Святитель на Белой горе

Святыни митрополии

С давних пор в Симбирской губернии сложилось особое почитание святителя Николая Чудотворца. Из разных мест губернии и дальних уголков страны люди совершали паломничество в село Промзино-Городище (ныне р.п. Сурское Ульяновской области) для поклонения явленной иконе святого Николая.

Впервые об обстоятельствах обретения Промзинской иконы Николая Чудотворца указано в записках доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Ивановича Лепехина 22 августа 1768 года: «Село Промзино городище стоит на левом берегу реки Суры; а городищем прозывается по остаткам земляного вала: ибо издавна в сем месте бывало пограничное место с Кубанцами. Сколько тому лет, никто не запомнит, как некогда Кубанцы делали сильное нападение на сие местечко. Малое число жителей против многочисленной орды делали сильный отпор, и с посрамлением толпы своих неприятелей обратили в бегство. С сею победою сопряжена была и людская особливая набожность: ибо тогда у них при ключе на белой горе явился образ Николая Чудотворца, которому все единогласно победу над Кубанцами приписали, и в знак своей благодарности сему Святителю построили на том же месте изрядную часовню, к которой после и монастырь присовокуплен был».

Никола Промзинский. XIX в. Из собрания А.С. Гордеева. Сурское.

Когда могло произойти описываемое событие? Известно, что Промзино было основано в 1552 году во время похода Ивана Грозного на Казань. На Белой горе, сейчас известной как Никольская, располагался сторожевой дозор. «У подошвы этой горы и основано было городище Промзино, а лет через 50 после того на самой горе явилась чудотворная икона Святителя Николая» – отмечал член Симбирской губернской ученой архивной комиссии А.И. Соловьев.
Со временем у Белой горы была основана Николаевская пустынь, о которой написал И.И. Лепехин как о монастыре, где хранилась явленная икона. Обитель была немногочисленной и просуществовала до 1764 года. В описи пустынской церкви во имя святителя Николая указывалась местночтимая икона: «За правым клиросом находился местный образ Николая Чудотворца в посеребряном иконостасе, резной; на нем были украшения: венец, шапочка и цата серебряные, чеканные, позолоченные, риза медная, золоченая и серебряная; при образе четыре пелены, перед ним медная лампада».

По сохранившимся старинным описаниям Промзинский образ святителя был из черного камня в виде барельефа, фигура святого – выпуклой. Икона имела в длину около полутора аршина, в ширину около одного аршина (примерно 106 х 71 см.). Основная особенность – образ святителя Николая с мечом в одной руке и храмом в другой. Дошедшие до нашего времени дореволюционные списки с иконы Николы Промзинского указывают на особенности иконографии: темный лик святого из-за черного камня иконы, закрытые или полуприкрытые веками глаза, сабля в руке, митра на голове.

Никола Промзинский. нач. XX в. Неопалимовский храм.

Для поклонения иконе многочисленные паломники прибывали в Промзино, особенно на праздник Николы Вешнего 9 мая (22 мая по новому стилю). Дореволюционный исследователь И.Ф. Токмаков в своей работе «Историко-статистическое и археологическое описание села Промзино-Городище, Алатырского уезда, Симбирской губернии» опубликовал истории исцелений от чудотворной иконы. Например, в 1868 году крестьянин села Крестниково Симбирской губернии (ныне в Цильнинском районе Ульяновской области) Афанасий Абрамов 27 лет, сильно заболел, но дал обещание Николаю Угоднику сходить в Промзино на Богомолье 9 мая, если выздоровеет. Болезнь отступила, и он занялся посевом яровых, затем стал готовиться к озимым. Лишь жена напоминала об обещании. Однажды у него отнялся язык. Весть об этом пронеслась по селу. Тетка его и три старушки согласились сопровождать немого в Промзино. Там в церкви он отстоял службы, был на молебне с водосвятием, несколько раз приложился к чудотворной иконе, испил освященной воды, помолился в часовне на горе. Выйдя из часовни вдруг проговорил: «Ах! Как здесь хорошо!» О произошедшем рассказали священнику Андрею Зефирову, благословившему крестьянина остаться в Промзине поговеть, исповедаться и приобщиться Святых Таин.    
В 1921 году во время голода и засухи икону Николы Промзинского крестным ходом пронесли по Симбирской губернии. Наталья Алексеевна Пластова – жена знаменитого художника, вспоминала: «Тогда подняли Николу Промзинского. Какой страх был — никогда, как появился, не уходил Он с горы в Промзине — а тут Его несли крестным ходом от села к селу в город. В каждом селе в церкви Он побывал. Вышли Его встречать всем духовенством города и несметно народу, весь Симбирск, наверное, был… Его высоко несли, народ со всех сел, где шел, следовал за Ним, несли на плечах, высоко, весь в лентах — издали, как по воздуху плыл… Как увидели, все на колени упали, вопили со слезами: “Заступник, Отче, Никола!”. Все архиереи и священники со всех церквей вместе со всеми на коленях стояли, молились.

Стоим все в пыли, а небо пустое, знойное, белое, вроде солнце жжет, а все бесцветно, пыльно, мертво. Как Он подошел, встали с иконами… стали молебен служить водосвятный, с водосвятьем, без акафиста. И тут еще молебен не кончился, в небе как бы что-то сделалось, ударил тяжелый гром. Все стояли на коленях, с иконами. И взмыла туча, и ударил ливень, и толпы народа шли полем под реками, все хоругви, иконы плыли под дождем. А дождь был как река, хлестал, и хлестал, пока крестный ход, уже в Симбирске, не стал делиться и расходиться по церквям».
В начале 1930-х годов икона была вывезена, следы ее пропали, храм и часовня разрушены, священнослужители репрессированы. Тем не менее, люди не забыли святые места в Сурском, бывшем Промзино. В советские годы отмечалось паломничество на гору в день памяти Николая Чудотворца, хотя сопряжено это было с трудностями и опасностью. И в настоящее время, когда святые места восстановлены, паломники притекают к любимому святому – Николаю Чудотворцу.

Антон Долматов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск