«Самое главное – мы слаженная команда!»

Гость номера

Призвание, преданность делу, ежедневный подвиг – все это характеризует служение спасателей. Практически четверть века о безопасности жителей города Ульяновска  заботится поисково-спасательная служба МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска». В преддверии 25-летнего юбилея службы мы побеседовали с Владиславом Николаевичем Даниловым, который возглавляет ее работу.

– Владислав Николаевич, расскажите, пожалуйста, о работе поисково-спасательной службы.

– Мы помогаем в самых разных случаях – от вскрытия дверей для помощи одиноким беспомощным людям и спила аварийных деревьев до устранения последствий весеннего паводка и половодья. Мы проводим аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайных ситуаций, ликвидируем последствия ДТП, оказываем первую помощь пострадавшим в экстренных ситуациях, беседуем в школах с детьми об алгоритмах поведения в чрезвычайных ситуациях, правилах поведения на водных объектах летом и зимой.

– Практически все время с момента основания службы спасатели помогают в установке купелей на праздник Крещения, обеспечивают безопасность погружающихся в прорубь людей. Какие правила важно соблюдать тем, кто хочет окунуться в морозную праздничную ночь?

– Самое страшное – когда люди бездумно идут в купель, в нетрезвом состоянии, не понимая, зачем. Или просто следуя “моде”. В первую очередь, подумайте, а позволяет ли вам здоровье окунаться в прорубь? При погружении в ледяную воду происходит термическая реакция, выплеск адреналина, дыхание затруднено. Если слабое сердце, легкие – может элементарно тромб оторваться.

Правило второе: купаться можно только под контролем сотрудников службы спасения в специально оборудованных местах. Третье. Нельзя лезть толпой, заходить нужно по одному, строго соблюдая инструкцию. После купания нужно растереться, надеть сухую одежду и выпить горячий чай с лимоном.

– Вы давно в профессии?

– Почти с момента основания службы – 24 года. Я хотел стать военным летчиком, закончил военное училище, служил. Но в 1990-е годы – в непростой период в стране – решил пойти в пожарную охрану, потом какое-то время работал на автозаводе. Когда обеспечил семью жильем, понял, что все же завод – не мое, захотелось работать по внутреннему призванию. В 1999 году вместе с другом мы услышали по телевизору про службу спасения, загорелись. Осенью подали документы, а через два месяца нам позвонили и пригласили на собеседование.

Четыре месяца ежедневно ходили на учебу (медицинская подготовка, специальная психология, пожарная подготовка, альпинизм), прошли аттестацию и, наконец, приступили к работе – было очень интересно! Медподготовку преподавал нам начальник скорой помощи, все случаи, которые он описывал, были из жизни, из опыта, поэтому запомнились на всю жизнь. А аттестацию у нас принимала комиссия в составе 30 человек, в том числе руководители ведущих городских предприятий. Они задавали вопросы, касающиеся экстренных ситуаций, которые могут возникнуть именно у них на производстве.

 Вы помните все спасательные операции, в которых участвовали?

– Да, некоторые, конечно, особенно врезались в память. В первые годы работы был случай. Девчонка лет четырнадцати собралась прыгать с балкона на 6 этаже – она была из детского дома, жила у родственницы, но почему-то ее хотели забрать обратно в детдом. Она одна находилась у родственницы, когда в дверь квартиры стали звонить сотрудники органов опеки и попечительства. Тогда девочка вылезла на парапет балкона, стала ходить по нему с криками: «Я не вернусь туда, лучше выброшусь!». Вызвали нас, священника пригласили из Никольской церкви в Новом городе, чтобы ее попытался уговорить не прыгать. Я и еще трое спасателей подкрались к ней через соседние квартиры, обвязались веревками. Помню, чуть ноги с руками ей не переломали, когда затаскивали, но, слава Богу, все обошлось. Успокоили ее и передали родственнице.

В другой раз женщина хотела бросить ребенка, ему еще года не было, с 9 этажа. Полиция стояла у двери квартиры, а мы – с точкой крепления на крыше – должны были попасть на балкон «маятником», после прыжка с крыши. Удалось втолкнуть ее вместе с ребенком обратно в квартиру.

В 2003 году в Ульяновске искали особо опасных рецидивистов, скрывшихся от правоохранительных органов. Тогда двое оперативников обходили подъезды домов на улице Сурова, преступники их убили и закрылись в одной из квартир многоэтажки, обстреливая двор. Нас вызвали помочь открыть дверь квартиры. Так мы вдвоем с коллегой под прикрытием ребят с бронежилетами производили вскрытие двери, а в это время преступники по нам стреляли изнутри. Когда открыли дверь, прямо у нас на глазах один преступник сдался, а другой застрелился.

– Владислав Николаевич, все эти истории – про большое мужество с Вашей стороны. Бывают ли случаи, когда страшно даже Вам?

– Практически нет… Во время службы, когда был летчиком, приходилось бывать в разных командировках, многое повидал уже.  Бывает морально очень тяжело. К примеру, недавно был случай. Поехали на место ДТП, а там парень с девушкой погибли в аварии. Они возвращались от родителей, где молодой человек сделал предложение. И вот ты стоишь – смотришь на все это – и тут родители звонят на их телефоны. И рассказать о случившемся должен именно ты.

Я упоминал о случае с матерью и ребенком. Конечно, я осознавал, что у меня могла порваться веревка во время прыжка, обрезаться об карниз, но я понимал, что должен спасти малыша – вариантов-то нет.

– Что помогает Вам сохранять чуткость в таких непростых обстоятельствах и при таких физических и психологических нагрузках?

– Работа непростая, конечно. У кого не горят глаза от работы – быстро уходят – бывает, и через день, и через месяц. Без юмора никуда – и самим легче, и людям, которым сейчас страшно или больно, помогаешь отвлечься. У нас очень сплоченный коллектив – мы знаем, кто стоит у нас за спиной, знаем, что можем надеяться друг на друга. Самое главное – мы слаженная команда!

Беседовала Ксения Манякова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск