ИСПОВЕДЬ: ПЕРЕМЕНА УМА ИЛИ ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ?

Школа православия

Господь начал Свою проповедь с призыва: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Как бы мы ни хотели, но, по заповеди Спасителя, путь в Небесное Царство, − эсхатологическую реальность предельно тесного общения Бога и человека, − неизбежно лежит через покаянный подвиг. Именно поэтому христианину в первую очередь важно понимать, что такое покаяние и как правильно достигнуть этого состояния.

Для обозначения понятия «покаяние» в греческом языке используется слово «метанойя», что буквально означает «перемена ума», «перемена мыслей», «раскаяние». Иначе говоря, покаяние связано с кардинальной переменой в строе человеческих мыслей: раньше я считал, что это правильно, ценно, а теперь – нет. Наши мысли формируют внутренний мир и влияют на жизнь: на отношение к себе, к другим, к окружающей среде. Покаяние в православной традиции – это всегда смена системы ценностей человека, который живет, «как все», на евангельскую, предлагаемую Христом.

Покаяние открывает для человека возможность богообщения. Так пишет об этом русский святой XIX века святитель Игнатий Брянчанинов: «За покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе… Покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа. Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека».

Думаю, что вы не раз слышали высказывание о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Покаяние противоположно гордости: оно является противоядием от нее. В начале бытия этого мира высший Ангел Хранитель земли, Денница, возгордился, захотев быть, как Бог. Он поднял на небе бунт и увлек за собой часть бесплотных существ. Эти богопротивные силы были низринуты на землю. Так поэтично говорит об этом пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему”» (Ис. 14, 12-14). Всякий грех связан с гордостью, а через нее человек делается причастником темных сил, которые восстали против Творца на заре мироздания.

Покаяние учит человека видеть свои согрешения, признавать неправоту перед Богом и возвращаться на спасительный путь, заповеданный нам Христом. Чем чище люди, тем более беспрепятственно благодать Божия входит в их сердца, наполняя неизреченным светом. В потоке этого сияния становятся видны все тайные греховные уголки души, которые человек, увидев, силится очистить и исправить. Получается бесконечный процесс: чем больше святой осознавал себя грешником, тем святее он становился. Чем больше подвижник видел свое несовершенство, тем смиреннее становился, тем сильнее жаждал помощи, милости и благодати Господа.

Жизнь в нераскаянных грехах, пассивность по отношению к призванию стать святым, наоборот, ослепляет человека. Он сам закрывает себя от благодати Святого Духа, становясь жилищем духов злобы поднебесных, которые чем дальше, тем больше опутывают его различными богомерзкими страстями, словно набрасывая ошейник. В православной иконописи этот печальный процесс так и изображается. Достаточно вспомнить икону «Лествица»: подвижники внимательно взбираются по лестнице, достигающей небес, все ближе и ближе к Богу, но некоторых из них бесы сбрасывают в пропасть, набросив им на шею веревку.

Но если горделивая нераскаянность – это начало дороги в преисподнюю, то покаяние, напротив, открывает душу человека для прекрасного сонма христианских добродетелей, высшая из которых – любовь. Для христиан, израненных грехом и желающих порвать с ним, в Православной Церкви существует таинство Покаяния. Катехизис святителя Филарета Московского дает ему следующее определение: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Таким образом, в Исповеди, как и в любом другом таинстве, существует видимая и невидимая сторона. Внешнюю структуру можно представить в таком виде: 1) молитвы священника о пришедшем каяться, 2) индивидуальное устное исповедание грехов перед священником, 3) пастырское наставление кающемуся, 4) молитва священника над кающимся и разрешение от грехов.

Для кающегося недостаточно участия лишь во внешней форме. Чтобы он получил отпущение грехов, должны быть соблюдены важные внутренние условия. Исповедник должен сокрушаться о грехах, твердо желать исправить свою жизнь и иметь несомненную надежду на милосердие Христа. Залогом «успешной» исповеди является правильная подготовка к ней. Задача кающегося принести не список грехов, так сказать «отчет о проделанной работе», а покаянное чувство о них. Поэтому исповеди должен предшествовать период в несколько дней (около трех), во время которого человек максимально сосредоточенно всматривается в себя, вспоминая свои грехи. Соответственно, необходимо удаляться от развлечений и праздных разговоров. Желая получить прощение от Бога, нужно и самому простить своих досаждателей, примириться с ближними. Приходя на исповедь, нужно отчетливо понимать, какие грехи совершил. Назвать конкретные деяния. Как это сделать? Святитель Феофан Затворник дает такой совет: «поставь с одной стороны Закон Божий (заповеди евангельские – прим. автора), а с другой – собственную жизнь и посмотри, в чем они сходны, а в чем не сходны. Бери или дела свои и подведи их под Закон, чтобы видеть законны ли они, или бери Закон и смотри, исполнялся ли он, как следует, в жизни твоей или нет…».

Сейчас существуют различные пособия в помощь кающимся, которые помогают человеку вспомнить свои грехи. Наиболее часто используемым является «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Чтобы узнать свои неприглядные стороны, не лишним будет прислушаться к критике в свой адрес окружающих, ведь часто человек не видит себя со стороны.

К сожалению, нравственная планка в современном мире опустилась очень низко, поэтому то, что в обществе сейчас считается нормой, может оказаться грехом, несовместимым с высоким званием христианина. Вспомним отрезвляющие слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).

Существуют часто повторяемые людьми ошибки при прохождении исповеди. Например, следует помнить, что отпущенные ранее грехи прощены, и в них каяться не нужно, если конечно человек не совершил их вновь. Рассказывая о грехах, не следует сваливать свою вину на других, тем более называя их имена. Человек стоит перед лицом Господа, исповедуясь Тому, Кто и так знает все его деяния, а священник является только свидетелем, поэтому исповедник должен просить прощения у Христа, а не выгораживать себя, как мы привыкли делать в миру. Исповедь не должна превратиться в обычную житейскую беседу, когда человек начинает восхвалять себя, осуждать других, жаловаться на свои беды и неудачи. Если вы даете священнику читать список грехов, то он должен быть написан разборчивым почерком, и после таинства этот список нужно уничтожить. Конечно, следует учитывать количество исповедников, не занимая все время пастыря. Отпущение грехов на исповеди – это не конец, а начало борьбы за возможность пребывать в общении с Богом, а борьба эта – длиною в жизнь.

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск