О музыке, регентстве и богослужебном пении

Гость номера

От церковного хора во многом зависит молитвенная атмосфера в храме, ведь стройное исполнение песнопений настраивает верующих на особый лад. Невозможно не заметить главного человека, который управляет певчими – регента. О своем музыкальном пути и работе рассказывает Роман Хитев – регент смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска и архиерейского мужского хора Симбирской митрополии.

Роман Анатольевич, быть регентом – очень ответственно. Наверняка, работа занимает много времени?

– Да, труд регента, конечно же, сложный, впрочем, как и любой другой род занятий, который требует профессиональной подготовки, специального образования. Регент – это не только музыкант, но и в определенном смысле богослов, ведь тексты богослужебных песнопений в храме молящиеся слышат в музыкальном преломлении и интерпретации именно руководителя хора. В этом смысле мне очень повезло – у меня, помимо музыкального, есть и духовное образование. Я закончил Саратовскую православную духовную семинарию с дипломом бакалавра теологии.

– Есть ли у вас хобби? Остается ли время на что-то другое, кроме музыки?

– В начале учебы в семинарии хоровое пение и было моим хобби – на момент поступления я не имел музыкального образования. Параллельно с изучением богословских дисциплин, стал брать у педагогов консерватории уроки по теории музыки, гармонии, дирижированию. Моим увлечением и сейчас является занятие хоровым пением, его изучение. Помимо двух уже названных хоровых коллективов, у нас есть ансамбль византийского пения. Мы с большим интересом исполняем греческие, болгарские, сербские и другие песнопения разных православных традиций.

– Как вы поняли, что музыка – это то, чему вы должны посвятить свою жизнь?

– До сих пор не перестаю удивляться тому, как складывается мой жизненный путь. Я не видел в себе абсолютно никаких предпосылок к профессиональному занятию музыкой. Все время обучения в семинарии я молился о том, чтобы Господь показал мне мой путь. И происходили самые невероятные события: я стал регентом хора СПДС, затем без музыкального образования поступил в консерваторию. Все это утвердило меня в мысли о правильности направления, в котором я продолжаю двигаться и развиваться.

– Где вы учились музыке?

– Я с отличием закончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по классу хорового дирижирования у заведующей кафедрой дирижирования профессора Н.Н. Владимирцевой.

– Есть ли у вас наставник?

– Наставников в моей жизни было и остается много. Прежде всего, это митрополит Лонгин, который с самого первого момента нашего знакомства оказывал мне помощь и поддержку. У владыки есть очень интересный дар – он наперед видит в молодых людях их еще нераскрывшиеся таланты и способствует их развитию. Именно он настоял на моем поступлении в консерваторию, за что я ему безмерно благодарен.
А в 2013 году произошла очень важная для меня встреча, с которой, думаю, начался новый этап моей жизни – владыка Лонгин познакомил меня с В.А. Горбиком – в тот момент преподавателем кафедры дирижирования Московской консерватории и регентом Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, и попросил его взять меня в свои ученики. Этот человек не только выдающийся исполнитель, но и прекрасный педагог. Я и сейчас обращаюсь к нему за советом.
А.Г. Занорин, ректор Саратовской консерватории, регент архиерейского мужского хора Саратовской митрополии, стал для меня образцом в технике работы с хором и регентской практике.
И, конечно, мой учитель, профессор консерватории Н.Н. Владимирцева. Она обогащает своих учеников не только методическими знаниями по дирижированию, но развивает в студентах исполнительское чутье, навык художественного прочтения и исполнения сочинения.

– Знаю, что многих интересует вопрос о том, как формируется архиерейский хор. Какие критерии предъявляются к певчим?

– В наших хорах собрались одни из лучших профессиональных певцов Ульяновска. Владыка Лонгин после назначения на Симбирскую кафедру обратил особое внимание на развитие церковно-певческого искусства и благословил создание профессиональных церковных коллективов.
Для того, чтобы попасть в наши хоры, нужно обладать набором профессиональных навыков: знанием нотной грамоты, чтением нотного текста с листа, а также иметь вокальную подготовку. Но самое главное – наши певчие продолжают трудиться над развитием своих профессиональных качеств.

– Каким, по-вашему, должно быть пение за богослужением?

– Богослужебное пение должно помогать молиться. Это основная задача хора во время богослужения. А реализуется она по-разному. Во-первых, это репертуар. Существует много стилевых направлений богослужебного пения – знаменное, византийское, обиходное, партесное. Второй момент – исполнение. Регенту и хору необходима церковная грамотность и понимание смысла песнопения. Исходя из смысла, допустимо придавать музыкальным фразам подходящие эмоциональные оттенки. Благодаря этому в душах молящихся находят сочувственный отклик как скорбные события, отображенные в текстах Страстной седмицы, так и радостное пасхальное ликование Цветной Триоди.

– Хор призван донести до молящихся в храме смысл богослужебных песнопений. А как это происходит? Какие средства для этого используют хор и регент?

– Чтобы передать смысл текста, хор, для начала, должен донести до слушающих сам текст. Дикция, активная артикуляция, ясное произношение согласных и гласных звуков – это главные инструменты певчих.
Еще регент и хор могут помочь слушающим воспринять главные слова текста через такое средство музыкальной выразительности как фразировка. Она позволяет выделять наиболее значимые моменты в музыкальных построениях. Ее можно сравнить с интонацией в речи. В каждой фразе, в каждом предложении всегда есть устремленность к одному, самому важному слову. В музыке это слово называется «вершиной». И тут-то необходимо понимание богословия. Важно не ошибиться в выборе верной вершины, найти главную мысль, идею, слово. Именно это умение и делает регентов и дирижеров выдающимися.

– Как простому прихожанину научиться понимать духовную музыку?

– Нужно посвятить время прослушиванию лучших образцов духовной музыки. Если говорить о хоровом исполнительстве, то меня особенно вдохновляют несколько мастеров: творчество легендарных дирижеров и регентов А.В. Свешникова (+1980), Н.В. Матвеева (+1992) и, конечно же, архимандрита Матфея (Мормыля, +2009). Будет полезно слушать также классическую музыку: вокальную и инструментальную. И, конечно, прихожанам необходимо ближе знакомиться с самими текстами молитв, их содержанием, происхождением. Во время богослужения замечательно было бы иметь при себе тексты последований и изменяемых песнопений – тропарей, стихир, поющихся на определенной службе.

Беседовала Екатерина Баринова

Рейтинг статьи
Православный Симбирск