Подать нельзя пройти

ПОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ Мировоззрение

Недавно в редакцию «Православного Симбирска» поступил вопрос от одной из подписчиц газеты:

«Когда я иду в храм, каждый раз встречаю у ворот вереницу нищих и цыган… Кто­то настойчиво просит, чуть ли не в сумку лезет, кто­то в нетрезвом виде. Как отличить действительно нуждающихся? Будет ли милостыня на пользу таким людям?»

За ответом мы обратились к нескольким священникам Симбирской епархии. Надеемся, каждый из читателей сможет для себя ответить на этот вопрос, познакомившись с мнениями разных пастырей. А вместе с этим и определить место для запятой в заголовке статьи…

Протоиерей Святослав Еренков, клирик Спасо­Вознесенского собора Ульяновска:

«В церковном предании мы встречаем два подхода к вопросу о том, кому давать милостыню. Первый – подавать милостыню просящим как Самому Христу, не взирая на внешний вид человека, не рассуждая о его нравственных качествах и о дальнейшей судьбе поданных нами материальных средств. Этот подход, действительно, имеет основания в Евангелии. С одной стороны, Иисус Христос, без каких бы то ни было оговорок, заповедует: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42), а с другой – Господь подчеркивает Свою солидарность со всеми голодными, больными, заключенными, отождествляя Себя с ними: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:42–45).

Второй подход состоит в том, чтобы подавать милостыню с рассуждением: не всем, но действительно нуждающимся. Уже в «Дидахе» («Учении 12 апостолов»), авторитетном памятнике первохристианской письменности, который датируется концом I – началом II века, мы встречаем наличие подобной практики: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаешь» (Дидахе 1:6).

Таким действительно нуждающимся человеком на самом деле может оказаться ваша соседка, живущая за стеной, или знакомая вам многодетная семья, а не те люди, которые просят подаяния около церкви. Второй подход дает нам право думать, а когда мы начинаем думать, мы видим проблемы, связанные с «церковными» нищими.

Современные нищие, стоящие у храма, – это уже не те нищие, которых можно было встретить у церквей в дореволюционной России. В настоящий момент в нашей стране существует развитая сеть учреждений здравоохранения, службы социальной помощи, пособия по инвалидности. Масштаб помощи, которую оказывают эти институты теперь, несравнимо превосходит масштаб помощи, предоставлявшейся калекам и душевнобольным столетие назад. Сейчас у храма часто просят милостыню люди здоровые умственно и физически, люди, которые могут работать.

Далее. Среди нищих есть иерархия, более сильные отнимают деньги у тех, кто слабее, поэтому существует жесткая конкуренция за места и доход. Часто человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, человек еще не потерянный для общества, не сможет встать у церкви с протянутой рукой – его выгонят местные завсегдатаи.

Кроме этого, в большинстве случаев информация, которую предоставляет вам нищий, чтобы получить от вас деньги, оказывается ложной. Например, человек просит деньги для своей больной лежачей жены (отца, сестры, дочери…). Мы говорим: «Хорошо! Давай адрес, где находится больная – мы приедем и привезем». Но в ответ раздается что­тонеудобовразумительное или называется несуществующий адрес. Интересен реальный пример с цыганкой, которая просила милостыню с младенцем на руках, нагло обвиняя прохожих в бессердечии. Когда ее задержал наряд милиции, оказалось, что у нее на руках кукла. Был случай, когда нищенка швырнула мелочь в лицо женщине, которая ей ее подала.

Если не контролировать ситуацию с нищими у храма, это может привести к печальным последствиям для прихожан. К сожалению, известны случаи нападений на женщин с целью ограбления, драки, попытки насилия, убийства. Всегда существует потенциальная опасность, о которой нужно помнить. Настоятель храма, где есть проблемы с нищими, находится между двух огней. Одна часть прихожан, которые следуют принципу «подавать всем», начинает обвинять священника, желающего навести порядок с нищими и защитить, в конце концов, самих прихожан, в жадности и отсутствии любви. Другая часть прихожан, которые видят явную и скрытую угрозу, обвиняет настоятеля в том, что он порядка не наводит.

Как помочь «церковным» нищим? Один из хороших способов – это жертвовать им качественную еду. Так как эти люди довольно плохо питаются, а деньги часто тратят на выпивку, то они будут благодарны тем, кто подаст им мешочек с вкусной домашней едой.

Важно понять, что второй принцип отношения к нищим – «давать действительно нуждающимся», – не должен превратиться в оправдание жадности и черствости. Помогать бедным нужно! Если ты не доверяешь тем, кто стоит на паперти, тогда найди человека, которому ты будешь помогать. Но опять же – как помогать? Мудро, деликатно, без превозношения над ним! Многие стесняются просить помощи! Сейчас также существуют известные православные сайты, например pravmir.ru, где размещается информация о помощи людям, которые не являются мошенниками.

Иерей Илия Демин, клирик Воскресенско­ Германовского собора Ульяновска:

«Можно ли подавать милостыню у храма? Рука дающего не оскудеет – говорят в народе. Однако у каждого из нас возникает вопрос, правильно ли я делаю? Постоянные прихожане храма могут видеть одни и те же лица, стоящие около храма, лица детей и взрослых с фотографиями родственников в руках и объявлениями о страшных болезнях. Стоят старушки, стоят инвалиды, стоят и алкоголики. Как отличить того, кто на самом деле нуждается, от профессионального попрошайки?

Отличить достаточно просто. Нужды у всех разные. Когда человек приходит и говорит, что хочет есть, он и буханке хлеба будет рад, возьмет ее с благодарностью. Но ведь, подавая какую­то мелочь, мы нередко слышим в ответ: «Чтоб дети твои тебя кормили так!», еще и проклянут вдогонку за то, что так мало подали.

Был в моей жизни такой забавный случай. Еще будучи прихожанином, стою на литургии, проходят по храму погорельцы и один глухонемой с табличкой в руках «Подайте глухонемому погорельцу­сироте!». И многие доставали кошельки и подавали деньги. Встречаю его через день, а он без запиночки с банкой пива в руке: «Огоньку не найдется?» Я даже опешил – получилась пауза – и говорю: «Вот чудо – заговорил! Вчера с табличкой ходил, а сегодня – чудо! Не стыдно?» Он промолчал и поспешил удалиться.

Или другой случай. Пришел цыган в храм и слезно просит: «Ребенок в больнице в Самаре на операции! Деньги нужны срочно и много, ведь кто, как не священники и Церковь, должны помогать!» – заключает он. Начинаю выспрашивать, где и какая больница, ее номер, телефон врача, диагноз. В ответ одно: «Вы должны помочь». Говорю, диагноз­то хоть какой? Он все одно твердит: «Ну хоть 50, хоть 100 рублей дай». Говорю: «Не жалко, но если обманешь – обманешь не меня, а действительно нуждающегося». Тот покраснел и ушел.

Так же весной на субботнике при уборке вокруг храма, где сидят нуждающиеся, помогающие прихожане нашли целый клад мелких монет, прикопанных и втоптанных в землю! Наверное, читали сказку про Буратино и решили посадить денежное дерево…

А ведь есть действительно те, кому необходима материальная помощь. Часто по благословению митрополита Анастасия в храмах ставится кружка для сбора средств определенным семьям, все желающие участвуют, конкретно помогая нуждающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И эта помощь доходит до адресата.

Ну а нам остается надеяться на милость Божию и думать, не сколько мы подали, а от какого сердца!

Протоиерей Олег Шмалько, настоятель Воскресенского храма Ульяновска:

«Мне кажется, что исполнение заповеди о милостыне напрямую зависит от нашего духовного состояния. Чем выше духовное состояние человека, тем он менее обращает внимание на того, кто просит его о помощи. И когда человека не смущает недобросовестное поведение просящего и он готов нести на себе бремя других людей – это признак святости. Однако достичь такого состояния духовности очень нелегко.

Большинство из нас не обладает добродетелями терпения, милосердия, самоотвержения, поэтому нам необходимо действовать в таких случаях с рассуждением. Есть силы – помоги просящему, если

испытываешь смущение помочь ему – помоги другому человеку, которому, на твой взгляд, помощь более необходима. Если ты стеснен в средствах, то дай немного – сколько сможешь. А если кто­то в ответ на твою жертву кидает тебе деньги обратно и говорит, что мелкие не берет, значит, не стоит конкретно этому человеку давать деньги, они ему, видимо, не очень нужны.

Мы должны помнить всегда, что и мы когда­то просим, и Господь нам подает, но и мы не всегда употребляем это на благо. Поэтому никогда не стоит осуждать человека».

Подготовил диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск