О ЧЕМ МОЛЯТСЯ НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ?

Богослужение

Вторая часть богослужения – литургия оглашенных. Во время чтения 6-го часа завеса, находящаяся за царскими вратами, открывается, и диакон совершает каждение всего храма. В конце 6-го часа, после того, как священник и диакон в алтаре прочитали перед престолом положенные молитвы, диакон выходит на амвон и возглашает: «Благослови, владыко». Начинается литургия оглашенных.

СИМВОЛИКА

Если проскомидия символизирует рождение Иисуса Христа, то литургия оглашенных до малого входа и чтения Евангелия – Его детство, отрочество и дальнейший отрезок жизни до явления на реке Иордан и выхода на общественную проповедь. Сама эта часть литургии носит преимущественно дидактический, назидательный характер и уходит корнями в древнее богослужение синагог.

НАЗВАНИЕ            

Название «литургия оглашенных» указывает на те времена, когда на этой части службы разрешалось присутствовать людям, готовящимся к принятию таинства Крещения – оглашенным. Они слушали новозаветные тексты и их толкования, но дальше, на литургии верных, за которой совершается само таинство Евхаристии, находиться не могли и выходили из храма.

ОСОБЕННОСТИ

 В этой части богослужения собрано большое количество элементов, которые изменяются в зависимости от дня недели, праздника, или периода церковного года. Речь идет об антифонах, тропарях и кондаках, а также о евангельских и апостольских чтениях. Помимо этого, на двунадесятые праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, на малом входе сразу после возгласа «Премудрость прости» диакон говорит входной стих – краткую фразу, взятую из псалтири и прославляющую праздник.

ВОЗГЛАС

На призыв диакона «Благослови, владыко» священник произносит торжественный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» – им начинается литургия. Интересно, что именно этот возглас является отличительной чертой Божественной литургии, так как службы вечерни, утрени, часов и другие начинаются возгласом «Благословен Бог наш…», всенощное бдение – возгласом «Слава Святей, Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Некоторые таинства, которые в древности входили в состав литургии, например, Крещение и Венчание, также начинаются с возгласа «Благословенно Царство».

   Сам по себе этот возглас указывает, что Евхаристия открывает для человека вход в Небесное Царство. Тема Царствия – это центральная тема в евангельской проповеди Спасителя. Небесное Царство – это возможность быть причастным новой жизни, бессмертной Божественной Жизни, Самому Богу. Благословляя Царство, мы исповедуем его высшей ценностью человеческого бытия. Присутствуя в настоящее время сокровенно в Церкви Христовой, Царство во всей полноте явит себя в конце человеческой истории, в «будущем веке». Евхаристия уже сейчас дает возможность верующему стать причастником реальности Царства, «жизни будущего века».

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ

При возгласе «Благословенно Царство…» священник поднимает Евангелие, лежащее на престоле, и делает им знак креста над антиминсом. Далее следует великая, или мирная ектения, которая начинается словами «Миром (в мире) Господу помолимся». В течение всей литургии диакон будет произносить ектении, состоящие из различных прошений, напоминая верующим о чем и как следует молиться. Первый же призыв великой ектении говорит о важности молиться на литургии в состоянии мира с людьми и Богом, простив обидчиков и самому испросив прощение у обиженных тобой, признав свои грехи и покаявшись перед Богом, – без этого невозможна чистая молитва. Далее в ектение следуют прошения о спасении души, о мире всего мира, о благоденствии Православных Церквей, о храме, в котором происходит богослужение, и о молящихся в нем людях, о Патриархе, местном епископе, священнослужителях и всех христианах, о России, ее властях и армии, о городе и его верующих жителях, о благоприятной погоде и урожае, о плавающих, путешествующих, больных, страдающих и плененных, об избавлении от скорби и гнева. В заключительных прошениях верующие призываются предать свою жизнь и жизни окружающих в руки Христа, т.е. не забывать о Божьем промысле, действующем в мире.

АНТИФОНЫ

После великой ектении поются три антифона, которые чередуются с двумя малыми ектениями. Антифоны – особые песнопения, которые предписывается исполнять поочередно 2 хорами. Малые ектении состоят из трех прошений и являются сокращением великой. После 2-го антифона поется песнопение «Единородный Сыне и Слове Божий…», введенное в чин литургии в 534 году декретом византийского императора Юстиниана, который и являлся автором этого гимна. Песнопение возвещает православное учение о воплощение Христа: божественное и человеческое естества Господа остались каждое во всей полноте, без изменения одно в другое, так что Сын Божий, оставаясь истинным Богом, стал истинным Человеком.

МАЛЫЙ ВХОД

На возгласе после 2-ой малой ектеньи открываются царские врата, и в конце пения 3-го антифона совершается малый вход. Священник подает диакону напрестольное Евангелие, и они вместе, направляясь через горнее место (между восточной стороной престола и восточной стеной алтаря), выходят на амвон северной диаконской дверью. Священник благословляет вход и целует Евангелие. Диакон, произнося: «Премудрость прости», указывая молящимся на важность момента, творит Евангелием в воздухе крест, стоя лицом на восток, и входит через царские врата в алтарь. Евангелие снова полагается на престол. За диаконом в алтарь входит священник. Во время малого входа священник читает молитву, в которой просит, чтобы вместе со священнослужителями в храм вошли ангелы, которые сослужат людям при совершении великого таинства Евхаристии.

В древности храм имел два дополнительных помещения: в одном находился жертвенник, на котором совершалась проскомидия, а в другом, ризнице, хранилось Священное Писание. В те времена при пении «Единородный Сыне…» епископ, пресвитеры и диаконы торжественной процессией входили в храм, неся с собой Евангелие. В память об этом действе остался современный малый вход. Позднее Евангелие стало постоянно находиться на престоле в алтаре.

ТРИСВЯТОЕ

Пение Трисвятой песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» указывает на незримое присутствие и сослужение ангельских сил на литургии. Появление этой песни впервые фиксируется в V веке. Интересно, что она, в зависимости от празднуемого события, может заменяться песнопениями «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» или же «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя». Во время Трисвятого священнослужители переходят от престола на горнее место, становясь лицом к народу. На горнем месте в каждом храме находится специальный епископский трон.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Самый важный момент литургии оглашенных. В этих текстах Сам Христос и апостолы обращаются к нам, живущим спустя две тысячи лет, со словами наставления, остающимися актуальными в любую эпоху. В Православной Церкви существует сложная система чтения апостольских и евангельских отрывков в течение богослужебного года.

Во время чтения Апостола диакон совершает каждение алтаря, чтеца, хора и народа. Диакон читает Евангелие на амвоне, а на архиерейском богослужении – на середине храма. Перед этим священник молится о том, чтобы Господь просветил слушающих и помог им уразуметь священные тексты. Евангелие принято слушать стоя, в знак уважения ко Христу.

СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ

После Евангелия или проповеди, если она была, диакон произносит сугубую ектению, на которую хор отвечает троекратным «Господи, помилуй». В эту ектению могут добавляться особые прошения, например, о больных, путешествующих или о ниспослании дождя, а также за ней обычно поминаются записки о здравии, заказанные прихожанами.

За сугубой иногда следует заупокойная ектения. Ее не бывает в праздничные и воскресные дни, поэтому она не печатается в чине Литургии Василия Великого. В Русской Церкви в храмах, где литургия не совершается каждый день, заупокойная ектения произносится и по воскресениям, чтобы прихожане могли помянуть своих усопших близких.

В конце литургии оглашенных звучит ектения об оглашенных «Помолитеся, оглашенные, Господеви». В это время священник читает молитву, в которой просит Господа удостоить желающих креститься святой купели и отпущения грехов.

иерей Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск