Литургия верных

Богослужение

Третья часть богослужения – литургия верных. Именно во время этой части службы Святые Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, а затем преподаются верующим для Причащения.

Начало

Когда диакон произносит: «…елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки, паки миром Господу помолимся», начинается литургия верных. «Верные» – это все крещеные члены церковной общины, включая самого священника. Диакон продолжает говорить ектенью, а священник в это время читает две молитвы «верных», в которых он просит Господа принять молитвы церковной общины, очистить души и тела священнослужителей и молящихся от всякой скверны и причаститься Святых Тайн не в осуждение. Эти молитвы интересны тем, что священник в них не противопоставляет себя народу, но говорит от имени молящихся. В них отражен соборный характер евхаристической молитвы. Члены христианской общины, как видно из текста молитв, которые священник тихо читает в алтаре, являются не пассивными слушателями и созерцателями происходящего, но активными участниками таинства, «молящимися» вместе с клиром. К сожалению, современная практика, когда содержание литургийных молитв неслышно и неизвестно присутствующим, приводит к отсутствию ясного понимания того, о чем, собственно следует молиться за Божественной литургией.

Херувимская песнь

После того как диакон закончил ектенью, а священник произнес возглас «Яко да под державою…», хор начинает протяжно петь «Херувимскую песнь». Это песнопение было введено в чин литургии при византийском императоре Юстине II примерно в 573 году. В переводе на русский «Херувимская» звучит так: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим ныне все житейские заботы, чтобы принять Царя вселенной, невидимо охраняемого ангельскими чинами».

Во время «Херувимской» диакон совершает каждение алтаря и присутствующих, а священник читает молитву, начинающуюся словами: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми или сластьми приходити, или приближатися, или служити Тебе, Царю Славы…» Хотя большинство молитв литургии адресованы Богу Отцу, эта молитва обращена ко Христу. В ней священник, исповедуя величие Божие, страшное для ангельских сил, просит Господа не отвергнуть служения, которое он, грешный человек, совершает, и сподобить его принести Дары, хлеб и вино, которые должны стать Телом и Кровью Христовыми. Священник говорит: «…воззри на меня, грешного и ни к чему не годного раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести порочной, и силою Святого Твоего Духа сделай способным меня, облеченного благодатию священства, предстоять этому Твоему святому престолу и совершить священнодействие святого и пречистого Твоего Тела и драгоценной Крови…»

Великий вход

На «Херувимской» совершается так называемый «Великий вход», во время которого находящиеся на жертвеннике хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, переносятся на престол. Священнослужители, после того как диакон совершил каждение, а священник прочел молитву «Никтоже достоин…», берут с жертвенника дискос и потир и выходят через северную диаконскую дверь, а затем входят в алтарь через Царские врата. Когда священник и диакон оказываются на амвоне, они, стоя лицом к народу, во всеуслышание поминают Святейшего Патриарха, правящего епархиального епископа, священство и всех православных христиан.

Символически Великий вход означает добровольное шествие Иисуса Христа на страдание и смерть ради нашего спасения. На этом пути Спасителя сопровождают ангелы. Однако изначально Великий вход имел практическую необходимость. Дело в том, что в древние времена проскомидия совершалась не в алтаре, как сейчас, а либо в специальном помещении, пристроенном к храму, либо в отдельно стоящем здании на территории храма. К началу литургии приготовленные Дары торжественной процессией приносились в храм, где их, стоя в Царских вратах, принимал епископ. После того как Дары поставлены на престол, священник, покрывая их воздухом (четырехугольным платом, который одновременно покрывает и чашу (потир), и дискос), читает тропарь Великой субботы, говорящий о положении Христа во гроб: «Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил».

Молитва приношения. Целование мира. Символ веры

После окончания Херувимской песни и перенесения Даров диакон произносит просительную ектенью. В ней испрашивается каждому верующему ангел­хранитель души и тела, покаяние, мирная кончина и добрый ответ на Страшном суде. Во время ектеньи священник читает молитву приношения, в которой просит Вседержителя принять молитвы, чтобы «сошел благой Дух благодати Твоей на нас (священнослужителей), и на эти предлежащие Дары, и на весь народ Твой». Это последняя молитва перед центральной частью литургии верных – Евхаристическим каноном (Анафорой).

Когда ектенья сказана, а священник произнес возглас «Мир всем», диакон говорит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Хор отвечает: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». В древности в этот момент совершалось «целование мира», в котором участвовали все члены общины. Целование означало приветствие, в котором выражались христианская любовь и мир между христианами. Мужчины приветствовали мужчин, а женщины – женщин. Святое лобзание также выражало почтение к телу другого христианина, в которого через Святые Тайны входил Сам Христос. В настоящий момент этот обычай сохраняется лишь при соборном служении среди священнослужителей.

Важным элементом, следующим далее по чину литургии, является Символ веры – торжественное исповедание основных догматов православия. Символ был введен в литургию в первой половине VI века по благословению Тимофея, Патриарха Константинопольского. Текст Символа, начинаясь со слова «Верую», возглашается одновременно каждым христианином, присутствующим в храме. Целование мира и Символ веры напоминают, что к Таинству Евхаристии церковная община должна приступать в единодушии любви и в единомыслии веры.

Начало Евхаристического канона

По окончании Символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносити» (пер.: Станем прекрасно, станем со страхом, будем внимать, дабы святое Возношение в мире приносить). Эта фраза призывает прихожан особенно внимательно отнестись к тому, что будет происходить дальше, т.е. к Евхаристическому канону. Это самая древняя, кульминационная часть литургии имеет разные названия. Диакон говорит о «святом Возношении», что по­гречески звучит как «анафора». Другое ее греческое название – эпиклезис, т.е. «призывание», т.к. священник будет призывать Святой Дух сойти на Дары, чтобы они стали истинными Телом и Кровью Христа. Название же «Евхаристический канон» имеет западное происхождение.

Структура Анафоры, которая представляет собой единую большую молитву, следующая: 1) благодарение; 2) воспоминание Тайной Вечери, за которой Христос установил Евхаристию; 3) призывание Святого Духа и преложение Святых Даров; 4) поминовение святых, живых и усопших, молитва о Церкви.

После диаконского возгласа, указанного выше, хор начинает петь «Милость мира, жертву хваления».

Священник обращается к народу: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами!», – это слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам. Хор (народ) отвечает: «И со духом твоим». Священник: «Горе имеем сердца», т.е. обратим их ввысь. Хор: «Имамы ко Господу», т.е. обратим их к Господу. Священник: «Благодарим Господа». Хор поет: «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной».

В то время как хор поет этот текст, священник начинает чтение первой части евхаристической молитвы – благодарственной: «Достойно и праведно воспевать Тебя, благословлять Тебя, благодарить Тебя, поклоняться Тебе…» Здесь воспевается неизреченность, непостижимость и постоянство Пресвятой Троицы, Бога, Который привел человеческий род из небытия к бытию и, когда люди пали, не отступил до тех пор, пока не возвел нас на небо и не даровал будущее Царство. За все это мы благодарим Отца и Сына и Святого Духа! А также благодарим за множество других благодеяний, о которых мы знаем и о которых нам неизвестно. Мы благодарим Бога за то, что Он изволил принять эту литургию от человеческих рук, несмотря на то, что Ему предстоят и служат множества небесных сил: архангелы, ангелы, херувимы и серафимы.

До этого момента священник читал молитву тихо или про себя, но следующую фразу он произносит громко: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Речь здесь идет о том служении, которое совершают ангельские силы. Хор после возгласа начинает петь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Первая часть фразы – это ссылка на пророка Исайю, который видел Господа, сидящего на престоле и окруженного серафимами, а вторая – на Евангелие от Иоанна, где приведены восторженные крики израильского народа во время торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим перед Распятием.

Далее в евхаристической молитве священник переходит к воспоминанию о Тайной Вечери и об установлении Христом Таинства Святой Евхаристии. Но об этой и других составляющих Евхаристического канона, а также о завершении литургии верных мы поговорим в следующем номере.

иерей Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск