ВЕЛИКИЙ ПОСТ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Школа православия

Православный мир ступил на длинную тропу, ведущую к Светлому Христову Воскресению. Название ее – Великий пост. Кто-то из верующих идет этой тропой уже не первый год, другие соблюдали пост и ранее – но не вполне серьезно. А некоторые люди решились впервые пройти путь святой Четыредесятницы. В этой статье «ПС» ответит на вопросы не только начинающих поститься, но и тех, кто имеет в этом опыт.

Как появился Великий пост?

Современный вид Великий пост приобрел постепенно. Христианское предание относит его установление к самим апостолам, которые ежегодно готовили себя ко дню памяти смерти Христовой. Изначально Пасха понималась как печально-радостный праздник, состоящий из двух слагаемых, – «Пасхи страданий Господних» и «Пасхи Воскресения Христова». Во II-III веках в разных местах предпасхальный пост имел разную продолжительность: 24 часа, 40 часов или целую седмицу. С одной стороны, пост подготавливал к Пасхе, а с другой – являлся попыткой подражать описанному в Евангелии сорокадневному посту Спасителя в пустыне. Так, например, сорокачасовой пост предполагал полное воздержание от пищи.
Известно, что уже на рубеже III-IV веков в Александрийской Церкви, второй на тот момент по значимости Поместной Церкви после Римской, существовал сорокадневный пост, установленный, вероятно, в память послекрещального поста Спасителя. Позже этот пост перестал связываться с Богоявлением (Крещением) и был отнесен к Пасхе. Увеличение продолжительности Великого поста связывают со слиянием двух постов – предпасхального и предкрещального. Дело в том, что к III веку в Церкви широко распространилась практика совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а принятие таинства предполагало подготовку в виде поста.
К началу V века сорокадневный пост был принят в Церкви уже повсеместно, став неотъемлемой частью церковной традиции.

В чем смысл поста?

Пост предполагает ограничение телесных удовольствий и душевных развлечений ради Христа. Соблюдая великопостные установления, человек стремится быть верным Богу и показывает послушание Церкви. Однако преподобный Серафим Саровский говорил, что пост сам по себе не является целью для христианина. Он лишь средство для приобретения благодати Духа Святого. Это важно помнить! Христианский пост – это всегда педагогическое средство, призванное воспитать душу. Неслучайно в начале Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Благодаря посту у человека должна окрепнуть сила воли для борьбы со грехом. Причем по всем фронтам: узда накладывается на речь, гнев, телесные желания, ограничиваются развлечения. Человек стремится к святости, очищая свое сердце от того, что противно Господу, и через активное покаянное делание он становится способным принять благодать Божию. Многие люди, желающие войти в православную традицию, начинают с соблюдения поста, но, к сожалению, они часто видят лишь верхушку айсберга – ограничение в пище. Его громадная «подводная» часть – посещение богослужений, молитва, покаяние, ограничение греховных устремлений – им не видна.

Как детям соблюдать Великий пост?

Внутренний мир ребенка и детский организм значительно отличаются от взрослого. Поэтому и детский пост не такой, как у родителей. От детей еще нельзя требовать осознанной духовной жизни. Скорее речь может идти о некоторых тщательно продуманных элементах поста, преимущественно внешних ограничениях, которые осторожно вводятся в жизнь ребенка с учетом его возраста. У детей нужно сформировать понимание того, что пост – это движение ко Христу и желание с радостью в нем участвовать.
Детский пост всегда проходит в атмосфере поста семьи. Дети смотрят на родителей, как на пример. Если пост в семье лишь формальность, то ребенок почувствует ложь и разочаруется. Хотя все члены семьи не могут поститься одинаково, общее настроение дома должно говорить, что сейчас идет пост. Например, вечерами можно вместе читать молитву преподобного Ефрема Сирина. Важно не просто лишить ребенка привычных развлечений (телевизора, телефона, компьютера), но дать взамен что-то другое, полезное и интересное ему. Можно читать книги, смотреть содержательные фильмы, посещать выставки. Все, что воспитывает душу ребенка. Конечно, нужно детей и к храму приучать, но постепенно, дозированно. Сначала привести во внебогослужебное время, затем на службу. Причем не обязательно заставлять его выстаивать все длинное великопостное богослужение целиком: храм не должен ассоциироваться у ребенка с мукой и наказанием.
Чтобы этого избежать, самим родителям нужно не только любить храм, но и понимать возрастные особенности ребенка. 
При определении меры детского пищевого поста следует учитывать, что ребенок развивается, поэтому, в любом случае, ему необходимо хорошо питаться, получая все требуемые для строительства организма элементы. Присутствие молочных продуктов в период поста допустимо, а при болезни – мясных блюд, супов. В школе, опять же, пусть дети питаются полноценно – едят все в предлагаемом меню. В духовных семинариях, где учатся уже достаточно взрослые крепкие ребята, учитываются учебные нагрузки – Великим постом благословляется есть рыбу.
Бездумное автоматическое перенесение норм взрослого поста на ребенка может привести к нарушениям в его развитии и навсегда оттолкнуть от Церкви.

Нужно ли Великим постом при покупке читать состав продуктов (хлеба, печенья), ведь там могут оказаться ингредиенты животного происхождения?

Внимание человека не может быть в двух местах одновременно! Существует реальная опасность, что в подобной дотошности потонут все благие цели поста, а человек рискует стать героем высказывания Спасителя: «горе вам, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие». Такая чрезмерная осторожность не требуется, но и не запрещается, конечно. Есть классические непостные макрообъекты: яйца, молоко, рыба, мясо, творог, сыр. В магазинах их легко опознать по внешнему виду. В любом случае, главное – не оставлять христианские добродетели: веру, надежду и любовь.

Действительно ли постом нельзя смотреть телевизор, пользоваться интернетом, ходить в кино или театр?

Постом мы, в частности, учимся противодействовать своим страстям (зависимостям), поэтому если вы поняли, что зависимы от перечисленного, то следует, разумеется, отказаться от этого на период поста.
Другой вопрос, если зависимости нет. Ведь фильм фильму, передача передаче рознь. Даже постом можно периодически посещать серьезные театральные постановки, смотреть фильмы, которые побуждают думать, расширяют кругозор, говорят о каких-то явлениях с христианской точки зрения, а не просто развлекают и рассеивают мысль.

Почему Великим постом Божественная литургия совершается не каждый день?

В великопостные дни из богослужения уходит торжественность, так как пост является временем глубокой сосредоточенности и плача о грехах. Самой радостной и торжественной церковной службой, которая только есть в Церкви, является Божественная литургия, потому что на ней совершается величайшее таинство – Святая Евхаристия. Поэтому по будням Великим постом такая литургия не служится; она заменяется в среду и пятницу литургией Преждеосвященных Даров, то есть «неполной» литургией, во время которой можно принять заранее заготовленное Причастие, но само таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы здесь не происходит.
Полные литургии положено совершать  постом по субботам и воскресениям. Это свидетельствует о том почитании, которое Церковь воздает двум этим праздничным дням. Суббота – день, в который Создатель закончил творить мироздание, и четвертая заповедь Закона Божия, полученного пророком Моисеем на горе Синай, повелевает посвящать день субботний Богу. Воскресенье – это день восстания из мертвых Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, свидетельство Его победы над адом и смертью, а также этот день является символом будущего века – Небесного Царства, которое откроется во всей полноте после Страшного суда.

иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск