«КУЛЬТУРА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ БОГА»

Гость номера

Почему философия и культура не могут существовать без веры? Где искать баланс простоты и мудрости в жизни? Почему произведения Достоевского можно изучать бесконечно? На эти и другие вопросы ответил Никита Кириллович Сюндюков, философ, старший преподаватель Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы.

– Никита Кириллович, однажды Вы сказали, что философ – это прежде всего человек, который стремится к Богу. Что пришло в Вашу жизнь раньше – вера или философия?

– Безусловно, вера. Причем не только у меня! Все самое главное в нашей жизни начинается с веры. Даже будучи ребенком, я неосознанно ощущал незримое присутствие Бога. Аристотель сказал, что философия начинается с удивления. А чему можно по-настоящему и бесконечно удивляться, как не бытию Бога в нашей жизни?

Есть такое мнение среди верующих, что культура, философия – это что-то неважное, временами даже вредное, мешающее идти за Богом в жизни. Что Вы думаете об этом?

– Мне кажется, что подобная категоричность более близка протестантизму, нежели Православию. Пример Христа, безусловно, самое дорогое, что у нас есть, а Евангелие – книга всех книг. Но правильно ли будет искать и находить Христа только в этом? Христос, Его Личность – шире Евангелия. О Боге нам может говорить все, что несет в себе свет Его учения, отражает Его. А это может быть и литературное произведение, и простое человеческое общение. Для меня философия – один из способов познания Христа.

– Вы активно занимаетесь исследованием творчества Достоевского. Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с его произведениями?

– Мое близкое знакомство с книгами Федора Михайловича состоялось на первом курсе института, когда я прочитал роман «Братья Карамазовы». До этого я, конечно же, читал «Преступление и наказание» в рамках школьной программы, но «Братья Карамазовы» совершили переворот в моем еще юном сознании.

– За все это время, что Вы читаете лекции, наверняка не раз перечитывали произведения этого автора. Не кажется ли Вам, что все аспекты уже рассмотрены, а акценты расставлены?

– Говорят, что главная цель гения – сделать свой конечный и ограниченный во времени труд бесконечным. Я думаю, что у Достоевского это получилось. Потому что в разные эпохи разными людьми – сколько бы раз ни перечитывались его произведения – эта бесконечность ощущается. Мне кажется, что Достоевский не только писатель: он сформировал своим творчеством особое учение. Например, есть марксизм, есть дарвинизм, а основываясь на творчестве Федора Михайловича, можно вывести условный «достоевизм». Поскольку это не просто литература, а целая система ценностей.

– Как Вы полагаете, под силу ли школьникам понять такого автора? В каком возрасте лучше читать Федора Михайловича?

– Сейчас кто-то действительно считает, что читать Достоевского в школе рано: мол, зачем тратить на это время, если не удается понять глубину, заложенный смысл. Я так не думаю. Более того, насколько я знаю, в школьную программу сейчас входят два произведения писателя: в 5-м или 6-м классе читают «Мальчик у Христа на елке», а в 9-м или 10-м – «Преступление и наказание». Я бы добавил в программу еще «Белые ночи» и «Бедные люди». Если не поймут, это совсем не страшно. Достаточно вспомнить, что и при первом прочтении Евангелия для нас очень и очень многое остается непонятным, но мы перечитываем его снова и снова. Другое дело, что крайне важно не просто прочитать текст в рамках школьного урока, а найти время для размышлений. И здесь уже задача учителя – подвигнуть к размышлению, вдохновить на самостоятельное осмысление.

– Нередко даже от людей, любящих читать, можно услышать что-то вроде: «Если Достоевского читать – в депрессию впадешь. Учитывая наши реалии, лучше читать что-то для поднятия настроения». Есть ли категория людей, которой действительно лучше не читать Достоевского, чтобы сохранить душевное равновесие, спокойствие?

– Наверное, есть, но мне сразу вспоминается Татьяна Александровна Касаткина, известный исследователь творчества Федора Михайловича. Она говорит, что Достоевский – писатель трансформации. То есть нельзя прочитать его произведения и не измениться внутренне. Сейчас люди часто бегут от неприглядности, боли, чего-то гнетущего, грустного, заставляющего всерьез подумать над вечными вопросами, которые Достоевский называл проклятыми. Но если человек хочет меняться, расти, мыслить, то ему придется пройти через эту трансформацию, которая может быть болезненной. И так во всем, а не только в литературе. Если хочешь расти над собой, приближаться к свету, а не ходить в вечно коротких штанишках, то придется приложить усилия, пройти через боль.

– Никита Кириллович, как Вы думаете, какую роль играет культура в жизни современного человека?

– У нас принято говорить, что культурный человек на голову выше всех остальных, но это не так. Если культура замкнется в себе самой, то она потеряется в иллюзиях. Культура невозможна без Бога. Если разорвать эту связь, то ничего хорошего не выйдет. Если в культуре не останется места для Бога, то она быстро превратится в идолопоклонство.

Беседовала Ксения Хайсанова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск