«Здесь все для вас – просто живите!»

Гость номера

В преддверии Дня медицинского работника нас с улыбкой встречают в Ульяновском областном хосписе. Тишина, спокойствие, шкаф с книгами, небольшой фонтан, яркая мебель – каждая деталь говорит о чутком и внимательном отношении к пациентам. О том, какую помощь здесь оказывают людям и чем радуют пациентов, рассказывает главный врач Ирина Николаевна Елистратова.

– Ирина Николаевна, какова, на Ваш взгляд, главная цель паллиативной медицины?

– Цель паллиативной помощи – не вылечить, так как вылечить тяжелое хроническое заболевание нельзя. Наша главная цель – повысить качество жизни пациентов, сделать так, чтобы они жили максимально полно тот небольшой отрезок времени, который им отведен в жизни. Мы стремимся приносить радость, облегчение людям.

– Почему Вы выбрали именно эту сферу медицины?

– По профессии я акушер-гинеколог и более 15 лет работала по специальности, была заведующей женской консультации. Это очень интересная профессия, но в определенный момент я узнала о том, что развивается новый вид медицинской помощи – паллиативная медицинская помощь. В 2016 году мне предложили заняться этим направлением. К тому времени у меня уже имелся определенный запас знаний, было пройдено обучение. Принимая участие в становлении этого вида помощи, понимаю, что тем самым я реализую себя: могу применить свои знания и исполнить свою мечту – помогать людям, а еще это большая возможность для личностного роста и как профессионала, и как человека.

– Какую помощь, кроме медицинской, могут получить пациенты хосписа?

– С каждым пациентом работает команда специалистов: врач, средние медицинские работники, младшие медицинские сестры, психолог, заведующая отделением, главный врач, волонтеры, духовник, сестры милосердия. Пациенты видят, что о них заботятся, что они нужны, они постоянно заняты чем-то полезным для себя. Это позволяет быстрее адаптироваться у нас. Даже если человеку было страшно до госпитализации, он был агрессивен, путем такого взаимодействия негативные эмоции растворяются и пациент меняет свою точку зрения, вовлекается в полноценную жизнь.

– Что бы Вы хотели усовершенствовать или внедрить в хосписе?

– Моя большая мечта – сделать атмосферу более домашней, чтобы люди, приезжая сюда, находились в комфортных условиях.
Чем больше о нас знают, тем больше помощи мы можем оказать. Поэтому мы стараемся максимально информировать людей о паллиативной службе и о нашем хосписе. Хочу обратиться к читателям «ПС» и предложить задать вопросы о нашем учреждении, рассказать о своих нуждах – сейчас группы нашего хосписа есть во всех социальных сетях.

– Есть ли некий свод правил или постулаты, действующие в хосписе?

– У нас есть заповеди хосписа, главная из которых – «Если нельзя человека вылечить, ему всегда можно помочь».

– Какими качествами должен обладать Ваш сотрудник?

– В хоспис обычно приходят люди, изначально имеющие определенные качества, как профессиональные, так и душевные. Это доброта, открытость, эмпатия – способность понимать, что переживает другой человек, и сопереживать ему, стремление помочь. Если этого нет, сотрудник просто не сможет здесь работать.
Прежде, чем устроиться к нам официально, любой медицинский работник приходит в хоспис как волонтер. Он общается с сотрудниками, с пациентами и решает для себя, хочет ли он работать именно здесь. В хоспис нельзя  прийти «для галочки», чтобы просто иметь запись в трудовой книжке и медицинский стаж.

– Ваша работа требует постоянного пребывания в атмосфере человеческой боли. Как избежать синдрома выгорания и профессионального цинизма?

– Вопрос профессионального выгорания – это всегда вопрос номер один, так как медработники дежурят сутками, фактически живут здесь.
Хорошее средство профилактики профессионального выгорания – это юмор. Мы смеемся над собой, над ситуациями, которые с нами происходят, – это очень помогает разрядить обстановку. Важно, чтобы помимо работы в жизни сотрудников было что-то личное и интересное: творчество, спорт, любимый сад. График работы медицинских работников составляется таким образом, чтобы они три раза в год были в отпуске.

– Есть ли в паллиативе место радости?

– Когда пациент приезжает к нам с серьезными страданиями, с которыми нельзя справиться дома или в другой больнице, несложно представить, что он испытывает. Когда через день-другой нам удается снять боль, человек осознает, что уже можно спать, как раньше, кушать, то каждое простое действие уже доставляет радость! И, поверьте мне, видя, что ему лучше, что к нему относятся, как к родному, человек радуется каждому новому дню! Иногда кто-то просит свое любимое печенье, на этот случай у нас всегда есть запас разрешенных сладостей. Мы завариваем чай, кофе, приносим в постель. Если пациент хочет пойти погулять, у нас есть специальные средства передвижения. Кто-то слушает музыку, кто-то лепит, кто-то рисует. Каждый человек занимается тем, что ему хотелось делать, но как-то некогда было.
Самая большая радость – это когда пациенты видят, что мы рады им и принимаем такими, какие они есть. И в семье, и на работе меняется отношение к неизлечимо больным людям. Очень часто наши пациенты страдают именно от этого. Мы не считаем заболевших источником каких-то неприятностей, не считаем их виноватыми в таком состоянии – просто стараемся помочь.


Главное в лечении – это не медикаменты, а отношение к человеку. Вышел вчера один пациент погулять и спрашивает: «Что у вас на клумбах? Какие здесь цветы?». Я ему рассказываю, как мы добивались эффекта непрерывного цветения – чтобы с ранней весны до поздней осени все было красиво и обязательно что-то цвело. Он говорит: «Ну надо же, как хорошо! Здесь сделано все, а от нас нужно только одно!». Я спрашиваю: «Что?». «А чтоб мы жили», – говорит. Лучше и не сформулируешь!
А самый главный показатель для нас – когда по истечении срока госпитализации, мы говорим пациентам: «Мы сделали для вас все, что могли, а теперь поддерживать вас будем дома», а они просят их не выписывать. Либо назначить дату следующей госпитализации к нам.

– Наблюдали ли Вы случаи, когда, узнав о неизлечимой болезни, люди обретали Бога?

– Да, и не раз. Я помню пациентку, которая, поговорив с батюшкой, исповедавшись, сказала: «Я не умру до тех пор, пока не попрошу прощения у своих сестер». Одна жила во Владивостоке, а другая – в Калининграде. Сестры должны были приехать через месяц. Женщина дождалась их, попросила прощения и действительно мирно ушла.
У нас люди крестятся, венчаются, причащаются. Ограниченность временного ресурса позволяет человеку быстрее принять те решения, которые он не мог принять раньше.

Что меняется в людях в преддверии смерти?

– Многие люди стремятся наладить контакт с семьей и исправить какие-то ошибки. Очень отрадно видеть, когда в хоспис приезжают издалека сестры, братья пациентов. Люди примиряются после конфликтов, недомолвок, прощают друг друга.
Есть люди, которые рассказывают нам о том, что не нашли в жизни того, ради чего стоило жить. Они начинают анализировать свою жизнь, отрешившись от всего земного. Такие люди, наоборот, избегают контакта с родственниками, друзьями. Они замыкаются и стараются в себе разобраться. Вот как раз именно эти люди, помимо психологической помощи, просят пригласить священника для беседы.

Чему научил Вас опыт работы в хосписе?

– С профессиональной точки зрения опыт работы в хосписе научил необходимости работать в команде. Я очень хорошо научилась понимать и ценить свою жизнь, семью, друзей и, конечно же, здоровье. Самое ценное – это отношения, понимание, что они есть в жизни. Ради этого стоит жить. По крайней мере, так говорят наши пациенты.

Беседовала Мария Башарина

Рейтинг статьи
Православный Симбирск