Как получить награду от Бога?

Школа православия

17 сентября Церковь чтит память пророка и законодателя Моисея. Легендарная личность, о которой слышал каждый человек, вне зависимости от вероисповедания. Пророк-освободитель вывел израильтян из Египта, где они находились в рабстве. Господь доверил ему передать людям десять заповедей – нравственные ориентиры, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ни себе, ни ближнему.

Спустя много веков воплотившийся Господь Иисус Христос дал нам евангельский закон. Он не отменяет предыдущий, а дополняет его, возводя на новый, более высокий духовный уровень. Десять ветхозаветных заповедей учат христиан, чего следует избегать, а девять новозаветных – к чему стремиться, чтобы получить в награду блаженное бытие в благодати Божией. 

Декалог (Десять заповедей) 

1. Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Здесь Господь указывает на Самого Себя, говоря человеку, Кто есть единственный истинный Бог. 

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Заповедь запрещает любую форму идолопоклонства, обожествление и поклонение сотворенным вещам. Современные идолы – это уже не статуи языческих божеств на капище. Поэтому, прежде всего, человеку нужно остерегаться обожествления своих страстей (сребролюбия, блуда, чревоугодия, гордости) и служения им. 

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. К имени Божиему необходимо относиться с благоговением. Его нельзя употреблять в клятвах и шутках, смеяться над ним. Ведь любовь не допускает злых насмешек над любимым. Святые также призывают к максимальной осознанности и собранности на молитве, чтобы избежать механического чтения текста. 

4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя – Господу, Богу твоему. Согласно библейскому повествованию, Бог сотворил мир за шесть дней, а в седьмой почил от Своих дел. В память об этом человеку заповедуется такой же ритм труда/отдыха – субботний день в ветхозаветном израильском обществе следовало освобождать от дел и посвящать Богу. Христианская Церковь унаследовала почтение к субботнему дню, что видно из ее богослужебного устава, но празднуется особенно день воскресный как день победы Спасителя над смертью, а также как восьмой день – символ будущей вечной жизни. В воскресенье православные христиане стараются посетить богослужение в храме Божием. 

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. Человеку заповедуется с почтением относиться к родителям, прислушиваться к ним, помогать и защищать, заботиться о них в старости. В более широком смысле под родителями здесь следует понимать всех, кто исполняет по отношению к нам их функции – священнослужителей, воспитателей, учителей. 

6. Не убивай. Закон Божий запрещает убийство человека. Однако «не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством, когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество», – так учит «Православный Катехизис» святителя Филарета Московского. Самоубийство Церковь рассматривает как частный случай убийства. 

7. Не прелюбодействуй. Человек не должен нарушать верность в браке: такой поступок в духовном и психологическом плане разрушителен. Эта заповедь предостерегает и от греха блуда, то есть вступления в супружеские отношения до брака. 

8. Не кради. Восьмая заповедь запрещает воровство и присвоение себе чужого имущества. Под ним понимается не только движимое и недвижимое, но и здоровье другого, его время. 

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Здесь запрещается обман, клевета, ложь. 

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Последняя заповедь направлена против страсти зависти. Моисей получил от Бога две каменные скрижали, на каждой из которых были высечены заповеди. На одной помещались первые четыре заповеди, на другой – оставшиеся шесть. Такая группировка соответствует обязанностям человека по отношению к Богу и к ближнему.

Когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь большая в законе, Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40). 

То есть, по сути, Господь просто высказал принцип, по которому были распределены на две группы заповеди в скрижалях. 

Заповеди блаженства

В краткой форме они излагают евангельское учение. 

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Речь идет о христианской добродетели смиренномудрия, то есть осознания человеком своего настоящего уровня развития как в области духовной жизни, так и в любой другой сфере. Человек не автономное существо – ему всегда необходима помощь Божия и окружающих. 

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Христианин призван сокрушаться о своих грехах, а не радоваться им. Такое душевное устроение полагает надежное основание для стяжания человеком смирения и неприязни к порокам, отнимающим благодать от сердца. Такое внутреннее делание приводит в душу мир и возвращает благодать. Отчаяние при этом считается духовно нездоровым состоянием, поэтому необходимо всегда помнить, что Бог милостив к человеку и прощает его в случае искреннего раскаяния. 

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость – это расположение духа, при котором человек стремится никого не раздражать и ничем не раздражаться. Этой добродетели противны ропот на Бога, на людей, на обстоятельства, гнев и превозношение. 

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Счастлив тот, кто желает, как голодный пищи и жаждущий воды, спасения через Господа Иисуса Христа. Речь идет о желании быть причастным благодати Божией и находиться в состоянии богообщения. Те, кто упорно стремится к этому в Церкви Христовой, получит желанное. 

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Дела милости могут быть разнообразны. Фактически, речь идет о помощи человеку как материальной, так и духовной: вещами, едой, деньгами, молитвой, советом, предостережением от опасности, которую неопытный человек может не увидеть. 

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Святитель Филарет Московский говорил, что «чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нем память о Господе Боге Иисусе Христе». Такому сердцу Он открывает Свои намерения и дарует премудрость. 

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Миротворец – это человек, который стремится сохранить мир в отношениях: он открыт к диалогу, изгоняет из своего сердца всякую вражду, препятствующую примирению, выступает посредником между враждующими, способствуя водворению между ними мира. Христос воплотился, чтобы спасти человека (примирить его с Богом), поэтому действия миротворца подобны служению Спасителя. 

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Господь уготовал Царство Небесное в награду тем, кто претерпевает гонения за истину. 

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Христианин должен твердо стоять на пути спасения, несмотря на гонения и возникающие препятствия. Это могут быть как искушения греховными привязанностями, с которыми человек должен порвать, так и нравственные и физические пытки, которыми враги Христовы пытаются принудить христианина к отречению от своего упования. 

Если десять заповедей пресекают грех как внешний поступок (хотя десятая заповедь говорит и о греховных желаниях), то заповеди блаженства направлены на преображение внутреннего мира человека. Для этого необходим труд над собой, а наградой Христос называет блаженство. 

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск