Школа православия

ОТ ПАСХИ ЗЕМНОЙ К ПАСХЕ НЕБЕСНОЙ

2 мая для православных христиан наступил долгожданный праздник – Светлое Христово Воскресение.

Совершая пасхальное торжество, Церковь исповедует победу Спасителя над грехом, адом и смертью, видимым знаком которой стало Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Это событие, по словам апостола Павла, легло в основу христианской веры и проповеди, с которой ученики Мессии обратились к языческим народам. Изначально в предельно сжатом виде апостольское благовестие звучало так: «Христос страдал, умер и воскрес». Именно поэтому день Святой Пасхи – это самый главный праздник в Православной Церкви.

Праздник имеет два названия. Первое – Воскресение Христово, а второе – Пасха. Откуда появилось второе название и что оно значит?

Ветхозаветная пасха

Самый важный праздник богоизбранного израильского народа, который до пришествия Христа хранил истинное богопочитание в окружении языческих племен, назывался пасхой. Он был посвящен освобождению израильтян от египетского рабства – важнейшему событию их истории. Бог через ряд чудесных вразумлений, так называемых «казней», добился того, что правитель Египта согласился отпустить евреев. Последняя, самая страшная и действенная выглядела так: после очередного отказа фараона в полночь умерли все первенцы египтян – от чада правителя до ребенка рабыни, а еврейские дети остались невредимы. После этого пророк и боговидец Моисей вывел еврейский народ из Египта по дну расступившегося Красного моря, однако египтяне все равно пожалели, что отпустили евреев и погнались за ними, но как только Моисей перевел людей на другой берег, волны моря сомкнулись, потопив войско фараона.

В двенадцатой главе книги Исход мы встречаем определение еврейской пасхи. Вечером перед поражением египетских первенцев еврейские семьи должны были заклать однолетнего агнца, взятого от овец или коз. Его кровью нужно было помазать косяки домов, мясо испечь на огне и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Господь повелел народу через Моисея и Аарона вкушать пасхального агнца так: «пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх. 12, 11-14).

В Библии слово «песах» – пасха, связано с глаголом «пасах», имеющим два значения: хромать или совершать ритуальный танец вокруг
приносимой жертвы. В переносном смысле – перепрыгнуть, пройти, щадить. Пасха – это прохождение Господа, поражавшего дома египтян, мимо израильских жилищ. Однако главный смысл праздника заключается именно в избавлении от рабства.

Как отмечалась ветхозаветная пасха?

Из двенадцатой главы книги Исход видно, что Бог заповедует еврейскому народу совершать праздник пасхи как установление вечное. Первая еврейская пасха была совершена в ночь с 14-го на 15-й день месяца нисан. В 10-й – глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока. 14 нисана при захождении солнца он закалывал животное, при помощи пучка иссопа мазал кровью косяки дверей, жарил мясо и в ночь на 15-е ел его вместе со своими домашними, дополняя пресным хлебом и горькими травами.

После переселения в Ханаан (Палестина) евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище, а вместо помазания косяков иудейский священник кропил кровью жертвенник.

Со временем сложился определенный ритуал празднования еврейской пасхи. Перед началом вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг праздничного стола, вливали вино в чашу, которую благословлял отец. Ее выпивали от старшего к младшему. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста, который описывал празднование первой пасхи и выход из Египта. Затем наливали вторую чашу, при этом глава семьи на вопрос сына о значении праздника цитировал книгу Исход. Далее пелись псалмы и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью, называвшуюся, «чашей благословения», и выпивал ее со всеми участниками ужина. Затем наливалась четвертая, и снова начинали петь псалмы. Глава семьи благословлял ее и вместе с присутствующими выпивал. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования пасхи.

Сразу вслед за ней начинался праздник опресноков, который длился семь дней. Свое название он получил от того, что в этот период разрешалось есть только пресный хлеб. Так вспоминалось поспешное бегство из Египта, когда народ не успел заквасить тесто. Вся закваска до начала праздника выносилась из жилища. В каждый из семи дней приносились особые жертвы. Первый и седьмой праздновались, как суббота, день покоя: со священным собранием и прекращением работы. 16 нисана Богу приносился первый сноп – начаток жатвы, до этого не разрешалось вкушать новый хлеб со своего поля. Праздник заканчивался священным собранием 21 нисана. Пасха и неделя опресноков считались единым целым. Второй праздник начинался с вкушения пасхального агнца, поэтому евангелист Марк называет время, в которое ели агнца, первым днем опресноков.

Тайная Вечеря и последняя ветхозаветная пасха

Православная традиция видит в ветхозаветной пасхе прообраз Голгофской жертвы Христа и бескровной Евхаристической жертвы. Закланный агнец свидетельствовал о пощаде, а совместная праздничная трапеза, за которой он вкушался, – об общении с Богом и друг с другом. В дни той еврейской пасхи, когда в Иерусалиме совершилось Распятие, Сам Христос, воплотившийся Творец мироздания, подобно непорочному агнцу, приносится в жертву за грехи мира, принимая оскорбления, побои и крестную смерть на Голгофе. Понимание Мессии как пасхального Агнца мы встречаем уже в самых ранних христианских текстах, каким, например, является Первое послание апостола Павла к Коринфянам: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Тайная Вечеря, которую Сын Божий совершил вместе с учениками накануне Своей смерти, была именно ветхозаветной пасхальной трапезой. Но Спаситель меняет ее смысл, превращая в трапезу Новой Пасхи. Благословляя хлеб и вино, Иисус установил таинство Евхаристии. Давая вкушать апостолом в таинстве Свои Тело и Кровь, Спаситель представляет Свою
смерть как пасхальное жертвоприношение, в котором Он – новый Агнец. Евхаристическая чаша, предложенная Христом после вечери, видимо, противопоставляется евангелистом Лукой четырем чашам иудейской пасхи. Таким образом, последняя ветхозаветная пасха была совершена Спасителем на Тайной Вечере, после чего была отменена.

Когда она состоялась? Евангелисты Матфей, Марк и Лука указывают, что последняя вечеря Христа с апостолами была пасхальной трапезой. Иудеи готовили агнца вечером 14 нисана. Но Евангелист Иоанн пишет, что Иисус принял смерть в тот день, когда иудеи заклали и вкушали пасхального агнца, то есть 14 нисана, следовательно, Его трапеза с учениками должна была состояться накануне. Это противоречие объясняется так. Во времена Христа, если эта дата выпадала на пятницу, то из-за закона субботнего покоя, который вступал в действие в пятницу вечером, заклание пасхального агнца переносилось на день раньше. Учитывая согласное свидетельство евангелистов, что Спаситель был распят в пятницу, а суббота была «великим днем», так как ей начиналась неделя опресноков, получается, что в год Страстей Христовых заклание агнца иудеи совершали в четверг 13 нисана. Иисус, идя на Крест, совершил и вкусил Пасху вечером этого дня.

Если мы посмотрим на события смерти и воскресения Спасителя, соотнося их с традициями празднования еврейской пасхи, то увидим интересную картину. День смерти Иисуса Христа совпадает с пятницей 14 нисана – традиционным днем заклания пасхальных агнцев. В субботу – пречистое тело Господа покоилось во гробе. 16 нисана, во второй день иудейской пасхи, когда в Иерусалимский храм вносили начаток жатвы, Мессия, первенец из умерших, воскрес их мертвых. Еще одна параллель, которую можно провести: пасхальному агнцу запрещалось ломать кости – Христу, повешенному на Кресте, не перебили ноги.

Христианская Пасха

Пасха – это самый ранний из всех христианских праздников. Он посвящен Воскресению Иисуса Христа из мертвых. Изначально христиане, жившие на востоке Римской империи, отмечали Пасху 14 нисана, в день крестной смерти Спасителя. Христиане из язычников, жившие преимущественно на западе империи, отмечали же Пасху всегда в воскресный день после полнолуния. В IV веке на Первом Вселенском Соборе, прошедшем в Никее, западная традиция празднования Пасхи были признана общецерковной. Собор постановил отмечать ее отдельно от иудейской и обязательно в день воскресный, следующий за полнолунием.

Первоначально Пасха была для христиан скорбно-радостным событием. Так, во II веке годовщины смерти и Воскресения Спасителя отмечались как два особых праздника: «Пасха распятия» и «Пасха воскресения». Первая была периодом скорби и строгого поста, длившегося с пятницы до утра воскресенья. Вторая начиналась Евхаристией.

Так как Агнец Божий является Новой Пасхой, христиане называли дни Его смерти и Воскресения «Пасхой». Однако древнейшие христианские авторы связывали это слово не с еврейским «пасах», а с греческим глаголом «пасхин» – «страдать», имея в виду подвиг, который совершил Господь ради нашего спасения. Около V века название стало употребляться исключительно для обозначения праздника Воскресения Христова, который отмечался в уже христианской империи все более торжественно. Специальный чин богослужения украшало обилие света от зажженных лампад и свеч. Правительство по случаю праздника могло амнистировать заключенных, богатые отпускали на свободу рабов и оказывали помощь бедным.

Песнопения, которые мы сейчас слышим за пасхальным богослужением, в основном принадлежат талантливому гимнографу преподобному Иоанну Дамаскину, который при их составлении пользовался творениями древних церковных авторов.

Неделя после дня Святой Пасхи называется Светлой седмицей. В это время богослужения совершаются при открытых царских вратах, свидетельствуя: Своим Воскресением Иисус Христос открыл людям путь на Небо. На Светлой седмице в знак радости Церкви, празднующей победу Спасителя над адом и смертью, принято звонить в колокола на протяжении всего дня. Пасхальное торжество продолжается сорок дней, до праздника Вознесения Господня, потому что именно столько времени Воскресший Христос пребывал на земле, посвящая апостолов в тайны Царствия Небесного.

На Пасхальной литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна, с первых строк открывающий нам Божество Иисуса Христа, Который еще до творения мира «согласился в будущем» стать Человеком, чтобы прийти, пострадать и спасти людей. Существует интересная практика, когда за богослужением этот отрывок читается на разных языках – в знак того, что благая весть обращена ко всем народам Земли.

На Пасху принято дарить друг другу красные яйца. Откуда появился этот обычай, и что символизирует такой подарок? Церковное предание приписывает начало обычая святой Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе!» Он ответил, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не можеть стать красным. И тут в руках святой Марии оно само собой окрасилось в красный цвет. Яйцо служит символом гроба Христова, внутри которого воссияла нетленная жизнь. Красный цвет указывает на то, что Иисус Христос победил смерть, пролив Свою пречистую кровь.

Еще одним обязательным атрибутом праздника является пасхальный кулич. Что он означает? Кулич – это народный, домашний вариант церковного артоса. А он, в свою очередь, напоминает о невидимо присутствующем в обществе христиан после воскресения Спасителе. Сама традиция родилась из-за того, что апостолы во время общей трапезы откладывали один хлеб для Воскресшего Господа.

Смысл Воскресения Христа

Смысл Пасхи прекрасно выражен в традиционной византийской иконе Воскресения, на которой изображен Христос, попирающий врата ада и возводящий вновь к жизни Адама и Еву. Образ показывает спасительное значение смерти Христовой: Бог вторгается во владения диавола и разрушает узы его власти, наложенные на человечество. Это стало возможно благодаря тому, что смерть вкусил Сам вочеловечившийся Господь. Получая человеческую душу Христа, ад принял и Его Божество, соединенное с ней. Образно говоря, когда смерть проглотила Источник Жизни, она будто взорвалась изнутри жизнью. Ад оказался не в силах удержать Господа.

После Воскресения Христова смерть перестала управлять человеком. Она превратилась в сон: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Победа Спасителя над ней освобождает человека от страха небытия, а значит, и от рабства греху, которое основано на инстинкте самосохранения. Этот порочный круг (страх физической смерти ведет ко греху, а он – к смерти) был разорван Пасхой.

В связи с победой Христа над смертью святитель Григорий Нисский подчеркивает всеобщность будущего воскресения: «Как начало смерти имело свое восстание в одном лице и прошло последовательно через всю человеческую природу, так и начало Воскресения распространяется с одного лица на все человечество». И хотя воскреснут все люди, но войти в Небесное Царство и получить блаженную жизнь в Творце смогут только те, кто стремится к этому и ведет соответствующую нравственную жизнь. Человека нельзя насильно загнать в Царствие Божие.

Иисус принес не новое философское учение, не чудодейственные рецепты по переустройству общества, чтобы построить рай на земле. Царство Христово не от мира сего. Он дал возможность преображения ветхой жизни в новую, благодатную. Бог вернул падшим и парализованным грехами людям Самого Себя! Отныне ничто не препятствует быть причастным Создателю и участвовать в блаженной Божественной жизни. Грех и смерть преодолеваются теперь в Церкви «жизнью во Христе», иными словами, через таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии человек добровольно становится членом воскресшего Тела Христова, и его питает животворная Кровь Спасителя. Об этом – пасхальная радость Церкви!

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск