Литургия первого епископа Иерусалима

Богослужение

Думаю, что многие знают о том, что в течение года в Русской Православной Церкви принято совершать две полные Божественные литургии – святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого.

Полными, в отличие от Литургии Преждеосвященных Даров, они называются потому, что за ними совершается таинство Евхаристии, то есть хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Однако не все знают о том, что в настоящее время в Православной Церкви существует практика служения еще одной полной Литургии, – Литургии, носящей имя святого апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Эту Литургию обычно совершают либо в день памяти апостола Иакова, либо в Неделю праотец, либо в Неделю по Рождестве Христовом.

Местный евхаристический чин

Иерусалим – город, где происходили священные события евангельской и первохристианской истории. Из Иерусалима апостолы отправились на проповедь Евангелия в отдаленные уголки населенной ойкумены. Здесь, как известно из Книги Деяний, впервые состоялся Апостольский собор. Первым епископом Иерусалимской Церкви был апостол Иаков, брат Господа по плоти. За его святую жизнь современники называли его праведным. Апостол Иаков был убит противниками христианства около 62 года. В скором времени римские войска разорили Иерусалим. Затем на остатках Святого Града была основана римская колония. Иерусалимская кафедра начала возрождаться в IV веке при императоре Константине Великом, когда гонения на христиан прекратились. У большой массы людей, принявших христианство, возникает интерес к местам, связанным с земной жизнью Спасителя. Палестина и Иерусалим в частности становятся центром притяжения христианских паломников со всего мира. Начинает развиваться и становится широко известной иерусалимская литургическая традиция. Разумеется, в Иерусалимской Церкви местный евхаристический чин связывали с ее первым епископом – апостолом Иаковом.

На протяжении истории бытования Литургии апостола Иакова ее чины в разных регионах отличались, что засвидетельствовано древними рукописями и переводами, однако все они были связаны с влиянием иерусалимской евхаристической традиции.

В Египте, Грузии и Греции

Изначально Литургия апостола Иакова совершалась только в пределах Иерусалимского (включая Синай, где она продержалась дольше всего) и Антиохийского Патриархатов, а также в Грузии. После завоевания греческого Востока арабами беженцы принесли ее в Южную Италию. Она была известна в Египте. Служение Литургии апостола Иакова не прерывалось у сирийцев (сиро-яковитов). Ее чин перестал использоваться у греков с XIII века, а у грузин после XI века. С XIV по XVI век не имеется свидетельств о совершении Литургии апостола Иакова где бы то ни было в православном мире. Существуют косвенные подтверждения того, что с XVII по конец XIX века Литургия апостола Иакова совершалась на греческом острове Закинф. Становление современного чина этой древней Литургии связано с деятельностью архиепископа Закинфского Дионисия (Латаса), опубликовавшего в 1886 году свой вариант ее последования с практическими указаниями к нему, а также стремившегося привлечь внимание к этой службе в греческой церковной среде.

Реконструкция древней службы

Интерес к Литургии апостола Иакова в славяноязычном православном мире значительно оживился в XX веке, после того, как Синод Русской Православной Церкви Заграницей в 1938 году одобрил издание ее славянского перевода, выполненного И.А. Гарднером на основе так называемой «иерусалимской» редакции Хризостома (Пападопулоса), впоследствии архиепископа Афинского и всея Эллады.

Перевод не преследовал научных целей, но предназначался для практического использования, то есть служения на церковнославянском языке Литургии апостола Иакова. Изданный И.А. Гарднером чин представлял собой реконструкцию древней Литургии Иерусалимской Церкви, выполненную греческими иерархами в конце XIX – начале XX века по рукописям разной степени авторитетности.

В 1960–1970-х годах в день памяти апостола Иакова эта Литургия ежегодно совершалась в Ленинградской духовной академии. Постепенно она получила распространение в Сербии, Болгарии и в других Поместных Православных Церквах. Сегодня Божественная литургия святого апостола Иакова совершается в епархиях Русской Православной Церкви по желанию священноначалия.

Особенности Литургии апостола Иакова

В современном чине Литургии апостола Иакова предпринята попытка воссоздания атмосферы богослужебной простоты Древней Церкви. Не используются такие атрибуты архиерейского богослужения, как дикирий, трикирий, митра. Архиерей облачается не в саккос, а в специальную фелонь, как на иконах древних святителей, и большой омофор. Духовенство не надевает наград – наперсных крестов и камилавок. Предстоятель и духовенство слушают Священное Писание, находясь в центре храма.

Читаются не только Апостол и Евангелие, но и Ветхий Завет. Священное Писание читается лицом к народу, так же, обратившись к молящимся, диакон произносит ектению. Отличается порядок малого входа с Евангелием и великого входа с дискосом и Чашей – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Во время великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча…». Часть молитв предстоятель читает вслух. Молитвы удивительно глубоки по содержанию, а их слова способны тронуть даже холодное сердце. Вот, например, одна из таких молитв, проникнутая духом нелицемерного братского единения христиан:
«Боже и Владыко всех, достойны ны соделай часа сего недостойных, Человеколюбче, да очистившеся от всякаго коварства и всякаго лицемерия, соединимся друг другу мира и любве союзом, утверждены Твоего Боговедения священием, ради Единороднаго Твоего Сына Христа, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Особенностью Литургии апостола Иакова является причащение мирян отдельно Телом и Кровью Христовыми. При этом обычно не используется лжица, которой в древности не существовало. Мирянам сначала преподается с дискоса Тело Христово, а затем они испивают из евхаристической Чаши Кровь Спасителя. Сейчас таким образом причащается духовенство в алтаре на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Участие в Литургии апостола Иакова – это интересный опыт, который позволяет нам шире взглянуть на богослужебную жизнь Церкви, осознать развитие во времени ее литургических форм. Литургия Иакова не просто историческая реконструкция древнего иерусалимского чина – это настоящее богослужение, за которым мы действительно возносим наши молитвы к Живому Богу и приобщаемся Самого Христа в таинстве Святой Евхаристии.

Иерей Димитрий Трофимов

Рейтинг статьи
Православный Симбирск