Что происходит на проскомидии?

Богослужение

«Литургия» – общественное дело, общая молитва – приблизительно так переводится с греческого языка название службы, являющейся основой жизни православного христианина. Итак, что же стоит за этим словом? Что скрывается за уставным названием? Божественная Литургия условно делится на три части. Первая ее часть – проскомидия.

Проскомидия

Пройдя почти двухтысячелетний путь развития, чин современной православной литургии включает в себя три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Проскомидия совершается в алтаре во время чтения 3-го и 6-го часа при закрытой завесе и Царских вратах, поэтому молящимся совсем не видно, что делает священник. Слово «проскомидия» переводится с греческого как «приношение», что является отголоском обычая древней Церкви, согласно которому члены общины приносили для совершения Евхаристии хлеб и вино, изготовленные в домашних условиях. Сама эта часть литургии посвящена подготовке хлеба и вина для таинства Евхаристии. Над ними совершаются определенные действия и читаются специальные молитвы. Сейчас на пожертвования прихожан печется хлеб для таинства и покупается вино.

Приношения

Хлеб и вино – это вещества таинства, поэтому к ним предъявляются высокие требования. В Евхаристии используется чистое виноградное вино, в которое добавляется немного чистой воды. В Русской Церкви принято употреблять красное десертное вино. Хлеб для Евхаристии берется квасной, он называется просфора (приношение). Она состоит из двух частей, что символизирует Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе. На верхней части просфоры стоит круглая печать, в которую вписан четырехконечный крест с буквами ИС ХС НИ КА («Иисус Христос побеждает»). Из нее будет вырезана большая частица кубической формы, которая называется «Агнцем» и над которой совершается таинство. В русской церковной традиции используют 5 просфор при служении литургии священником и 7 при служении епископом.

Священнодействия

Священник и диакон перед началом проскомидии, стоя на солее перед Царскими вратами, читают специальные входные молитвы, в которых испрашивают у Бога помощи на предстоящую службу и просят прощения у прихожан, собравшихся в храме. Затем священнослужители входят в алтарь, целуют престол и начинают облачаться в священные одежды. При этом на каждый элемент облачения читается особая молитва. Облачившись, священнослужители моют руки, читая стихи 25 псалма «Умыю в неповинных руце мои…».

Теперь начинается проскомидия. Священник и диакон становятся в алтаре перед жертвенником, где приготовлены священные предметы: потир (высокая чаша наподобие кубка), дискос (металлическая тарелка на подставке), копие (нож), звездица (две соединенные металлические скобы, которые способны вращаться так, что образуется крест), покровцы и воздух (2 покрывала крестообразной формы и 1 прямоугольной), лжица (ложка, которой преподается Причастие). Также на жертвеннике находится специальная деревянная тарелка, на которой будет вырезаться «Агнец», а поблизости помещаются сами просфоры и сосуды с вином и водой.

Поцеловав священные сосуды, священник дает возглас на начало проскомидии и, одновременно, чтение часов: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».

Из первой просфоры священник вырезает четырехконечный «Агнец», произнося стихи из пророчества Исайи «Как овца на заклание Он был приведен. И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В унижении Его в правосудии Ему было отказано. Но род Его кто изъяснит?» (Ис. 53:7–8). Агнец полагается на дискос и со словами «Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение» крестообразно надрезается до печати, так что он не распадается на четыре части, но они держатся корочкой. Затем со словами «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» священник прободает одну из частиц Агнца копием. После этого в потир вливается вино, смешанное с водой. Эти священнодействия над Агнцем – хлебом, который станет в Евхаристии Телом Христовым, напоминают о крестной жертве Спасителя.

Затем из 2-ой просфоры вынимается частица в память Пресвятой Богородицы, 3-й – за святых, 4-й – за живых членов Церкви, 5-ой – за умерших. В это время совершается поминовение записок с именами. Все частицы в определенном порядке полагаются на дискос вокруг Агнца, что указывает на Церковь земную и небесную, собранную вокруг Христа. В конце литургии эти частицы будут ссыпаны в потир с Кровью Христовой со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Когда все частицы вынуты, священник покрывает священные сосуды покровцами, окуривая каждый ладаном со специальной молитвой. Сначала на дискос ставится в разложенном состоянии звездица, которая в практическом плане поддерживает покровец, чтобы он не касался Агнца и частиц, а в символическом – обозначает одновременно и Вифлеемскую звезду, и Крест. Сам дискос символизирует одновременно ясли и гроб. Дискос со звездицей и потир покрываются крестообразными покровцами, а затем поверх них воздухом. Читается молитва предложения, в которой есть слова: «Помяни, как Благой и Человеколюбец, его (приношение) принесших и тех, за кого принесли, и нас неосужденными сохрани в священнодействии Божественных Твоих Таинств».

Затем, после того как диакон окадит алтарь и весь храм, они со священником молятся у престола перед началом литургии. В это время диакон, обращаясь к священнику, говорит примечательные слова: «Время сотворити Господеви». Они означают, что время Господу действовать. Люди сделали все, что могли, подготовив вещество таинства, дальше они бессильны, потому что совершителем таинства Евхаристии является Сам Бог, Который действует через священнослужителя.

Иерей  Димитрий ТРОФИМОВ

Рейтинг статьи
Православный Симбирск