Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов

Храм во имя Сошествия Святого Духа Храмы и монастыри

Храм по улице Воробьева, неподалеку от моста через Свиягу, был построен в 1879 году в качестве домовой церкви Чувашской школы. Входит в комплекс объектов культурного наследия регионального значения “Чувашская учительская школа, где Ленин Владимир Ильич вместе со своим отцом Ульяновым Ильей Николаевичем бывал у работавшего здесь чувашского просветителя Яковлева Ивана Яковлевича”.

В “Статистическом описании соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года” Н.Баженова есть такие сведения о храме:

Церковь Сошествия Святого Духа при чувашской учительской школе. Храм первоначально построен в 1884 г. на пожертвования Православного Миссионерского Общества и частных благотворителей с пособием от Министерства Народного Просвещения; в 1897 – 98 г.г. он перестроен заново на средства Симбирского купца Ник. Яков. Шатрова. Престол в нём один в память Сошествия Святого Духа на Апостолов. Причт состоит из одного священника. Квартира для него при школе. Жалованья священнику от Православного Миссионерского Общества 600 руб”.

Иван Яковлевич Яковлев был создателем оригинальной системы просвещения родного народа, составителем азбуки и новой чувашской письменности, автором букварей и книг для чтения на родном языке, переводчиком, издателем, собирателем и исследователем чувашского фольклора, известным общественным деятелем. Он выступил одним из инициаторов сооружения Дома-памятника в честь Ивана Александровича Гончарова. Это здание на Венце, где расположены краеведческий и художественный музеи, – своеобразный символ города.

Причем, продолжая свою деятельность по просвещению своего народа, он одновременно очень много внимания уделял строительству Дома-памятника с самого начала и до окончания строительных работ (1912-1915 гг.). Дело в том, что для наблюдения за строительством была избрана строительная комиссия, и Яковлев вначале был членом хозяйственной части, а впоследствии стал заведующим всей постройкой. Он добросовестно и энергично выполнял функции заказчика, четко организовывал весь ход стройки, у него были ответственные, строго следящие за соблюдением техники безопасности, он своевременно решал все возникающие трудности, а в процессе строительства регулярно отчитывался перед губернской ученой архивной комиссией. Одним словом, заслуги его, связанные с этой уникальной стройкой, несомненны.

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста Ивана Яковлева и размещалась на частных квартирах при поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова. 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Здесь учились чуваши, мордва, марийцы, татары и представители других народов России. Педагогический состав также был многонационален. На территории школьной усадьбы находилось шесть зданий: нижний корпус, деревянный флигель, здание домовой церкви, здание школьных мастерских, верхний корпус, здание мужского двухклассного приходского училища. Все здания сохранились до наших дней. Территория на берегу Свияги была большая, но храма не было. А в основу деятельности этой школы наряду с трудовым Яковлев заложил именно религиозное воспитание, и отсутствие храма составляло существенный пробел. В 1876 году министром народного просвещения указывалось на желательность устройства домовой церкви при Симбирской чувашской школе. Тогда Яковлев обратился к инженеру А.И. Львовичу-Кострице, и в 1881 году тот составил проект переустройства одного из зданий этой школьной усадьбы под храм. Это было здание, где располагались школьные мастерские, т.е. их перенесли в другое здание, а здесь была устроена домовая церковь, которая в самом начале 1885 года была освящена епископом Варсонофием во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Здание расположено в средней части северной границы усадебного комплекса. Лицевым фасадом обращено на улицу Воробьева. Здание двухэтажное, кирпичное, прямоугольное, в плане с апсидой с восточной стороны. Кровля металлическая, стены не оштукатурены, с междуэтажными и подоконными поясками. Окна первого этажа с лучковыми кирпичными перемычками. Второго – арочные с архивольтами и сандриками в виде кокошников, защищенных сверху кровельным железом. В центральной части южного фасада входной кирпичный тамбур.

Характерными чертами домового храма были его строгость и простота. В дубовом иконостасе, изготовленном самими учащимися школы, размещались 11 икон, выполненных казанским цеховым живописцем С. Спиридоновым.

В Клировых ведомостях за 1887 год отмечено, что служит здесь священник Петров – Туринге 29 лет. Его жене Анне Сергеевне 25 лет, их детям Марии – 4 годика, Валентине 3 годика и Петру шесть месяцев. Церковный староста – Симбирский купец 2- ой гильдии Николай Яковлевич Шатров со дня освящения церкви (20 января 1885). Диаконом был Василий Афанасьевич Афанасьев 23 лет, жене его Ксении Степановне 19. Он был еще и на должности учителя приготовительного класса и учителя пения женского отделения Симбирской чувашской школы

Вот что писал об этом сам Яковлев: “Иконостас дубовый в русском стиле, весьма простой, но изящный, без всяких золотых украшений. Иконы написаны масляными красками на полотне, натянутом на подрамники; фон их живописный. Вся обстановка церкви простая, соответствующая общему духу и назначению школы”.

Современный иконостас храма – точная копия утраченного.

В связи с преобразованием Симбирской чувашской школы в учительскую в 1890 году число учащихся вновь увеличилось. Домовый храм, который посещали и жители города, стал тесен. Почётный попечитель школы Н. Я. Шатров подал идею о расширении храма и выразил готовность записать расходы на свой счёт.

Николай Яковлевич Шатров, крупнейший симбирский благотворитель рубежа XIX-XX веков (как говорили, «миллионщик»), промышленник, меценат губернии. Он очень много оказывал поддержки чувашской учительской школе Ивана Яковлева. Был ее попечителем и более 20 лет на свои деньги содержал Симбирскую чувашскую школу, истратив на неё более 100 тыс. рублей. На его средства в течение 1897-1898 годов здание было надстроено вторым этажом, к восточной стороне здания пристроено одноэтажное, имеющее форму полукруга, помещение для алтаря. В поперечном коридоре здания, которое пришлось расширить, построена каменная лестница. Кроме храма, в здании также разместилась школьная библиотека и классы женского отделения. Надо сказать, что по соседству с территорией Симбирской чувашской школы находилось усадебное место, принадлежавшее Н. Я. Шатрову. В 1909 году это усадебное место было пожертвовано Н. Я. Шатровым школе. На пожертвованной усадьбе, на его же средства в 1909-1910 годах было построено отдельное каменное здание, состоявшее из двух этажей и подвального – под одной его третью. Это дало возможность разместить в новом здании и ученическую кухню со столовой, учебные классы, спальни и несколько квартир учителей. В коридоре нижнего этажа этого здания совершались общая утренняя и вечерняя молитвы.

При домовой церкви в 1898 году И. Я. Яковлевым было создано Святодуховское братство, которое преследовало, прежде всего, религиозные цели в воспитании учащихся, но также было призвано заботиться “об оказании им материальной и медицинской помощи, как во время учения, так и по окончании его”. И. Я. Яковлев привлекал в члены этого общества высокопоставленных чиновников губернского управления, служителей церковного ведомства и учителей, побуждал их к пожертвованиям. Средства братства использовались на издание и распространение Священного Писания на чувашском языке, богослужебных и религиозно-нравственных книг, на содержание в школе бедных учащихся, на лечение больных воспитанников.

Священниками в домовой церкви в разное время служили В.Н. Никифоров, М.П. Петров, И.Д. Дормидонтов.

Священник Андрей Петрович Петров (Туринге), с 1 августа 1877 года в школе на должности учителя. В 1885 году рукоположен во диаконы, потом в священники. Диакон у него Василий Афанасьев Афанасьев, с 1878 по 1883 обучался в этой школе . Рукоположен во диакона в ноябре 1887 года в домовую церковь по ходатайству И. Я. Яковлева.

Священник Василий Никифорович Никифоров, сын крестьянина. Обучался в Симбирской чувашской учительской школе. 1 сентября 1883г. определён на должность преподавателя истории и географии. Епископом Симбирским и Сызранским 5 февраля 1899 г. рукоположен в священники Духосошественской домовой церкви и назначен законоучителем женского училища при Симбирской чувашской школе. Со времени рукоположения в священники принимал участие в переводах священных и богослужебных книг на чувашский язык.

Священник Михаил Петрович Петров, сын крестьянина из чуваш Казанской губернии. Обучался в Симбирской духовной семинарии, которую окончил в 1901 году. 17 июля 1905 г. рукоположен Епископом Симбирским и Сызранским Гурием в священники, 1сентября 1906 г. назначен законоучителем в приходское двухклассное училище при Симбирской чувашской учительской школе.

Священник Иван Дормидонтович Дормидонтов – сын крестьянина из чуваш Симбирской губернии. Обучался в Симбирской чувашской учительской школе. В 1899 году поступил в IV класс Симбирской духовной семинарии. 30 января 1904 г. рукоположен Епископом Симбирским и Сызранским Никандром в священники. 3 декабря 1907 г. перемещён на должность настоятеля домовой церкви при Симбирской чувашской школе.

Группа преподавателей и священнослужителей.

Сидят (слева направо): Ф.Д. Данилов, А.П. Петров (Туринге), И.Я. Яковлев, В.Н. Никифоров и К.П. Прокопьев; стоят: И.Д. Дормидонтов и М.П. Петров. Симбирск, 1911

8 декабря 1917 г. благочинный бесприходных домовых церквей города Симбирска священник Дмитрий Ахматов вместе с протоиреем В.Никифоровым и представителем ремесленного училища осмотрел домовую церковь при Симбирской чувашской школе. 9 декабря 1917 г. он пишет об осмотре Управляющему Симбирской епархией Архиепископу Тихону: “.. .храм находится в таком печальном и беззащитном состоянии, что, по моему мнению, его необходимо срочно перенести в приходскую церковь целиком, не исключая иконостаса и даже престола. Строго говоря, в училище есть только алтарь, (не запертый при осмотре), отгороженный деревянными (не запирающимися теперь) толстыми ширмами, примыкающими непосредственно к иконостасу, самой же церкви в сущности нет). Есть только так называемый церковный зал. Входы в последний при осмотре были не заперты, в нём около иконостаса стоит рояль, здесь же происходят собрания красноармейцев, помещающихся в училище…”

Наиболее ценные церковные вещи были в этот же день вынесены в ближайшую Богоявленскую церковь. Благочинный священник просил быстрее перенести церковное имущество: иконы, ризницу и утварь в ту же приходскую церковь. Значит, к этому времени домовая церковь уже не действовала…

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» — органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но, тем не менее, в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени». А уже 25 ноября 1919г. коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии». Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене. 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования – ЧувИНО, позднее — Ульяновский чувашский педагогический техникум. В октябре 1922 года Иван Яковлевич был вынужден уехать из Симбирска и остаток жизни провел у своих детей в Москве, где и умер в 1930 году. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в  Ульяновске  до 1956 г.  С 1956 по 1982гг. здесь размещалась школа-интернат № 16, а в 1983г. весь коллектив передан педучилищу и институту усовершенствования учителей Ульяновского облоно. В 1985г. комплекс вошел в состав Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И.Ленина», в «верхнем» корпусе разместился музей.

С 1956 по 1982 гг. в здании размещалось помещение спортзала школы-интерната № 16 и музей Симбирской чувашской школы, в 1983 году здания были отданы институту усовершенствования учителей ульяновского облоно, в 1985 г. комплекс вошел в состав Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И.Ленина». Как приходская, церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов зарегистрирована 10 сентября 1993 года. Этот храм часто называют просто – «чувашская церковь». В храме находится почитаемая икона великомученика и целителя Пантелеймона.

Рейтинг статьи
Православный Симбирск