Благословенная Оптина

Школа православия

Корабль Православия или колыбель старчества – именно так с древних времен именуют Оптину пустынь.

Впервые я посетила монастырь еще ребенком – паломническую поездку организовали для нашей детской воскресной школы. Помню ощущение величия и святости этого места, возникшее при первом взгляде на монастырский комплекс. Мы прикладывались к мощам Оптинских старцев, слушали рассказы священника об их жизни.

Еще я очень отчетливо помню свое первое посещение часовни Воскресения Христова на месте погребения убиенных на Пасху 1993 года оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. После того как сопровождавший нашу группу священник отслужил литию и панихиду на их могилах, он немного рассказал нам о жизни и подвиге этих людей. Услышанное поразило меня, было грустно и непонятно: как можно было совершить такое зло в день Святой Пасхи? Душа отказывалась в это верить, даже протестовала. Я загорелась желанием узнать как можно больше об убиенных. Уезжая тогда из Оптиной, я даже и не думала, что буду здесь еще не раз и так привяжусь к этому месту.

Оптина Макарьева

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь расположен недалеко от города Козельска Калужской области. Основание монастыря устное предание относит к XIV-XV векам. Изначально пустынь носила название Оптиной Макарьевой – в память об основателе обители покаявшемся разбойнике Опте, который в монашестве получил имя Макарий.

В XVIII веке монастырь, как и многие другие, переживал трудные времена: из-за указов Петра І, Анны Иоанновны и Екатерины II монастыри обезлюдели. В них доживали свой век лишь пожилые или больные люди. Случалось и такое, что все насельники «разбродились розно» и монастырь закрывался. Число оптинской братии в тот период доходило до двух человек при разрешенных семи.
Но именно тогда, в середине XVIII столетия, началось в России духовное возрождение, у истоков которого стояли преподобный Паисий (Величковский), ожививший древнее монашеское учение об умно-сердечной молитве, и митрополит Гавриил (Петров), взявший под свою опеку обители, где это учение могло стать основой монастырской жизни. И среди них одной из первых стала Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь.

Благодатное старчество

В конце XVIII – начале XIX века в монастыре появляются ученики старца Паисия, отшельники рославльских лесов Моисей и Антоний (Путиловы). Именно они открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России.


Благодатное старческое окормление привлекало в монастырь множество людей разных сословий и классов. Не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от Оптинских старцев. Их имена навеки вписаны не только в историю Русской Православной Церкви, но и в историю русской культуры. Известно, что к старцам приезжали многие представители русской культуры XIX века: братья Киреевские, Н.В. Гоголь, B.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.


К середине XIX века число братии монастыря увеличилось до 150 человек, сложились основные черты духовного строя Оптиной.
С 1839 года Оптина пустынь начала заниматься изданием духовных книг, в особенности святоотеческих писаний (в славянском и русском переводах).

Второе рождение

После большевистского переворота закрытие монастыря происходило по обычному для того времени сценарию. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Некоторое время после официального закрытия монастырь продолжал функционировать под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли и эту сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник «Музей Оптина пустынь». В 1939–1940 годах в Оптиной пустыни содержалось около двух с половиной тысяч польских военнопленных, многие из которых позже были расстреляны. В ноябре 1987 года Оптина пустынь была возвращена Церкви, после чего началось возрождение как внешнего вида монастыря, так и его духовного богатства. 

В июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. Остальные старцы были прославлены в 2000 году в лике преподобных: иеросхимонах Лев (Наголкин), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиархимандрит Моисей (Путилов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов). Тогда же были прославлены в лике исповедников иеромонах Никон (Беляев) и в лике священномучеников – архимандрит Исаакий II (Бобраков).


В последующем Русской Православной Церковью были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской еще 18 человек из числа оптинской братии, пострадавшие в годы репрессий XX века.

«Ты нужен в Оптиной»

Самым почитаемым при жизни и известным после своей кончины стал Оптинский старец преподобный Амвросий (Гренков).
Александр Михайлович Гренков, будущий отец Амвросий, родился в 1812 году в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед – священник, отец, Михаил Федорович, – пономарь. Родители назвали сына в честь благоверного князя Александра Невского.

В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще окончил. С 1830 по 1836 год юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротой и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами.
В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Александр горячо молился и дал Богу обет стать монахом, если недуг отступит. После облегчения состояния он не мог решиться исполнить обет четыре года. По его словам, «не решался сразу покончить с миром».
Он работал домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей в выборе дальнейшего жизненного пути стала поездка в Троице-Сергиеву лавру, молитва у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион Троекуровский, которого встретил молодой человек в этом паломничестве, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».
С этого призыва начался путь великого подвижника. Ежедневно он принимал у себя в келье страждущих людей, хотя сам был прикован к постели тяжелым недугом. Преподобный Амвросий оставил для своей паствы великое наследие – письма и размышления. Неоднократно к старцу на беседу приезжали писатели Толстой и Достоевский. Позднее, находясь под впечатлением от встречи с подвижником, Федор Михайлович написал роман «Братья Карамазовы», в котором преподобный Амвросий стал прообразом старца Зосимы. Умер преподобный Амвросий в стенах построенной им Шамординской женской обители.


В этом году, 10 июля, Святая Церковь будет отмечать 35-летие со дня обретения мощей великого старца. Во Введенском соборе Оптиной пустыни, возле мощей преподобного, утверждаешься в словах «праведницы во веки живут». Люди приходят к батюшке Амвросию за ответом, утешением, молитвенным предстательством и получают просимое.

Радуйся, Амвросие!

Был и в моей жизни эпизод, ставший большим утешением и неожиданным даром по молитве Оптинских старцев. С особым почитанием я отношусь к праздникам, связанным с ними: стараюсь в этот день посетить храм, помолиться и душой оказаться в Оптиной, на празднике. Но, конечно, это не сравнится с возможностью прикоснуться всецело к общему, молитвенному торжеству праздника в самой Оптиной. Мне очень хотелось оказаться в монастыре на день памяти преподобного Амвросия, и вскоре так и случилось! Правда, в монастырь мы приехали уже в обед: по дороге я огорчалась, что не успели на Литургию. Приехали как раз к молебну преподобному Амвросию Оптинскому. В честь праздника молящимся раздали текст акафиста, и все мы в едином порыве пели: «Радуйся, Амвросие…». Приложившись к открытой раке с мощами старца, мы пошли во Владимирский храм на молебен Собору Оптинских старцев. И снова едиными усты и единым сердцем мы пели акафист, прославляя Господа и святых Его. Радость переполняла мое сердце!

Скорые помощники

Этот год юбилейный для монастыря не только по случаю годовщины обретения мощей старца Амвросия. 18 апреля 2023 года в монастыре молитвенно отметили 30-летие со дня трагической гибели трех насельников обители – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Ферапонта (Пушкарева) и инока Трофима (Татарникова).
Эти трое братьев пришли в обитель в тот момент, когда, как писал отец Василий в своих дневниках, «восста пустынь Оптинская, яко Лазарь Четверодневный». Их желание быть с Богом, так по-разному реализуемое в миру, привело их к воротам Оптиной, где они с радостью вступили на поприще монашеской жизни, молитвы, помощи людям.

Множество верующих приехали в апреле в Оптину для того, чтобы почтить память братьев обители. Люди молятся им, ищут помощи и получают скорые ответы на свои просьбы.
После первой поездки в Оптину я прочла книгу Нины Павловой «Пасха Красная», посвященную убиенным насельникам. Для меня жизнь каждого из них – пример того, как по-разному можно служить Богу и заслужить венец мучеников в наше время. Отец Василий – оставил блестящую карьеру в спорте и мирскую профессию ради Господа. Инок Трофим изливал свою любовь на ближних и дальних, знакомых и первых встречных. Инок Ферапонт – тихий, но ярко горящий для Господа светильник, трудившийся в подвиге смирения и аскезы. Они могут быть для нас наставниками каждый в своем: отец Василий – в смирении и сокрушении, инок Трофим – в подвиге любви, а инок Ферапонт – в молчании и непрестанной молитве.
Мученическая кончина на Пасху, которая поразила мое детское воображение, теперь воспринимается мной как продолжение победы Христа над смертью и злом. В часовне Воскресения Христова, воздвигнутой на месте захоронения убиенных братьев, неизменно звучит радостное, ликующее пасхальное приветствие.

Пасха без конца

В этом году мне посчастливилось быть свидетелем и участником памятных апрельских мероприятий. Пасха без конца – мне кажется, что только такими словами можно выразить увиденное.
Множество молящихся. Литургия. Панихида, совершенная на улице, поскольку часовня не смогла в тот день вместить всех желающих. По окончании панихиды в Казанском храме состоялась памятная встреча, где прозвучали воспоминания наместника и братьев, которые жили в монастыре в начале 1990-х и лично общались с убиенными. В беседе приняли участие близкие друзья отца Василия – Олег Жолобов и Борис Костенко. Поделилась своими воспоминаниями о брате младшая сестра инока Трофима Елена Попова (Татарникова). Многие воспоминания и свидетельства, изложенные в «Пасхе Красной», укоренились глубоко в памяти. Но одно дело читать, а другое – иметь возможность слышать воспоминания из первых уст. И эта возможность стала еще одним пасхальным подарком.

Братья монастыря рассказали о том, что в настоящее время ведется сбор свидетельств чудесной помощи по молитвам отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, обсуждается возможность их канонизации. Многих паломников, которые ощущают в своей жизни помощь «братиков», как их ласково называют в Оптиной, шаги к их прославлению очень радуют.

В жизни часто говорят: любимый цвет, любимая книга, любимый праздник… Я не знаю, можно ли так сказать про монастырь. Наверное, кто-то скажет, что конечно же нельзя: каждый храм или монастырь дом Божий. Но у многих верующих людей есть такое место. Для кого-то это Дивеево, для кого-то обитель преподобного Сергия, а для кого-то – Оптина пустынь.

Ксения Хайсанова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск