крестное знамение, в воскресенье и праздничные дни на кафизмах поклоны отменяются.
• При пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение.
• На молитве «Сподоби, Господи» при словах «Благословен еси Господи…Благословен еси Владыко… Благословен еси Святый…».
• На литии после первых двух прошений по три поклона, после двух остальных – по одному.
• На «Слава Тебе, Господи» перед чтением Евангелия и после него – по поклону.
• Перед целованием святого Евангелия или праздничной иконы – два поклона и после целования – один.
• После молитвы «Честнейшую Херувим» – один поклон.
• На Божественной литургии после входа с Евангелием на слова «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу».
• После Херувимской песни – три поклона.
• На возгласах «Примите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от Твоих», «Яко Твое есть Царство» – один поклон. На «Святая Святым» – три поклона.
• Когда поют «Буди имя Господне благословенно» – три поклона.
• Перед отпустом, когда поют «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно… Господи, помилуй. Благослови» – три поклона.
• При чтении канонов на утрени или дома на припевы к первому тропарю первой и девятой песни (например: «Иисусе Сладчайший, спаси нас» или «Пресвятая Богородица, спаси нас» и др.) – по одному поклону.
• При чтении акафистов на последний припев 12 кондаков и икосов – поклон. На 13 кондаке – земной поклон.
• 12 поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешного» после молитвы Ефрема Сирина.

Рейтинг статьи
Православный Симбирск