Паутина информации

Точка зрения

С появлением интернета мир коммуникации изменился. Теперь люди, находящиеся на расстоянии многих километров друг от друга, могут быстро делиться информацией, собираться в сообщества по интересам, обсуждая насущные для них вопросы, либо один человек может писать свои заметки или выкладывать материалы других авторов, сопровождая их собственным комментарием.

Отличительной чертой этого процесса, по сравнению с традиционными письмами, телефонными звонками и советскими кухонными разговорами, стала открытость содержания таких обсуждений для посторонних. Фактически, в различных сферах жизни сформировались альтернативные по отношению к официальным источники информации, бурлящие страшилками, конспирологическими догадками, критикой и, по большей части, пессимистическими прогнозами. Тайные кухонные разговоры теперь стали достоянием гласности, и каждый, вне зависимости от того, есть ли ему, что сказать, приглашается к активному (писателя) или пассивному (только читателя) участию в них.

После периода советского жесткого идеологического контроля всех доступных телерадиопередач, литературы, газетных и журнальных статей, образовательного процесса и других источников информации мы, даже то молодое поколение, которое выросло после распада СССР, ощущаем недоверие к официальному и инстинктивно ищем неофициальный довесок, помогающий понять, «а как же на самом деле». Только беда в том, что теперь этот довесок стал занимать настолько большой объем, что в нем тонет все здравое, что есть в официальных сообщениях. Мир жестких информационных ограничений, строящийся на тщательно дозированных и поданных в выгодном свете фактах, и мир без каких бы то ни было ограничений в интерпретации равно ущербны. Критически следует относиться к обоим, ведь греховные мотивы людей действуют везде.

Церковная действительность стала частью этого информационного процесса, порожденного вечной борьбой между официальным и неофициальным. Внутри сегмента интернет-пространства, посвященного церковной тематике, появляются новые критические ресурсы, которые, манифестируя благой лозунг помощи Церкви, вскрывают ее проблемы, печатают страшные рассказы об искалеченных жизнях, описывая ошибки церковного руководства различного уровня на местах и т.п. Да, действительно, этот контент может выступать в качестве противоядия от наивных иллюзий, предостеречь от опасных ситуаций, но, с другой стороны, этот же самый контент может, что вероятнее, просто отвратить людей от Церкви и убить в них и без того слабую веру. Яд оказывает терапевтический эффект в малых дозах, в больших – убивает. Если постоянно читать о зле, то однажды перестанешь видеть добро.

Но что нового мы узнаем? Сведения о греховной поврежденности человека, воплощенной в конкретных ситуациях, искусно описанных? Прописная истина гласит, что Церковь – это богочеловеческий организм, в котором люди находятся на разных стадиях излечения. Уже в апостольских посланиях отражена реакция на нестроения в христианских общинах. Дальше – больше. Кстати, еще и потому, что исторических источников становится больше. Часть церковных канонов – это реакция на факты злоупотреблений и нарушения христианского образа жизни мирянами и священнослужителями. Патериковая литература передает рассказы о монахах, которые боролись с грехом, причем она честно фиксирует и их проигрыши. Изучая церковную историю, мы подчас ужасаемся бездарности управленческих решений отдельных ее героев, корыстолюбию других, слабым характерам третьих или, напротив, властолюбию четвертых, но все это существует параллельно с историей святости, тесно взаимодействуя с ней. Церковь свята потому, что ее Глава Иисус Христос: Он источник освящения церковного тела.

История – это попытка одних людей оценить других людей и их действия на основе имеющихся сведений, перед этим вероятностно определив их качество: достоверность, предвзятость и т.п. Чем древнее время, тем сложнее это сделать. Но, несмотря на ограниченность человеческого познания, мы выдвигаем догадки и строим теории, наилучшим образом объясняющие имеющиеся данные. Однако история закончится Страшным Судом, когда нам откроется вся подлинная реальность друг о друге.

В любой организации объективно существует проблема ограниченности понимания действий начальника подчиненными. Начальник видит общий замысел, подчиненный  лишь его часть. Это плохо или хорошо? Не всегда плохо. Должен ли быть он посвящен в план? Опять же много нюансов. Но такова реальность. Вспомним известное сравнение апостола Павла людей в церковном организме с различными частями тела: око, рука. Иными словами, чтобы система работала, необходимы одновременно различные виды служения. Все не могут начальствовать. Мы часто критикуем действия начальства, не зная подлинной ситуации, просто потому, что нас задели, косо посмотрели, не преклонились перед нами. Подчиненным хочется, чтобы руководитель плясал под их дудку. А потом, когда он почему-то не пляшет, начинают распространять свои негативные ложные интерпретации, искренне веря в них, или просто мстя и устраивая бунт. Свидетельства таких «потерпевших» опасны тем, что им доверяют. Статус «жертвы несправедливости» действует на сознание гипнотически, отключая критическое мышление и вызывая солидарность. Мы же хорошие! Мы за добро! Мы за справедливость! Это, конечно, общее замечание, ведь потерпевший потерпевшему рознь.

Это, однако, не исключает того, что любое начальство действительно может ошибаться, наступать на базовые интересы сотрудников. Но адекватная критика, по большей части, возможна лишь со стороны человека того же уровня информированности, компетентности, интеллектуального развития, что и тот, чьи действия критикуются. А если каждый из них преследует свои корыстные интересы и его критическая стратегия, приводимая аргументация – лишь план по дискредитации оппонента и больше ничего? Истина, улучшение ситуации его не волнует? Так мы, «маленькие люди», становимся заложниками информационных манипуляций, практически всегда оставаясь отрезанными от первоисточников, а значит, возможности проверить, «как на самом деле».

Если читать такие «церковные» ресурсы сплошняком, то получается, что хорошего нет вообще, а это выбивает почву из под ног. Что хорошего нет – это, конечно, ложь! Бог с Церковью был с момента ее основания и будет до конца истории. Христианская Церковь подобна драгоценной святыне, которая испачкана грязью мира сего, но за этим налетом сокрыта ее таинственная благодатная сердцевина – Сам Христос, к Которому мы призваны приобщиться, несмотря на страшилища, пытающиеся нас отпугнуть.

Проблемы важно и нужно обсуждать, но не следует забывать, что есть и положительная сторона любого вопроса. Преподобный Ефрем Сирин, описывая Страшный Суд, отмечает одну интересную деталь: как живое обличение каждому грешнику предстанет праведник, который, находясь в равных с ним условиях, все-таки стал праведником. Вспомним вопль пророка Илии к Богу в развратившемся идолопоклонством Израиле о своем одиночестве: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар. 19, 14). Бог ответил ему, что на самом деле он ошибается – есть еще семь тысяч праведников: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).

Таким образом, всегда есть незримый противовес злу, о котором мы не думаем. Но о нем знает Бог.

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск