О первых строках Евангельской истории

О первых строках Евангельской истории Читаем писание

Сердцевина христианского учения – Евангелие – начинается с пролога. Каждый из четырех текстов Евангелия содержит в себе несколько вводных строк. Так, самый короткий пролог – в Евангелии от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1), он предваряет рассказ о связи Мессии с иудейским родом, с родом Давида царя, с человечеством, в конце концов. Марк более пространен: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:1–3). А вот так начинается Евангелие от Луки: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1–4). И совсем уж иное, пространное начало Евангелия у Иоанна, но об этом стоит рассказать отдельно. А пока разберем принципиальные места трех первых Евангельских текстов.

Кажется важным сказать о том отношении, которое сложилось у нас к самому имени Иисус Христос (так называют Спасителя Матфей и Марк, а Лука и Иоанн называют Его Словом). Ввиду того, что мы привыкли к тому, что у всех нас есть имя и фамилия, как, например, Валерий Петров или Татьяна Иванова, то и Иисус Христос мы воспринимаем примерно так же: Иисус – как имя, а Христос – как фамилию. На самом же деле Иисус – это имя, а Христос – означает Мессия. Имя Иисус образовано от еврейского Иешуа, что означает «Бог Спаситель», а Христос – это перевод еврейского слова Машиах, или Помазанный, Помазанник. Иисус есть Мессия или Помазанник, а значит, он в понимании евреев несет служение царя, пророка и первосвященника, ведь именно их помазывали миром, хотя это и было лишь внешним проявлением или фиксацией того факта, что Бог призвал их к особому служению.

Всякий раз, когда мы произносим имя Иисус Христос, мы исповедуем, что рожденный в Назарете Иисус есть Мессия. Это своего рода короткий символ нашей веры и вместе с тем достаточно глубокое богословское суждение. Когда человек был сотворен Богом, то он был призван к тому, чтобы стать царем над миром. Именно человек был поставлен во главу всего творения Божия, и, более того, ему дано было прозревать самую суть сотворенных вещей, что в Писании выражено в пассаже о том, как Бог приводит животных к Адаму и последний дает всем имена. Кроме того, человек имел возможность прямого, непосредственного общения с Богом, что можно назвать положением пророка, ибо человеку были ведомы тайны Божии, ну и, наконец, человек был должен привести весь сотворенный мир через соприкосновение с ним к Богу. Как мы знаем, к сожалению, человек пал, а все мироустройство было перевернуто. И не природа оказалась под властью человека, а человек вынужден в труде добывать свой хлеб. Господь наш Иисус Мессия, или более привычно Христос, Своим подвигом восстанавливает человеческое достоинство во всех этих служениях. Он – Царь (повелевает силами природы, например), Он – пророк (ибо Он передает «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:15), и Он – Первосвященник (приносит крестную жертву за все человечество). За этими формулировками догматики стоит жизнь и дело Богочеловека Иисуса, единое дело всей Его земной жизни – спасительный подвиг. Также Иисус Христос называется Словом, как мы видим это в прологе Луки или увидим у Иоанна. Авторы хотят связать личность Иисуса Христа с творческим Словом Бога, благодаря которому весь этот мир произошел, был призван к бытию.

Ну и немаловажным является у Марка упоминание об Иоанне Крестителе, а именно о нем идет речь, когда евангелист цитирует слова одного из пророков «прямыми сделайте стези Ему». Таким образом, начало благовестию Христа полагает тот, о предваряющем Мессию пришествии которого знал весь Ветхий Завет. Он – Иоанн Предтеча – и стал этим самым Илией, который придет до Мессии и обличит живущий во грехе мир. Вся его жизнь полна чудес, о которых также повествует Евангелие, его жизнь – проповедь покаяния и очищения всего народа, сама жизнь святого – неизменный пример благочестия и веры в Господа. Таким образом, Евангелие – обращенное к нам Слово Божие, обращенное сквозь века в примерах праведной жизни, исполненных пророчеств, откровений Самого Бога, достигающее сердец наших, но только если наши сердца готовы это Слово воспринять. Как подготовить сердце? Молитвой. Святитель Иоанн Златоуст молился так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое, и уразуметь его, и исполнить волю Твою». Пусть эта молитва будет и нам с вами образом и примером обращения ко Господу.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Рейтинг статьи
Православный Симбирск