«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СЛУЖЕНИЕ НЕ СТАЛО РУТИНОЙ»

Гость номера

Что такое радость детской веры? Почему кризис веры – это естественно для христианина? В чем сердцевина пастырского служения? Беседуем с протоиереем Олегом Беляевым, настоятелем Покровского храма р.п. Чердаклы.

– Отец Олег, Господь всегда приводит к Себе разными путями. Как в Вашем сердце зародилось желание посвятить свою жизнь служению Церкви?

– Сейчас мне кажется, что я уже родился с этим желанием, Господь как-то мне эти мысли в сердце вложил, а с юношеских лет это желание только укреплялось, возрастало. Крестили меня в детстве, рос в послушании и любви к родителям. В юности потерялись какие-то нравственные ориентиры – я был обычным юношей и жил, как все подростки: оступаясь, совершая ошибки. Но кризис, который я тогда пережил, помог мне еще крепче поверить в Бога и увидеть в своей жизни Божий Промысл. В Мордовии, в селе, где жила наша семья, храм был закрыт, и на богослужения мы с другом шли пешком несколько километров абсолютно в любую погоду – от чистого сердца, а не потому, что это было правильно. Эта детская вера запоминается на всю жизнь! Потому что тогда все было естественно, живо, духовно радостно и даже задорно. Когда храмы стали открываться, в нашем селе тоже возобновилась церковная жизнь, и я стал приходить на службу уже туда. Служащий священник сразу заметил меня и доверил читать молитвы перед Причастием. Постепенно я стал читать и петь за богослужением, а потом и прислуживать в алтаре.

– В семинарию Вы пошли сразу после школы?

– Да, я поступил в Московскую духовную семинарию, и время учебы там – самые счастливые годы моей жизни. Потом заочно окончил Московскую духовную академию и, уже будучи священником, защитил кандидатскую.

– Батюшка, а кто Вас в духовной жизни вдохновлял? Есть те, чей добрый урок Вы вспоминаете с благодарностью?

– Безусловно. Это моя бабушка Матрона. Всегда молюсь о ней и вспоминаю с благодарностью и горячей любовью. Именно бабушка научила меня любить церковную жизнь, следила за моим духовным ростом. Она была одновременно и строга, и добра ко мне, в этом была ее мудрость. Жила просто, верила крепко, главное место в жизни отводила Господу. Можно сказать, что бабушка была моим апостолом, познакомившимменя с миром веры.

– Вашим первым приходом был храм в селе Еделево. Помните эти годы служения?

– Конечно, этого нельзя забыть. Когда меня рукоположили и отправили на приход, мне был всего 21 год. Господь тогда компенсировал отсутствие пастырского опыта горячим сердечным желанием служить. Спустястолько летя, конечно же, осознаю, что делал много ошибок. Мне очень хотелось тогда, чтобы прихожане вмиг стали благочестивыми, всех хотелось призвать к святости, наставить. Сейчас понимаю, что к прихожанам нужно относиться мягче, ласковее, а тогда был чересчур строгим и требовательным. Я благодарен Богу за этот опыт, за замечательных людей, с которыми я там познакомился.

– Уже больше двадцати лет Вы служите настоятелем в Покровском храме. Как с годами поменялось Ваше восприятие пастырского служения?

– Появился опыт общения с людьми, с прихожанами. Если человек пришел в храм, стараюсь не потерять его, проявить внимание, создать на приходе теплую, спокойную обстановку. Приснопоминаемый владыка Прокл всегда меня наставлял, что важно прежде всего чувствовать ответственность перед Богом за Его любовь, подавать пример благодарности Богу нашим прихожанам. Быть священником – это служение. Позвонили, позвали куда-то – иди сей же час, с Божией помощью помоги, утешь, стань «всем для всех». Получается ли это у меня, не мне судить.

– Отец Олег, бывает, что, много лет живя церковной жизнью, людизамечают, что топчутся на месте, не меняются. В священническом служении случается что-то похожее?

– Конечно, священник ведь тоже состоит из плоти и крови. Кризис происходит, наверное, у каждого священника, и не единожды. В такие моменты мне помогает таинство Исповеди. Если тяжело, если терзают сомнения, если закончились силы, нужно даже не идти, а бежать на исповедь. Как только испросишь у Господа прощения, все сразу становится на свои места. Нужно хранить свое сердце в чистоте, уповая на милость Бога, и если получается пред престолом служить Литургию с чистым сердцем, то Господь напитывает Своей благодатью.Главное, чтобы служение не стало рутиной, обыденностью, это недопустимо. А если приходят и такие чувства, что тоже бывает, то нужно спешить за советом к духовному наставнику.

–Что в священническом служении самое непростое, на Ваш взгляд?

– Самое опасное состояние и большое препятствие в духовной жизни – равнодушие. Тяжелее всего бывает, когда я вижу, что человек равнодушен к церковной жизни, не идет на исповедь и на Причастие. Или вдруг посещение храма по воскресеньям для него стало рутиной, привычкой. Так или иначес этим сталкивается, через это проходит каждый прихожанин, но если вы понимаете, что равнодушие овладевает сердцем, то нужно испрашивать у Бога духовного горения, отряхнуться и пойти дальше, чтобы равнодушие не овладело нами полностью.

– Отец Олег, какие строки Писания Вас чаще всего укрепляют и ободряют?

– Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).Это на самом деле так! Если мы будем рваться к богатству, удовольствию, славе, комфорту, то останемся ни с чем. А если будем искать Бога, то Он все даст для жизни. Не нужно ничего лишнего! Если ты что-то имеешь – поделись с ближним временем, заботой, и Господь наполнит твое сердце радостью. А если в сердце пребывает Господь, то самое главное уже есть.

Беседовала Ксения Хайсанова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск