О ЧЕМ МОЛЧИТ ВЕЛИКАЯ СУББОТА?

Школа православия

В последние дни Страстной седмицы в душе возникают особые чувства. Мы посещаем богослужения и с болью в сердце, искренне сострадаем Спасителю. Вынесли плащаницу. Царь Славы пребывает во Гробе. На чем сосредоточены наши мысли в ожидании Воскресения Христа? О тайне Великой Субботы − наш разговор с настоятелем Духосошественского храма Ульяновска иереем Владимиром Маняковым.

− Отец Владимир, последний день перед Пасхой – какой он?

− Он наполнен благодатной тишиной. Вспомните: когда умирает человек, дни до похорон – это сплошная суета. Как только мы похороним усопшего, возникает чувство значимости произошедшего события. Подобное чувство рождается в душе и в Великую Субботу.
Наше сопереживание событиям Страстной Седмицы достигает кульминации в Великую Пятницу, когда совершается погребение плащаницы. Весь мир будто замирает в молчании. Солнце померкло, луна скрыла свой свет, земля затрепетала.
Мы знаем, что дальше нас ждет великая радость − Христос воскреснет! Для верующего важно осознать: Господь завершил Свою миссию на земле. Но Он не закончил служение людям: Спаситель проповедует в аду узникам преисподней, отворяет райские двери праведникам и благоразумному разбойнику.

− В чем особенность богослужений Великой Субботы?

− Суть богослужений этого дня раскрывает евангельский отрывок, который звучит на Литургии. Один раз в год читается сто пятнадцатое зачало Евангелия от Матфея, благовествующее об ангеле, сшедшем с небес и открывшем мироносицам тайну Воскресения Христа. В афонской традиции эта служба носит название «первого Воскресения». Служащие иеромонахи рассыпают по храму свежие лавровые листья со словами: «Счастливой Пасхи!» В континентальной Греции в этот день прямо во время службы пытаются воссоздать шум землетрясения. В русской же традиции основное внешнее богослужебное действие − это переоблачение священнослужителей перед чтением Евангелия из темных постных риз в белые праздничные.

− Почему закрепилось именно переоблачение?

− Это связано с древней традицией Крещения оглашенных именно в Великую Субботу. Весь пост будущие христиане посещали богослужения, во время которых епископ совершал «оглашение» − проводил беседы о догматическом и нравственном учении Церкви.
В Великую Субботу на Литургии после мирной ектении епископ уходил в баптистерий (специальное отдельное помещение для Крещения) и погружал в купель оглашенных. Чтобы оставшиеся в храме верующие не пребывали в праздности, священнослужители читали отрывки из Ветхого Завета, соответствующие по содержанию смыслу дня. Сейчас мы тоже слышим эти отрывки на богослужении – 15 паремий на Литургии Великой Субботы.
После погружения новообращенные христиане в белых одеждах со свечами в руках входили в храм. Поэтому и возникла традиция переоблачения.

− Почему Крещение было приурочено именно к Великой Субботе?

− Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тексту Послания апостола Павла к Римлянам, который читается и во время каждого таинства Крещения, и за Литургией в Великую Субботу: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Крещенская купель – это образ Гроба Господня, троекратно погружаясь в который мы спогребаемся Спасителю и воскресаем вместе с Ним.

− Какие службы отражают события Великой Субботы?

− Так как сутки в ветхозаветном понимании начинаются с вечера, так и в церковной традиции первое богослужение нового дня – вечерня. Поэтому открывает службы Великой Субботы вечерня с Чином выноса плащаницы (совершается в Великую Пятницу после обеда). Он символизирует снятие бездыханного тела Спасителя с Креста. Затем служится малое повечерие с каноном «О Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Мы соучаствуем оплакиванию Божественного Сына Его Пречистой Матерью. В пятницу вечером совершается утреня Великой Субботы с Чином погребения плащаницы. Эта служба является воспоминанием о приготовлении тела Христова к погребению с пением семнадцатой кафизмы. В субботу утром служится вечерня, соединенная с Литургией Василия Великого.

− В богослужении обсуждаемого дня часто упоминается Иосиф Аримафейский. Почему?

− Потому что Иосиф Аримафейский − это одна из ключевых, хотя и малозаметных фигур Великой Субботы. Будучи членом синедриона, фарисеем, он, несмотря на свой статус, совершает подвиг исповедничества − дерзает похоронить Спасителя накануне иудейской Пасхи. Нужно понимать, что в иудаизме и по сей день прикоснувшийся к умершему считается оскверненным и не может участвовать в религиозных обрядах в течение определенного времени. Если смерть произошла насильственным путем, тем более от рук язычников, то и погибший, и его похоронивший отлучались на время от религиозной общины. Почивший не мог быть погребен в могиле с предками, а хоронивший должен был пройти обряд очищения. Иосиф, будучи верующим человеком, для которого самый главный праздника в году − Пасха, не мог этого не знать. Жертвуя своими религиозными чувствами и установками, он все же совершает погребение Христа.

− Иосиф показал пример живой веры и исповедничества. Как современному христианину выразить свою веру в преддверии Пасхи?

− Большинство наших соотечественников связывают Воскресение Христово с генеральной уборкой дома, куличами и творожными пасхами. Верующий же должен поставить эту суету на второе место, вспоминая слова Спасителя: «..не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк. 12:22). Конец Страстной седмицы – это время молитвы и сугубого поста. Богослужения этих дней уникальны − они совершаются лишь один раз в году. Мы духовно переносимся на две тысячи лет назад в святой град Иерусалим и сопереживаем событиям, изменившим ход человеческой истории.
Важно посетить все эти службы, по возможности причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и в сам день Пасхи. Исповедуясь в Четверг, вы можете попросить у священника благословение на Причастие в остальные дни Страстной без Исповеди.

− Если Христос победил смерть и ад, почему так часто торжествует зло?

− Потому что Господь не противится человеческой свободе. Зло совершает не Он, а сам человек. Бог не есть источник зла. Все, что сотворил Отец Небесный, «добро есть». Поэтому ответственность за все плохое в мире – на человеке.
Спасение возможно только во Христе, в соблюдении Его заповедей, в следовании путем любви, к которому все мы и призываемся.

Беседовала Ирина КАТКОВА

Рейтинг статьи
Православный Симбирск