Защитница от бед

Владимирская икона Божией Матери Школа православия

Владимирская икона Божией Матери – одна из великих святынь России. Этот образ является самым ранним из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Исследователи датируют его XI – первой половиной XII века. Владимирская икона была написана константинопольским мастером в лучших традициях византийского искусства. Предание, относящееся к XV веку, сообщает, что она была написана апостолом Лукой, автором третьего Евангелия и книги Деяний апостольских. Считается, что евангелист имел хорошее образование, был врачом и первым иконописцем. Однако нужно иметь в виду, что, несмотря на то, что в Русской Церкви есть несколько десятков образов, которые приписываются святому Луке, на самом деле, ни один из них до нас не дошел. Мы сейчас видим лишь списки со списков икон, написанных евангелистом.

В настоящее время образ Владимирской Пресвятой Богородицы хранится в храме во имя святителя Николая в Толмачах (Москва, Государственная Третьяковская Галерея).

История почитания Владимирской иконы Богоматери, хорошо отраженная в летописях и сказаниях, отличается тесной связью с важными событиями в жизни Российского государства. Церковь чтит следующие дни, ознаменованные помощью этого чудотворного образа: 3 июня – память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля – в честь спасения Москвы от нашествия хана Ахмета в 1480 году, 8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, установленное в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

История

Владимирская икона Божией Матери была привезена на Русь из Византии в дар, как предполагают, киевскому князю Мстилаву Изяславичу. Икона оказалась в женском Вышгородском монастыре (15 км от Киева), который с 1155 года стал относиться к владениям князя Андрея Юрьевича, прозванного Боголюбским. Некоторое время икона находилась в резиденции князя в Боголюбове, а затем, после постройки нового Успенского собора во Владимире-на-Клязьме, была перенесена туда, став первым чудотворным образом на Владимиро-Суздальской земле. По сказаниям, Сама Пречистая повелела князю оставить Свой образ во Владимире – с этого времени Ее икона получила название «Владимирская».

В 1164 году святыня сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар, которые были разбиты. В 1185 году во Владимире произошел большой пожар, в результате которого в городе сгорели многие церкви, в частности Успенский собор. Чудотворная икона Царицы Небесной была вынесена из храма и не пострадала от огня. При нападении на Владимир хана Батыя в 1238 году с нее были содраны драгоценные украшения.

В 1395 году, когда к Москве приближались войска Тамерлана, великий князь Василий I Димитриевич, зная, что русские войска ослаблены Куликовской битвой и нашествием хана Тохтамыша, велел принести чудотворную икону из Владимира в Москву для всенародной молитвы. Этот день отмечается 8 сентября как Сретение (встреча) Владимирской иконы Богородицы. Тамерлан неожиданно увел свои войска, повернув в степи. По преданию, Пречистая явилась военачальнику во сне, после чего Тамерлан отступил, не дав боя. На месте встречи иконы был основан известный Сретенский монастырь. Пресвятая Богородица и дальше защищала русские земли, в честь чего установлены две другие памятные даты – 3 июня и 6 июля.

Владимирская икона была окончательно перенесена из Владимира в Москву в 1480 году – в год освобождения Руси от монголо-татарского ига – и помещена в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Белавин).

С 1930 года образ Владимирской Богоматери находится в Государственной Третьяковской галерее, с 1999-го в храме-музее при Третьяковской галерее в честь святителя Николая в Толмачах.

Иконография

Владимирский образ относится к иконографическому типу «Умиление», характерной чертой которого является изображение Младенца Христа сидящим на правой руке Богородицы и обнимающим Ее за шею так, что Его щека оказывается вплотную прижатой к Материнскому лицу. Мы видим, как из-под плата на голове Девы Марии выглядывает рука Спасителя. Внизу иконы видна Его левая ступня – это отличительная черта Владимирской иконы. Композиция написана на золотом фоне, символизирующем Божественный свет. Хотя святыню несколько раз обновляли и реставрировали, лики Спасителя и Богоматери сохранились в первоначальном виде.

С Владимирским образом часто совершали крестные ходы, поэтому на обратной стороне иконы тоже есть изображение, на которое могли смотреть верующие во время шествия. Этот образ называется «Престол уготованный». Престол, покрытый красной тканью, приготовлен для Спасителя, Который во время Своего славного и страшного Второго Пришествия будет судить живых и мертвых. На нем лежит Евангелие в золотом окладе, гвозди и терновый венец – орудия мучений Христа. На Евангелии сидит белый голубь – символ Святого Духа. За престолом помещено Распятие, по сторонам которого стоят копье, пробившее ребро Спасителя, и трость с губкой, которой Христу предлагали утолить жажду.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Храмы

В Симбирской митрополии есть несколько храмов, посвященных Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. В Симбирской епархии – в селе Поповка Майнского района, в Барышской епархии – в селе Никулино Николаевского района, а также в июне 2020 года в селе Русская Хомутерь Базарносызганского района был освящен закладной камень и первый венец строящейся церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Диакон Димитрий Трофимов

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:  / о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих // и спасет души наша, яко Милосерд.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Списки

Первые дошедшие до нас русские иконы типа «Умиление», в которых отразились некоторые черты Владимирской иконы, датируются XIII веком. К ним относятся: Феодоровская и Белозерская  иконы Божией Матери и близкий к ним по иконографии образ «Умиление» («Страстная») из Димитриевского монастыря города Кашина.

На всех трех иконах ноги Младенца Христа закрыты гиматием только до колен; на двух последних имеются изображения ангелов. Их создатели знали чудотворный Владимирский образ, но художественные особенности двух последних икон более связаны с древним Ростовом, чем с Владимиром.

Первые точные копии-списки с изображением Владимирской иконы появились после 1395 года.

Рейтинг статьи
Православный Симбирск